Читайте также:
|
|
Патристика – учение отцов христианской церкви (2-5вв). Августин Аврелий, Иоан Домаскин, Ориген. Заложили основы христианского мировоззрения.
Схоластика (5-14вв) – школа. Имели цель рационального обоснования христианства (Фома Аквинский). Отвлеченные рассуждения, неоснованные на опыте и практике (в наше время).
Основные идеи и проблемы:
1.Теоцентризм. Бог – центр мироздания, это абсолютное, трансцендентное сущее, которое определяет все. Все рассматривается через призму отношения к Богу.
2.Креационизм. Учение о сотворении мира Богом из ничего.
3.Провиденционализм. Учение, которое истолковывает вселенский и исторический процесс, как осуществление божественного плана.
4.Эсхатологизм. Учение о конце света и установление нового бытия царства божия.
5.Христианский гуманизм. Человек занимает центральное место в сотворенном Богом мире, так как он создан по образу и подобию Бога. Это не тело, а духовность, она проявляется в личностной природе человека. Бог – любовь. Образ и подобие Бога в человеке искажены первородным грехом прародителей человечества. Но Бог не оставляет жить людей во грехе, а посылает на землю своего сына Христа, который принимает мученическую смерть на кресте и тем самым искупает кровью первородный грех. Через 3 дня он воскрес, тем самым возвестил людям возможность бессмертия. Сотериология – учение о спасении.
6.Идея откровения. Если в античности считалось, что истиной надо овладеть, то средневековые мыслители считали, что истина уже открыта в священном писании – Библии. И уже она открыта в мире. Истина сама стремиться овладеть человеком, проникнуть в него. Человек должен постичь истину не ради себя, а ради нее самой, ибо истина есть Бог, а его сын воплощает в себе божественную и человеческую природу, поэтому человек мыслится с разумом, встроенным в высшую реальность. Задача философов причастить разум человека к Богу. Философия – служанка богословия.
Проблемы:
1.Проблема веры и разума. Первые крестьянские философы резко противопоставляют веру и разум. «Верую, ибо абсурдно». Августин Аврелий считал, что вера и разум составляют гармонию. «Верую, чтобы разуметь и разуметь чтобы верить». Фома Аквинский утверждал, что в вере нет ничего противоречащего разуму, а то что может быть доказано умом, находится в полном соответствии с верой.
2.Проблема свободы. Отцы не отрицали наличие у человека свободы воли. Августин считал что человек в состояние совершать только зло (из-за греха), а добрые же дела он совершает их под воздействием божественной благодати. «Люби, и тогда делай то, что хочешь». Любящий не творит зла и он свободен.
3.Проблема зла. Все события предопределены богом. Отсюда вопрос о причастности бога к страданию, злу на земле.
Августин считает зла нет. Всё, что существует, создано богом, который по определению творит только добро. Но в мире мы встречаемся с недостатком или отсутствием добра, которое и называется злом. Оно возникает из свободной воли человека.
4.Проблема универсалий (всеобщих понятий). С точки зрения реализма. Они доказывали подлинную реальность универсалий, считая их мыслями бога перед актом творения. С точки зрения номинализма. Они отрицали реальность универсалий и рассматривали их, как слова и значения слов, которые существуют только в человеческом разуме.
Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 19 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |