Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Э.Гуссерль –основатель феноменологии.

Читайте также:
  1. Феноменология как новая онтология. Метод феноменологии. Ноэзис и ноэма (Гуссерль)

Феноменология -направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

 

Природа и сущность человека

Формы деятельности человека:

- наука – деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности.

- труд – целесообразная деятельность человека по преобразованию природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей.

- игра – форма свободного самовыражения человека, направленная на воспроизводство и усвоение общественного опыта.

Натуралистическая теория природы человека – это совокупность философских и теоретических взглядов, сводящих сущность человека к природным началам, а его деятельность, в т. ч. - и культуротворческую, к удовлетворению естественных потребностей, реализации инстинктов, определяющих природу человека.

Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.

Личность – индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Индивид – отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Человек – существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности.

Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

Биологизаторство – человек существо биологическое и социальное, преобладание биологического приводит к биологизаторству.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Индивидуализм – особая форма мировоззрения, подчеркивающая приоритет личностных целей и интересов, свободу индивида от общества.

Коллективизм – характерная черта социалистических и коммунистических общественных отношений и принцип коммунистической морали, раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива.

Нигилизм – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

Фатализм – представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу.

Волюнтаризм – направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.

Христианство – авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Сознание – состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Антропологизм – философская концепция, представители которой усматривают в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

Человек и ценности его жизни

Ценность – указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.

Типы ценностей:

- социальные – значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.

- моральные –

- эстетические – чувственно воспринимаемая и приносящая наслаждение и удовольствие специфическая сторона бытия человека.

- экзистенциальные – личность (человеческое Я), жизнь, любовь, труд, игру, свободу, творчество, достоинство, уединение, отдых, участие, служение, веру, здоровье, наслаждение, страдание, мужество, смерть.

- познавательные –

- нравственные –

- духовные –

Сферы человеческого существования:

- чувственно-эстетическая –

- научно-познавательная –

- нравственная –

- политическая –

Общечеловеческие ценности:

- красота – эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.

- добро – понятие этики, характеризующее нравственность и противоположное изначально понятию худа (т.е. означало результат действия блага, в противовес результату действия зла)

- истина – гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету.

Релятивизм – проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.

Субъективизм – взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания.

Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения

Добросовестность – тщательное исполнение формальных или неформальных социальных обязанностей.

Благодеяние – совершение блага.

Благоразумие – качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).

Свобода – это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события.

Ответственность – субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости).

Идеал – высшая ценность, наилучшее, завершенное состояние того или иного явления — образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности.

Счастье – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Аксиология – изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Человек – существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности.

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Аскетизм – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний ("умерщвление плоти") как средство достижения религиозных или этических целей.

Гедонизм -этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.

 

 

Сознание

Сферы сознания:

- логико–понятийная- с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.

- ценностно-мотивационная - Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов.

- телесно-перцептивная - этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами.

-эмоционально-аффективная - это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром.

Аспекты сознания:

- гносеологический-

- этический-

- социальный-

Психофизический параллелизм -теория об отношении мышления и бытия, психического и физического, согласно которой процессы, происходящие в мышлении и бытии, строго соответствуют друг другу и со стороны материального содержания, и во времени, однако совершенно не взаимодействуют.

Материализм -материя (объективная реальность) является первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух) — вторичным (результатом, следствием).

Идеализм - первичность сознания по отношению к материи.

Социокультурный подход к пониманию сознания – сознание продукт общественно – исторического развития, вне общества не возникает и не может существоать,его возникновению и развитию должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга, не существует без языка как материальной формы своего выражения, предполагает включенность человека в социальную практику.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Практика – материальная, чувственно-предметная деятельность человека.

Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека.

Вульгарный материализм – философское течение середины 19 в., упрощавшее и огрублявшее основные принципы материализма. (Энгельс).

Психика – один из элементов, объясняющих механизм поведения человека.

Сознание – состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Виды бессознательных процессов:

- озарение – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения.

- интуиция – чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.

- сновидение – субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих).

Интенциональность – понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.

Познание

Виды познания:

- интуитивное – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства;

- рациональное – познание посредством мышления;

- чувственное – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета.

Представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса.

Субъект познания – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей, общество или социальную группу.

Объект познания – предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в качестве объекта может выступать и сам субъект.

Истина – есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Рационализм – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Иррационализм – философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.

Эмпиризм – единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными.

Прагматизм – философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и смысловой значимости.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.

Наука – сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Верификация – установление соответствия принятой и переданной информации с помощью логических методов.

Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Материализм – материя (объективная реальность) является первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух) — вторичным (результатом, следствием).

Формы и методы познания

Вывод – умозаключение.

Аксиома – утверждение, принимаемое истинным без доказательств.

Гипотеза – предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство.

Аргумент – утверждение (посылка) или группа утверждений (посылок), приводимые в подтверждение другого утверждения (заключения).

Эмпиризм – единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Анализ – метод исследования.

Индукция – от частного к общему.

Дедукция – от общего к частному.

Наблюдение – восприятие и запоминание личностью; вплоть до формализации для субъекта.

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

Умозаключение – мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением, или следствием.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса.

Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета.

Виды познания:

- обыденно-практическое – этот вид познавательной деятельности основывается на опыте который человек приобретает осуществляется разного рода деятельностью.

- мифологическое – особенности своеобразие мифического мировосприятия. природа с точки зрения мифа арена усилий действие борющихся сил.

- научное –

- философское – как и в науке в философии используется строгий язык понятий. Однако истина философского познания имеет этическую составляющую. Истинное справедливое.

Синтез – процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Эволюция – синонимразвития.

Отрицание – философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта, процесса.

Представление – образ раннее воспринятого предмета или явления.

Теория – учение, система идей или принципов.

Концепция – генеральный замысел, руководящая идея.

Метатеория – теория, анализирующая структуру, методы и свойства какой-либо другой теории.

Уровни научного познания:

- эмпирический – это накопление фактов об объекте опытным путем.

- теоретический – базируется на эмпирическом и представляет собой осмысление результатов эмпирических исследований, проникновение в сущность объекта и характер его связей.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.

Релятивизм – проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.

Агностицизм – направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно.

Сциентизм – это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире.

Проблема истины

Конвенция – договор соглашение, в том числе имплицитное; конвенциональный - само собой разумеющийся, общепринятый, традиционный.

Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя.

Гносеологический пессимизм – обращает наше внимание на трудности познания, стремится обозначить его пределы.

Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Относительная истина – это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Абсолютная истина – это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Агностицизм – направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно.

Релятивизм – проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.

Догматизм – способ мышления, оперирующий догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике) и опирающийся на них.

Фидеизм – утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение.

Истина – есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Вещь в себе – философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.

Ноумен – категория средневековой эстетики — нечто мысленное, не имеющее материального воплощения. Идея, которой не соответствует никакой предмет материальной действительности (например, идея Бога).

Феномен – термин, в самом общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании. В естественной науке под феноменом понимается наблюдаемое явление или событие.

Практика – материальная, чувственно-предметная деятельность человека.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Объективизм – мировоззренческая позиция, в основе которой находится ориентация на нейтральность в рассмотрении природных и общественных явлений.

Субъективизм – взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.02 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав