Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

Читайте также:
  1. Cущность и общественное значение средств массовой информации
  2. I. Россия в мировом сообществе
  3. II. Лагерная жизнь
  4. II.2. Функциональные различия, методологические несовпадения и пути интеграции в спорте и физической культуре.
  5. V. Общественная мысль
  6. Административно-правовой статус общественных объединений и религиозных объединений. (Орган общественной самодеятельности – если собираются возле подъезда и охраняют порядок).
  7. Административно-правовой статус общественных объединений.
  8. Ак Орда, Могулистан - государства XIV-XVвв. на территории Казахстана (территория, политическая история, общественный строй, хозяйство).
  9. Американская практика работы по формированию необходимого общественного мнения
  10. Анализ недостатков в проектах и экспертизы как процедуры. Общественные экспертизы

Жизнь -есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. ( Маркс К.)

Жизнь -это форма и уровень развития материальных объектов, основу которых составляют белки, нуклеиновые кислоты, фосфорорганические соединения, и они способны к обмену веществ, самовоспроизводству, саморегуляции, а также к уменьшению своей собственной энтропии.

Жизнь -это наивысшая из известных нам форм существования материи, достигнутая ею в процессе эволюции (Дарвин).

Жизнь на Земле -это интегральное существование ДНК и РНК и белков в форме индивидуализированных, личных и видовых, целостных, разного уровня структурно-биохимических, открытых систем, со свойствами самоорганизации и самовоспроизведения исторически развивающейся генетической информации (Дубинин).

Жизнь -это космическое явление, представляющее высшую форму движения материи, материальную основу которой составляют белки, фосфорорганические соединения и нуклеиновые кислоты, характеризуемое адаптивностью, самообновлением, самоорганизацией, саморегуляцией и самовоспроизведением разноуровневых открытых системных объектов, имеющих тенденцию уменьшать свою собственную энтропию.

Одной из фундаментальных проблем является соотношении биологического и социального в человеке.

Такое определение не может выразить смысл жизни как соц-гум. и социокультурного феномена. Экзистенциальное и социокультурное событие человеческого существования стала проблемой философии в пос в к. 19 н. 20 в. Сформировалось неклассическое направление в философии, получившее название философия жизни. Ее истоки восходят к нем. философу Ф.Ницше (1844—1900), а в дальнейшем это направление разрабатывалось В.Дильтеем, Г.Зиммелем. Философия жизни наполнила понятие «жизнь» иным, по сравнению с классической, ненатуралистическим содержанием. Под жизнью стала пониматься некая первичная реальность, предшествующая разделению мира на материальное и идеальное, некая бытийная целостность, постигаемая интуитивно. Это — онтологический аспект понимания жизни, кот. предполагал одновременно и наличие у понятия «жизни» гносеологической функции: оно стало рассматриваться в качестве главного и единственно адекватного органа познания мира. Но понятие «жизни» имело не только онтологический и гносеологический статус: оно проективно определяло смысл человеческого существования, те ценности, кот. обладают эти смыслы, а потому приобрело и статус ценности регулятива.

Другой представитель философии жизни немецкий философ В.Дильтей (1833—1911) рассматривал жизнь в качестве способа конкретно-исторического бытия человека. Переживание — это область человеческой психики, а потому в понимании жизни у Дильтея доминирует психологическая трактовка: «жизнь - это, прежде всего, непосредственное переживание, и это всегда человеческая жизнь».

Французский философм и ученый А.Бергсон (1859—1941) вводит понятие «жизненного порыва» для построения модели «творения» мира. Смысл этого понятия можно выразить следующим образом. Мир творит не Абсолют, не Бог, а жизненный поток, который не имеет никакого отношения ни к биологии, ни к психологии. Это некое начало, имеющее космическое измерение. Жизненный поток, пульсируя, постепенно распыляется на все более и более мелкие частицы, энергия кот организует и пронизывает тела.

Философия рассматривает проблему жизни как таковую, проблему живого как феномена. В связи с большим разнообразием проявлений жизни, формируется типология этих проявлений. Например, если берется сфера деятельности человека: "духовная", "политическая", "экономическая", "военная" жизнь.

История – одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).

Возникает проблема смысла жизни, выделяют следующие точки зрения на смысл жизни:

- в бытие человека; - пустая трата времени, человек "просто" живет, выполняя свой долг перед обществом и природой;

- не мешать жить другим людям и существам; - важное явление - значение смерти (спасение).

История представляет собой своеобразную социальную память общества, сосредотачивая внимание на ретроспективе его эволюции, на систематизации и хранении знаний о прошлом этого общества, прошедшем периоде его жизни. Мировая история - социальная память человечества, знания о прошлой жизни земной цивилизации.

Культурология также изучает проявления и формы социальной жизни, данная наука исследует социо-культурные системы и основания дальнейшего развития жизнедеятельности той или иной части человечества.

Социально-гуманитарные науки направлены на социальную сторону жизни человека. Они изучают человека социального, и это одно из главных отличий от естественных наук, математики, философии.

Жизнь является атрибутивной категории социальных и гуманитарных наук. С одной стороны, данная категория является инструментом познавательной деятельности для данных наук. С другой стороны содержание данной категории и, естественно реального объекта, отражаемого данной категории, остается предметом непрерывного изучения этих наук. Социально-гуманитарное знание целиком направлено на изучение различных проявлений и форм общественной жизни. Юридические науки исследуют как общие, так и частные вопросы общественной жизни. Изучается как правовое сознание, так и проблема генезиса, типологии, иерархии правонарушений, потому что они представляют активность, деструктивную по отношению к жизни общества, нередко направленную против жизни человека. Жизнь как явление, как феномен развития природы, ее эволюции остается высшей ценностью для здравствующих людей, человек как высший этап развития живого на планете Земля также является высшей ценностью в контексте аксиологического осмысления этого феномена.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 113 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | <== 21 ==> | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав