Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос. Общая характеристика литературного процесса рубежа XIX-ХХ веков

Читайте также:
  1. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  2. Cудебник 1497 г. Общая характеристика
  3. Cудебник 1550 г. Общая характеристика, система и источники
  4. I. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА
  5. I. Общая дерматовенерология
  6. I. Общая характеристика жанровой системы связей с общественностью.
  7. I. Этиологическая характеристика
  8. II. Всеобщая грамматика Пор-Рояля.
  9. II. Клинико-фармакологическая характеристика лекарственных средств, влияющих на липидный обмен.
  10. II. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЯТИ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ГРУПП

Вопросы к зачету по истории зарубежной литературы

конца XIX – начала XX веков

 

1. Хронологические рамки изучаемого периода. Понятие «переходности», ее проявления в общественной и литературной ситуации рубежа веков.

2. Основные литературные направления конца XIX – начала XX вв., их общая характеристика.

3. Философские основы декаданса и модернизма.

4. Декаданс и модернизм. Основные литературные явления декаданса (декадентские художественные направления) на рубеже веков.

5. Специфика критического реализма на рубеже XIX – XX веков. Покажите своеобразие реалистической литературы рубежа веков на примере 2-3 произведений.

6. Философские и литературные истоки французского натурализма. Творчество Э. и Ж. Гонкуров.

7. Эстетические взгляды Э. Золя. Концепция «экспериментального романа».

8. «Ругон-Маккары» Э. Золя. Место цикла в творчестве писателя, замысел и структура цикла. Проблема творческого метода писателя.

9. Особенности поэтики Золя на примере анализа 1 романа.

10. Творчество Мопассана.

11. Мопассан и натурализм. Место романа «Жизнь» («Милый друг») в творчестве писателя. Специфика пейзажа.

12. Анализ 2 – 3 новелл Мопассана.

13. Творчество Р. Роллана (до первой мировой войны).

14. «Жан-Кристоф» Р. Роллана: жанровое своеобразие; проблематика; образ Жан-Кристофа.

15. Французский символизм.

16. Творчество Г. Ибсена. Связь с традициями национальной романтики. Социально-психологическая драма Г. Ибсена.

17. Общая характеристика английской литературы рубежа веков.

18. Творчество Д. Голсуорси (до первой мировой войны).

19. «Собственник» Д.Голсуорси: понятие «форсайтизма», основные проблемы и темы романа.

20. Драматургическая концепция Б. Шоу. Б. Шоу и Г. Ибсен. Основные циклы пьес Шоу, их характеристика.

21. Б. Шоу «Профессия миссис Уоррен»: конфликт и своеобразие структуры драмы; парадоксы.

22. Место О. Уайльда в английской литературе. Периодизация творческого пути писателя. Эволюция О. Уайльда.

23. Литературные сказки О. Уайльда: проблематика, система персонажей, художественные особенности.

24. Эстетические взгляды О. Уайльда, их воплощение в романе «Портрет Дориана Грея».

25. Творчество Т. Манна (до первой мировой войны). Концепция «бюргерства» и ее воплощение в «Будденброках».

26. Новеллистика Т. Манна. Тема художника в новелле Т. Манна «Тонио Крёгер».

27. Творчество Г. Манна (до первой мировой войны).

28. Тема верноподданничества в романе Г.манна «Верноподданный».

29. Литературный процесс в США на рубеже XIX–XX вв.

30. Творчество Д. Лондона.

31. Мартин Иден» Д. Лондрна: жанровое своеобразие, проблематика, тема художника.

32. Творчество Т. Драйзера (до первой мировой войны).

33. «Сестра Керри» Т.Драйзера: воплощение натуралистической концепции человека.

34. Творчество Марка Твена.

35. Сопоставительный анализ «Приключений Тома Сойера» и «Приключений Гекльберри Финна».

 

 

Ответы по ИЗЛ конец 19 – начало 20 веков.

вопрос. Общая характеристика литературного процесса рубежа XIX-ХХ веков

Несмотря на сравнительно небольшие хронологические рамки (1870-е годы – 1914), данная эпоха является качественно новым этапом культурного развития человечества. Многими деятелями культуры, западными и русскими философами, поэтами и писателями, музыкантами и художниками эпоха расценивалась как кризисная. Об апокалиптическом характере современности говорили как западные (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет), так и русские мыслители (В. Розанов, Н. Бердяев, А. Белый, П. Флоренский.

У А. Шопенгауэра (1788-1860) «Мир как воля и представление» (1819), оказал влияние на мировоззрение многих писателей (Т. Манн, Т. Гарди). Он шел вслед за Кантом, основоположником немецкой классической философии (1724-1804). Кантовская теория познания, его этические и эстетические воззрения во многом определили философско-эстетическую доктрину Шопенгауэра. Шопенгауэр создает свое учение о мире как мятущейся, стремящейся к воплощению воле. К познанию этого мира может приблизиться только художник, человек, в котором эстетическая интуиция преобладает над рациональным началом.

Одной из знаковых фигур рубежа веков стал Ф. Ницше (1844-1900), становление философии которого происходило под несомненным влиянием идей Шопенгауэра. Ф. Ницше одним из первых попытался проанализировать суть эпохи, за которой в определенное время закрепилось название «декаданс». Помимо Шопенгауэра, на духовную эволюцию Ф. Ницше оказал влияние Вагнер. Музыка, по мнению Р. Вагнера, - это прямое выражение мировой воли. Идея Вагнера стала основополагающей для труда Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) (несомненный отзвук этих идей студент найдет в творчестве Т. Манна, Р. Роллана). Работы Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (1833-1885) и «По ту сторону добра и зла» (1886)

Учением об интуиции А. Бергсона (1859-1941). Интуицию Бергсон считает основным способом познания жизненной сущности. Оригинальная философская и этико-религиозная концепция Бергсона сделала его кумиром эпохи. Учение Бергсона в определенной степени можно считать философской основой литературного импрессионизма.

Результатом кризиса общественного сознания, ощущения переломности исторического момента и является переосмысление духовных ценностей. Деятелей культуры и литературы рубежа веков объединяет потеря веры в незыблемость прежних идеалов. Так формируется декаданс как тип трагического художественного мироощущения рубежа веков.

Модернизм рубежа веков – это попытка преодоления декаданса. Модернизм – это поиск художниками новых форм выражения своих мыслей, чувств, настроений. Новый культурный, духовный контекст требовал нового типа художественного восприятия действительности. «Задача художника не описывать, запечатлевать объективно существующую действительность, а, исходя из своей собственной художественной вселенной, вступать в отношения с этой действительностью, создавая чисто субъективное искусство ».




Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 129 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав