Читайте также:
|
|
Сциентизм -это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире.
Волюнтаризм -направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.
Синкретизм -тенденция искусственного смешения элементов верований и культов, идей и образов разных религий
Рефлексия -способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
Теодицея - философская идея оправдания Бога за несовершенство мира и допускаемое Им зло на земле.
Фидеизм -утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение.
Эсхатология - система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние.
Мировоззрение -совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
Мироощущение -отношение человека к окружающей действительности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках.
Мировосприятие -восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение.
Нигилизм - мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
Фатализм - представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу.
Догматизм -способ мышления, оперирующий догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике) и опирающийся на них.
Релятивизм - проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.
Объективизм -мировоззренческая позиция, в основе которой находится ориентация на нейтральность в рассмотрении природных и общественных явлений
Субъективизм - взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания.
Космогонические мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий.
Этиологические мифы -объяснительные мифы-повествования, в которых разъясняется в мифологической олицетворённой форме происхождение какого-либо явления природы или социальной жизни.
Эсхатологические мифы – мифы о предстоящем конце мира.
Солипсизм -крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.
Натурализм - философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего.
Монизм -философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
Плюрализм – позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.
Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития.
Индетерминизм – учение или методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индереминизм)
Редукционизм – методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).
Экзистенция – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия.
Исихазм – христ. учение об исихии, священнобезмолвии, опиравшееся на многовековой опыт мистиков, особенно широко распространилось в Византии в 30-х гг. 14 в.
Качество – философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество обнаруживается через свойства предметов.
Количество – философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращение данного предмета в другой (объемы, размеры, скорость).
Мера – философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определенностей предмета.
Время – фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий.
Пространство – то, что является общим всем переживаниям разума и возникающим благодаря его органам чувств.
Креационизм – теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
Сущность – то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия.
Явление – вообще всё, что чувственно воспринимаем, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза
Акциденция – философский термин, введенный в его греческом варианте Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.
Движение – философская категория, отражающая любые изменения в мире.
Изменение – превращение в нечто другое.
Покой – форма установления меры, неравновесной устойчивости между противоположностями.
Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.
Возможность – направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория.
Действительность – объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определенные исторические возможности.
Необходимость – категория, используемая в философии, научном познании и логике и выражающая неизбежный характер событий, происходящих в реальном мире, либо закономерный характер процессов, изучаемых в науке, или же логическую связь между посылками и заключением в дедуктивных умозаключениях.
Случайность – проявление внешних неустойчивых связей в действительности, проявление результата пересечения (совпадения) независимых процессов или событий; проявление неотъемлемого дополнения к законам необходимости.
Противоположность – один из двух "борющихся" моментов конкретного единства, которые являются сторонами противоречия.
Противоречие – отношение двух суждений, каждое из которых является отрицанием другого.
Снятие – философская категория, введенная Гегелем и означающая уничтожение формы объекта, изменение его содержания и сохранение жизнеспособных элементов при переходе на более высокую ступень развития.
Эволюция – развитие.
Инволюция – регресс.
Закон динамический – объективные, необходимые, существенные связи и зависимости, характеризующие Поведение относительно изолированных объектов (состоящих из небольшого числа элементов), при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей имеют точно определенный, однозначный характер (например, в классической механике).
Закон статистический – форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденции изменения. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей (в математической статистике, статистической физике, квантовой механике, социологии и др.).
Причина – явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.
Следствие – действие, следующее из/после (по времени) какой-либо причины.
Содержание – всеобщая характеристика ценности, значения какой-либо вещи, в частности в эстетике, употребляется как обозначение ценного и значимого содержания эстетического предмета, в противоположность его форме.
Форма – понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |