Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема субстанции.

Читайте также:
  1. Автотранспорт как экологическая проблема
  2. Алкоголизм как социально-педагогическая проблема
  3. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возросту. Проблема кризиса подросткового возраста.
  4. Антропологическая проблема в русской философии
  5. Асинхронные параллельные потоки. Проблематика разработки многопоточных приложений.
  6. Безнадзорность как социально-педагогическая проблема.
  7. Билет 30. Проблема сознания в философии; диалектико-материалистический подход к ее решению. Сознание и язык.
  8. Билет 31. Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Проблема достоверности знания. Теория истины.
  9. Билет 48. Предвозрождение в Италии. Творчество Данте Алигьери. «Божественная комедия»: эволюция названия, композиция, проблема жанра и специфика метрики.
  10. Биологическое разнообразие. Генетический полиморфизм популяций как основа биологического разнообразия. Проблема сохранения биоразнообразия

Проблемы Декарта разрешаются философией ещё одним философом Бенедиктом Спинозой. Его основная идея состоит в том, что существует лишь одна субстанция, которая есть причина самой себя. Это самостоятельная субстанция, которая является причиной самой себя, которая не нуждается ни в чём внешнем для своего существования. Она всё из себя порождает. Субстанцию Спиноза называет природой-Богом. Учение Спинозы - это пантеизм (учение, по которому всё существующее есть Бог). Субстанция эта самостоятельная, ничем не обусловленное бытие. Всё то, что мы видим есть проявление субстанции. Сама субстанция и модусы соотносятся как прямая линия и точки на этой линии. Субстанция проявляется только в модусах, она существует только в форме наличных модусов. Природа существует независимо от ума и вне ума. Она бесконечна, основными неотъемлемыми свойствами субстанции является протяжение и мышление. Основное неотъемлемое свойство субстанции Спиноза называет атрибутом. Человек часть природы, он подчиняется природной необходимость и природным законам, а поскольку, всё в природе закономерно обусловлено и необходимо - абсолютной свободы нет, свобода - это познанная необходимость, то есть, ясное, чёткое представление о том, что свершится по необходимости и умение соотнести свои действия с этим знанием. Свобода проявляется в осмысленных действиях человека и в господстве разума над чувствами. Спиноза принимает теорию государства Гоббса, но высшей формой правления считает демократическую форму правления. Всесилие государственной власти должна ограничиваться требованием свободы и разума. Управление посредством страха не является добродетельным. Людьми нужно руководить так, чтобы они не чувствовали этого, а считали, что действую по собственной воле.

Историко-философские предпосылки его философии - это прежде всего те противоречия и трудности, которые обнаружились в двух других великих системах века - Декарта и Спинозы. Этим двум картинам мира Лейбниц противопоставил свою.

Лейбниц видел, что Спинозе не удалось преодолеть дуализм Декарта: раскол мира на две субстанции - телесно-протяженную и мысляще-духовную - сменился его раздвоением на классы модусов двух атрибутов - протяжения и мышления. А в то же время спинозовский субстанциональный монизм не оставлял места реальному многообразию модусов: да, они многообразны, но источник этого - в непонятном произволе или капризе самовыражения атрибутов. Подобное произошло у Спинозы и с понятием свободы: мудрая формула свободы как познанной необходимости оказалась стиснутой железными рамками субстанции.

Значит, задача состояла в том, чтобы бесконечное многообразие действительности объяснить из содержания самой ее субстанциональной основы - единой, но в то же время многоразличной. Многообразие мира - не иллюзия, а реальное проявление структуры самой ее сущности. Сущность не только выражает себя в множестве явлений, но разнообразна внутри собственного единства.

Лейбниц стремится заменить разрыв мира на две субстанции разграничением его сущности и явления, что, с одной стороны, не повреждало бы живую ткань глубинного единства мира и, с другой - объясняло бы, каким образом плюрализм явлений вырастает из монизма сущностей. Проблема соотношения унаследована от Лейбница Кантом и через него немецким идеализмом первой трети XIX в., а решение ее Лейбницем, состоявшее в том, что сам сущностный мир множествен, оставаясь в то же время единым и потому образуя бесконечную систему, по своему диалектическому глубокомыслию превосходило многие решения, выдвинутые впоследствии. Оно позволило несколько иначе подойти и к проблеме свободы.

20 Система критической философии Канта. Гносеологическая философия Канта и т.д.

Имануил Кант. Творчество Канта условно можно разделить на два больших периодов. Первый длится до начала 70-х годов XVIII века. В этот период Канту свойственно утверждение в том, что философия может быть построена и обоснована лишь с опорой на разум без обращения к опытным данным. Его работы этого периода важное место занимают проблемы естествознания и философии природы, он выдвигает гипотезу о том, что солнечная система возникла из огромного облака разреженные в пространстве частиц материи и развилась до своего нынешнего устройства благодаря законам природы, важнейшие из которых, законы Ньютона. Кант исключает теорию о первотолчке и вся солнечная система развивается у него самостоятельно. В этот период Кант находится под влиянием идей Декарта, Лейбнейца, Юма.

Второй период носит название Критического. Противоположность догматическому методу рационалистической философии XVII века Кант утверждает, что в науке необходима опора на опыт. Не стоит слепо доверять ни разуму ни чувствам, а следует предпринять критический объективный анализ человеческих познавательных способностей. Нужно определить их природу, сущность и возможность (пределы). Нужно установить законы разума и его границы. Целью исследования Кант считал не изучение свойств субстанции и мира вообще, а анализ познающего субъекта, то есть, человека. Кант утверждал: особенности субъекта определяет сам объект знаний. Если изучить субъекта, то возможно установить субъективные и объективные элементы знания. Основные работы: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения" и другие. Кант, рассматривая субъекта, разделяет его на эмпирический субъект и трансцендентальный субъект. Эмпирический - человек, рассмотренный с точки зрения своих индивидуальных психологических особенностях. Трансцендентальный субъект - это тот же субъект, только рассмотренный с точки зрения общих для человека вообще познавательных способностей и качеств. Канта интересует вопрос о том, почему знания, получаемые субъектом, объективны (имеют значение не только для одного субъекта, а для масс). Объективность и его значимость определяется трансцендентальным субъектом. Философия Канта носит название трансцендентальной философии. В ней практически нет антологии. Основную роль играет гносеология. Канта интересует так же вопрос о том, почему знания об объекте соответствуют самому объекту. Знания об объекте соотносятся с самим объектом по тому, что в процессе сознания мы не пассивно созерцаем объект, а конструируем его. Мы порождаем идеализированные объекты, которые потом и познаём. Происходит это в результате синтеза, чувственности и рассудка. Кант приходит к выводу, что всеобщие знания не могут быть получены непосредственно из опыта, поскольку опытные знания всегда лишь вероятность. Чего-то там априорны. Каждая из наших познавательных способностей (чувство, рассудок и разум) имеет свои доопытные априорные формы. На стадии чувственности таких априорных форм две: это пространство и время. Пространство и время - это не форма бытия вещей, они не принадлежность мира, они формы нашей чувственности. Уже на стадии чувственности мы начинаем конструировать объект познания, упорядочивая полученные чувственным путём опытные знания при помощи пространства и времени. Пространство - это форма внешнего созерцания, а время - это форма внутреннего созерцания. Упорядоченные пространством и временем ощущения становятся восприятиями и переходят на стадию рассудка.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | <== 7 ==> | 8 | 9 | 10 | 11 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав