Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философская система Платона.

Читайте также:
  1. DSM — система классификации Американской психиатрической ассоциации
  2. ERP-система
  3. I Объективные характеристики (потребление материальных благ; продолжительность жизни; система образования; время труда; показатель преступности);
  4. Internet/Intranet-технологии в корпоративных информа­ционных системах.
  5. PDM-система
  6. PR как рационально структурированная система коммуникационного обеспечения деятельности организации
  7. V1: {{2}} Тема № 2 Финансовая система и финансовая политика.
  8. V1: {{3}} Тема №3 Финансы предприятий и налоговая система.
  9. V1: {{4}} Тема № 4 Бюджетная система
  10. А – 1) Правова система включає.

Платон всемирно известная историческая личность, которая своими творениями оказала огромное влияние на духовную культуру всех исторических эпох. Особенностью философии Платона является то, что она направлена на интеллектуальный сверхчувствительный мир. Его воспитателями были выдающиеся софисты. Платон учился у Сократа в течение 8 лет, так же он учился у элеатов и пифагорийцев. Платон никогда не отказывался от исполнения своего гражданского долга, он участвовал в трех военных походах, много путешествовал. Наиболее значительным событием в его жизни была дружба с тираном Сицилии - Дионисием. Платон не смог исправить характер Дионисия и не смог добиться того, чтобы в Сицилии возникло идеальное государство. Некоторые древнегреческие города (Керения, Аркадия) приглашали Платона править, но они не хотели отменять частной собственности, а это не устраивало Платона. Сочинения Платона написаны в форме диалога. Как заметил Гегель, в этих диалогах господствует благороднейшая светскость культурных людей. Гегель дает определение светскости - светскость содержит свидетельствование почтения, выражения отдаваемого другим преимущества и готовности к услугам. Гегель говорил: "Светскость есть подлинная вежливость и лежит в основании последней". Философская культура Платона еще не созрела для того, чтобы иметь адекватную научную форму выражения, поэтому в его диалогах чисто философские представления преподносятся в свободной популярной форме, так, что переходят в мифическое изображение. Такое смешение характерно для начальной стадии науки. Философы для Платона вообще как таковые это те, кто жаждет созерцать истину. Истинным бытием, по Платону, обладает только идея. Идея это то, что обычно мы называем всеобщим, которое, однако, в данном случае берется не как лишь некоторое свойство конкретной вещи, а как само по себе существующее, как сущность. Сущность представляет наднебесную область вместе с небесными душами. Идея, греческое слово (род, вид, форма, образец). Платон говорил о столости (общее свойство столов) и кубкости, Диоген возражал, говоря: "Я вижу стол и кубок, но не вижу столости и кубкости". Платон ему отвечал: "Правильно, ведь ты обладаешь глазами, которые видят стол и кубок, но не обладаешь тем, чем видят столость и кубкость, т.е. разумом. Всеобщее, как таковое не дано нам в чувствах, ощущениях, всеобщее, как абстракция, усматривается мыслью". Любовь к идеям, Платон называет энтузиазмом. Энтузиазм есть первое бесформенное порождение идей, но в разумной развитой форме идеи извлекаются через познание. Только идеи обладают истинным бытием. Мир материальных вещей это только подобие идей. Число идей велико, говорит Платон, идеи математических объектов (треугольников и др.), идеи видов живых существ (идея четвероногого и др.), идеи всех нравственных и эстетических качеств. Идеи расположены в иерархическом порядке, выше всех (а значит ближе всех к Богу) находится идея блага как такового, т.е. Платон стремится найти первоначала мира: такими идеями для него являются идеи, материя (как источник зла), демиург (Бог), эрос (как любовь к идеальному), мировая душа (по воле которой идеи соединяются с материей). Сами идеи находятся между собой в отношении рода и вида, напр., идея четвероногого это род, а идея собаки - вид. Что касается соотношения чувственных идей и вещей Платон указывает 3 вида:

во-первых, вещи лишь причастны идеям, т.е. они возникают через причастность особой идеальной сущности;

во-вторых, вещи стремятся к идеям или подражают идеям;

в-третьих, идеи присутствуют в вещах, благодаря чему вещи становятся похожими на идеи.

Теория познания Платона. У Платона познание внутренне присуще или говоря философским языком, имманентно, духу человека - Гегель. Сократические школы субъективной формы философии (в которых речь шла о воспитании человека, дабы он обрел мудрость и, таким образом, стал счастливым) вопросы познания принимают форму вопроса о том, можно ли научить добродетели? У софистов (учителей Платона) вопрос о познании, был вопросом о том, истинно ли ощущение (они считают, что ощущения нас обманывают), этот вопрос софистов о познании находится в связи с вопросом о различии науки и мнения (лишь мнения опираются на ощущения). Платон идет дальше, утверждая, что познание не приходит в сознание человека извне, а уже содержится в нем (сознании), таким образом учиться, согласно этому, означает - осознавать свою собственную сущность. Поэтому глубокий смысл слова воспоминание такой: воспоминание это уход в себя или овнутрение. Платон таким образом полагает, что идеи существовали во времени всегда, они не созданы человеческим разумом, и истина существовала всегда в былые времена. Платон передает это не как философское учение, а как сказание или предание, которое он получил от жрецов и жриц. Согласно этим преданиям душа человека бессмертна, и снова периодически возвращается к существованию.

 

Платон дает понятие окрыленной души - совершенные и окрыленные души парят высоко и управляют всем миром, но есть такие души, крылья которых опускаются, такая душа носится туда сюда, пока не натолкнется на что-нибудь твёрдое и таким образом она соединяется с земным телом. Земное тело, сцепленное с этой душой, само собой приводится в движение благодаря силе этой души. А все целое (душа и тело) именуется смертным живым существом. Абстракции души и тела, которые создал Платон, сохранятся в средневековье и философии нового времени. Платон разделяет душу на 3 части:

высшая - разум;

средняя - воля и благородные желания;

низшая часть души - влечение и чувственность.

Много интересных мифов рассказывает Платон, миф об Элее - там, где душам раздается судьба (самым последним достанется самая плохая судьба) с рук Мойр. Вывод Платона таков: человек свободен в выборе, жить в пороке и зле или в радости. "Добродетель не имеет хозяина, почитая или не почитая ее, каждый приобщается к ней больше или меньше выбор - источник вины. Но вина принадлежит выбирающему, а Бог неймет вины (невиновен).

 

Платоновская диалектика направлена на то, чтобы привести людей в замешательство и разрушить их конечные представления (ограниченные представления), чтобы породить в сознании людей потребность в науке. Формально диалектика как метод мышления во всяком представлении человека открывает его собственное отрицание. Таким образом превращает его в свою противоположность. Поэтому Платон в диалоге "Государство" говорит, что граждане могут допускаться к изучению диалектики только на 30-м году жизни, потому что посредством диалектики они могут превращать то прекрасное, что слышат от руководителя, в безобразное. У диалектики Платона есть другая сторона: отношение всеобщих определений и осознание ограниченности каждого из них взятого в отдельности. Все определения, согласно диалектике, правомерны лишь тогда, когда взяты в единстве друг с другом (если хотите защитить человека для поиска истины), напр., единое есть многое, а многое есть единое. Платон говорит: "То что есть другое, есть тоже самое (противоположности сходятся, совпадают, тождественны)". Платон в диалоге "Софист" утверждает: " Всё отделять друг от друга, есть не искусный способ рассуждения неразвитого не философского сознания. Заставить все распадаться (как это делали софисты) это полнейшее исчезновение мысли, ибо мысль как раз и есть соединение идей".




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав