Читайте также:
|
|
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности 5-ти основных чувств человека (зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания). К формам чувственного познания относят:
Ощущение – элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.
Восприятие – отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств.
Представление – чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Рациональное познание
Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:
Понятие – мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщённой форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщённом виде мысль о любом человеке, кем бы он ни был. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность.
Суждение – это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. «Золото есть металл».
Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одних суждений – посылок выводится другое, заключительное суждение – вывод.
40. Чем отличается понимание цивилизации Данилевским, Шпенглером и Тойнби от её современного понимания?
(Теории локальных цивилизаций)
Культурно-исторические типы Данилевского очень походят на души культур Шпенглера. Н. Данилевского критиковали с христианской точки зрения. Для Шпенглера история есть часть природы, а не природа – часть истории. Всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Цивилизация же кончается смертью, она есть уже начало смерти, истощение творческих сил культуры. Это – центральная мысль книги Шпенглера.
Тойнби предпринял широкомасштабное переосмысление всего общественно-исторического развития человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. Тойнби прослеживает следующие стадии: генезис, рост, надлом и распад. Причем речь идет о двадцати одной цивилизации, из которых к настоящему времени осталось в «живых» лишь семь. Генезис независимых цивилизаций обусловлен мутацией примитивных обществ, а родственно связанных - через отделение от предшествующих цивилизаций. Прогресс, или рост цивилизаций представляет собой кумулятивное поступательное движение.
Тойнби, в отличие от Шпенглера, наряду с естественной необходимостью признает за человеком способность к свободному самоопределению. Далее, циклическая модель исторического процесса Шпенглера модифицируется у Тойнби признанием объединяющей роли «мировых проповеднических религий» (буддизм, христианство, ислам), кот. оказываются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.
41. «Общество риска»
Сегодня индустриально развитые страны, а за ними и человечество в целом, переходят в качественно новое состояние, которое немецкий социолог Ульрих Бек назвал «обществом риска». Риск – это форма деятельности в условиях неопределённости при наличии возможности оценить вероятность её результата. Риск есть не только деятельность, но и характеристика состояния личности, группы, общества.
Риск, по мнению У. Бека, – это всеобъемлющая характеристика общества на определённом уровне его развития, которое после индустриального и постиндустриального этапов превращается в «общество риска». Суть «общества риска» состоит в том, что логика производства индустриального общества (накопление и распределение богатства) трансформируется в логику производства массового распространения рисков, порождаемых научно-техническими системами.
Понятие «риска» не исчерпывается вероятностью негативных последствий, оно включает в себя вероятность благоприятного результата. И, тем не менее, в любом случае ситуация риска предполагает неопределённость в отношении будущего. Более адекватным для современной действительности является понятие «риска», которое не подразумевает ничего исключительного, привычного для повседневной жизни и, в то же время вносит элемент неопределённости.
Риски влияют на все сферы общества, особенно, на систему ценностей; на форму и масштабы коллективного социального действия: так, разрастание рисков до глобальных масштабов, с одной стороны, может привести к глобализации социального действия, выходу социальных субъектов – общественных движений, политических партий и т.д. на транснациональный уровень, с другой стороны, противоположным последствием является социальная апатия; на институциональные структуры общества (образуются новые социальные институты, необходимые для поддержания общественных и экологических балансов, институт экологического образования, экологического менеджмента); на политический режим (систематические аварии и катастрофы могут способствовать популярности идеи сильной власти, усилить тягу масс к авторитаризму и даже к тоталитарным формам правления).
Научно-философское осмысление предельных оснований бытия, природы социума и человека, их взаимоотношений помогут устранить имеющиеся риски и предотвратить потенциально негативные. Важная роль в этом процессе принадлежит образованию. Оно, с одной стороны, обеспечивает грамотность населения в области знаний о рисках и вопросов безопасности, а с другой стороны – образование поможет повысить профессионализм людей, работающих в области управления рисками.
42. «Информатизация»
Период построения информационной цивилизации человечества характеризуется бурным развитием науки и наукоёмких производств, пересмотром научных и образовательных концепций на основе достижений кибернетики, информатики, синергетики, психологии и ряда других наук. Развитие качественно новых средств коммуникаций, всеобщая электронизация и компьютеризация общества, широкое использование новых информационных технологий привели к существенным изменениям в сферах материального производства, научных исследований, образования и социальной жизни общества.
Основополагающей характеристикой человеческой деятельности становится информация как неистощимый, возобновляемый ресурс человечества, главная ценность общества. Отношения человека с миром информационных технологий и компьютерных систем, созданным им же самим, сложны и противоречивы. С одной стороны, они способствует его развитию, расширяют культурное поле жизни, порождают новые смыслообразующие центры, с другой - оказывают деформирующее воздействие, изменяя социальную и духовно-интеллектуальную среду, образ мышления и менталитет, шкалу культурных норм и ценностей, межличностные отношения.
Совершенно очевидно, что работа с новыми технологиями задаёт особый ритм и динамику повседневной жизни человека. Компьютер из вспомогательного технического средства трансформируется в образовательно-информационную систему, а также включается в структуру свободного времени человека на правах особой досуговой формы.
Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 12 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |