Читайте также:
|
|
Основныеособенности:
1. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Наука – это общий духовный продукт общественного развития, общий интеллект общественно накопленного знания.
2. Фундаментальные изменения в технике: искусственно созданные средства труда, занимают промежуточное место во взаимодействии человека и природы.
3. Коренные преобразования главной производительной силы – работника: преимущество умственных усилий, духовных способностей человека в организации и управлении производством, высокий уровень образования и квалификации, что позволяет человеку быстро переходить к другим видам труда, обеспечивает её профессиональную мобильность.
4. Коренное изменение предметов труда, появление принципиально новых видов материалов с заданными свойствами. Они создаются на основе синтеза используемых ранее материалов и вещей с необходимыми физико-химическими свойствами (сплавы).
5. Внедрение принципиально новых технологий, созданных на основе фундаментальных открытий.
Основные последствия:
1) Постоянное ускорение научно-технических преобразований.
2) Изменение роли человека в общественном производстве.
3) Производство новых материалов.
Первая научная картина мира
Картина мира, явившаяся результатом научной революции XVI-XVII вв. и нашедшая законченное выражение в работах Ньютона, является первой научной картиной мира. Придя на смену религиозной, в которой в центре философских изысканий два центра – Бог и человек, первая научная картина мира характерна такими важнейшими элементами, как гелиоцентризмом, представлением о бесконечном однородном пространстве, едином материальном мире, в котором царят универсальные законы природы. Её и принято называть классической, на фоне которой началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. Наука возникла в эпоху становления капиталистического способа производства и разделения единого ранее знания на философию и науку. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде «зачатков» научные знания были «смиренной служанкой церкви» и ими не позволено выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу – буржуазии нужна была «полнокровная наука», т.е. такая система научного знания, которая прежде всего для развития промышленности исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы.
17. Эмпиризм и рационализм как основные направления новой гносеологии: задачи и результаты
Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:
– философского научного метода;
– методологии познания человеком внешнего мира;
– связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний.
Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.
Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов – сторонников философского направления, распространённого в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов – "Знание – сила").
Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:
– сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
– разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путём.
Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.
К рационалистам можно отнести Платона, Демокрита, Эпикура, Сократа, Канта и др., но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.
Все идеи Декарт подразделил на две группы:
– пришедшие из чувств;
– врожденные.
По утверждению Декарта, ясность и отчетливость наших представлений – вот критерий истинности. Спиноза различает три вида познания:
– чувственное, дающее только смутные и неистинные представления;
– посредством разума, дающее знание о модусах;
– интуиция, открывающая истину.
Эмпиризм – направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)". Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон, придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицал роли разума в познании.
Разум, по мнению Бэкона, должен:
– перерабатывать данные чувственного познания и опыта;
– находить коренные причинные связи, явления;
– раскрывать законы природы.
Он выделял единство чувственного и рационального моментов в познании, критиковал узких эмпириков, недооценивающих роль разума в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считающих разум источником и критерием истинности.
Своей философией Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы. Вслед за Бэконом эмпириком и сенсуалистом в гносеологии был Томас Гоббс. Основой познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела.
Видными представителями являлись Джон Локк, Джон Дьюи (США).
Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 55 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |