Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия Эмпедокла. Античный атомизм (Левкипп, Демокрит). Философия Анаксагора.

Читайте также:
  1. II. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
  2. IV. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  3. Ай философияда мәдениет алғаш рет философиялық зерттеудің пәні болып қалыптасқан?
  4. Айта өрлеу дәуірі Еуропалық өркениет дамуындағы сілкініс және Жаңа замандағы философия мен ғылымның қалыптасуы
  5. Аналитическая философия
  6. Аналитическая философия
  7. Антика дәуріндегі философия аясында жеке ғылымдардың бастауларының пайда болуы
  8. Античная философия
  9. Античная философия
  10. Античная философия

Эмпедокл. 5 век. Он был врачом, государственным деятелем в богатой семье. Концепция о 4 стихиях (архэ). Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определенных пропорциях. Источником движения, происходящего в природе, являются пассивное начало 2 движущие силы: любовь и ненависть (филея и нейкос). Любовь – единое, ненависть – множество. Эти две силы обладают вполне определёнными физическими качествами. Так, «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Ненависть» — свойства огня. Так же и добро со злом. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос — шар, при котором Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделенными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса — однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Итого было 4 фазы: 1) акосмическая — господство и победа Любви (Сфайрос); 2)космическая — переход от Любви к Ненависти; 3) акосмическая — господство и победа Ненависти; 4)космическая — переход от Ненависти к Любви. Человечество жило в 4 фазу. В мире существует единство и множество, но не одновременно, а последовательно. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны. В своей теории чувственного восприятия Эмпедокл выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов. Познание осуществляется следующим образом: подобное постигается подобным. Например органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается. Или космическая Любовь познается подобно человеческой любви. Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают «истечения» от воспринимаемого объекта. Если поры узкие, то «истечения» не могут проникнуть, и восприятия не происходит.

 

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, είδος — «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств.

Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение,землетрясения и. т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов. Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла. Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке, где и умер в 428. «Не я потерялАфины, а афиняне потеряли меня» — гордо говорил он. В противоположность милетцам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам, и однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, гомеомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашем смысле, то есть на простыехимические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом (νοῦς, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. Он первый был тем, кто предположил, что солнце — шар. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (др.-греч. νοῦς) — тончайшее и легчайшее вещество — приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются — так возникают вещи. При этом ум заключён в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (др.-греч. ἄμυκτον, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

10.Философия Платона: учение об идеях, теория познания, учение об обществе. Платон (427 – 347 до н.э.), звали его Фемистопл. Знатная семья, Ученик Сократа. Когда Сократа казнили Платон уехал на Восток, и когда вернулся, основал школу в Афинах «Академия», которая стояла в роще, посаженой в честь героя Академа. Сочинения Платона написаны в форме диалогов – драматические сценки. Главное действующее лицо – Сократ.

Теория идей: Платон иллюстрировал свое учение об идеях с помощью мифа о пещере. В пещере с рождения сидят узники, прикованные цепями и не имеющие возможности выйти наружу. Через отверстие вверху в пещеру попадает свет и люди видят на стенах тени. И так как они больше ничего видеть не могут, им кажется, что это и есть подлинные вещи. Такой пещерой Платон считал человеческое существование, которое протекает внутри человеческих мнений и представлений. Такой же пещерой является тело человека, внутри которого таится душа. За пределами пещеры – мир идей или идеальный мир. Каждый предмет имеет свою идею, соответственно которой предмет существует именно как этот предмет. Идея (эйдос) – вид, образец вещей. Они носят нематериальный характер и существуют сами по себе, независимо от вещей. Учение Платона – это объективный идеализм. Подобными же идеями являются нравственные принципы (добро, справедливость). Если вещь существует во времени, то идея вне времени и неподвержена разрушению. Если идей, воплощающих идею, много, то идея одна. Только несовершенство нашего способа мышления внушает нам ошибочное представление будто идеи, подобно чувственным вещам существуют в каком-то пространстве. В строгом смысле, идеи совершенно беспредельны, то есть невыразимы ни в каких понятия числа пространства и времени. Идеи образуют строгую иерархию, то есть частные идеи подчинены более общим. На вершине – идея Блага (идея самих идей) – это свет. Из соприкосновения идей с материей возникают вещи.

Теория познания:

Подлинное познание – это познание идей, сущностью которых является анамнезис. Это понятие он иллюстрирует с помощью геометрии. Мы способны решать геометрические задачки имея дело с идеальными фигурами, которых в природе мы не встречаем. Душа при этом вспоминает то, что она созерцала в мире идей до своего воплощения в теле.

Учение об обществе и государстве:

Все существующие формы государства неправильные, отрицательные, потому что в них главным мотивом поведения людей являются материальные интересы и заботы. 4 основные формы неправильного общества или государства, которые переходят друг в друга:

1.Тимократия – власть честолюбцев, военных.

2.Олигархия – власть немногих, но богатых.

3.Демократия – власть большинства, но бедных.

4.Тирания – власть одного.

Этим отрицательным формам общества Платон противопоставляет свой проект идеального государства, которого нет, не было и не будет, но которое должно быть. Управляют им немногие, но способные к этому по своей одаренности и подготовке. Главный принцип – справедливость (каждый должен заниматься своим делом). Государство состоит из 3-х классов. Низший – производители продуктов и услуг (работники). Средний (воины) – занимаются обороной. Высший – правители. Все эти классы необходимы государству и образуют гармонию. 4 основные добродетели: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. Мудрость присуща немногим – философам – они должны быть правителями. Мужество присуще стражникам. Умеренность и справедливость должны быть присущи всем. Государство – макромир, которое соответствует микромиру в душе человека. В основе идея единства человека и общества.

11.Философия Аристотеля: онтология и теория познания.

Аристотель(384-322 до н. э.) ученик Платона. 3 года воспитывал Александра Македонского. Основал школу «лицей». Основные сочинения. В них он охватил все отрасли существующего тогда знание: «Органон» - сборник по логике, «Метафизика» - по онтологии, «Физика», «О небе» - естественнонаучные, «О душе» - о психологии, «Никомахова Этика» - об этике.

Онтология – наука о бытии В. Действит. сущ. Только единичные предметы, а не общие идеи, а единичный предмет – есть сочетание «Формы» и «Материи» «Форма» - сущность предмета, - это понятие о предмете. Наше познание – познание формы, потому что она вечна и неизменна. В чистом виде форма сущ – ет только в Боге, а предмет имеет еще и материю.

«Материя» - субстрат, то из чею вешь. Это отсутствие формы и определения, это возм – ть формы, как уже действит – го бытия. В отлич. от формы, кот. есть «действительности» или осуществление возможного возможного, материя есть

Бытие в возможности. Материя есть первую и последнюю. Первая материя –чистый субстрат, абсолютная лишенность формы – чистая возможность, а последняя это уже некоторая форма. Мы можем сформулировать понятие о ней. А первая материя нигде и никогда не может восприниматься посредством органов чувств. И есть поэтому абсолютно неопределённый субстрат. Он выделял 4 основных начала, причины бытия. Первая формальная причина, вторая – материальная причина, третья – причина движения (реализация возможности), и четвертая причина – целевая. Он сводит их к двум основным: форма и материя.

Он доказал, что мир и движение существую вечно, а это ведет к необходимости предположения существования первопричины и перводвижения. Они есть Бог. Он сам не подвижен, следовательно он бестелесен, есть чистая форма и такой чистой формой является УМ. Он мыслит сам себя – чистое созерцание. Бог это мышление о мышлении. УМ управляет тем, что все старается принять совершенную форму.

Теория познания.

Всякое познание начинается с ощущения, т.е. чувственное сознание само по себе важно и в своей основе истинно. Ошибки появляются при переходе от ощущений к представлениям. Знать - означает знать первые причины бытия. Т.е. это знание об общем. Знание об общем (вопреки Платону), не врожденно нам, а постепенно усматривается человеком через ступени познания: 1 – ощущение, 2 – представление, 3 – опыт (чувственная память), 4 – искусство (знания, связанные с практикой), 5 – наука (теоретическое, созерцательное знание).




Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <== 6 ==> | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав