Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Особенности пространственно-временной организации приключенческого романа

Читайте также:
  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. I. ПРОХОЖДЕНИЕ СТАЖИРОВКИ В БУХГАЛТЕРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
  3. I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  4. II Формирование бизнес-организации
  5. II. Архитектурные особенности китайского дома.
  6. II. Климат, климатические особенности, климатические пояса, зоны.
  7. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  8. II. Национальные особенности менеджмента.
  9. II. Основные положения по организации практики
  10. II. Особенности продажи отдельных видов недвижимого имущества

Беляева А.А.

Ребята, сразу укажу источник материала: это небезызвестная нам уже книга Вулиса. Я взяла оттуда разделы про пространство и время и немного их скомпоновала, выделив главные моменты.

Итак, особенности пространства в приключенческом романе:

· Приключенческое пространство ≠ обычному, «серьезному».

Приключенческая, игровая жизнь, на первый взгляд, целиком принимает координатную систему серьезной. Место действия — наша планета. Приключенческое пространство как бы тождественно обычному, «серьезному». Однако при ближайшем знакомстве оно обнаруживает характерные отклонения от этой «нормы».

· Организация пространства = организация сюжета.

Организация пространства оказывается организацией сюжета. Приобретают преувеличенное значение всяческие ракурсы: как, например, расположено окно, можно ли подсмотреть из него, что происходит снаружи (или, наоборот, разглядеть извне, что делается внутри). Вводятся в оборот подземные ходы, секретные двери, проходные дворы, подземелья, лазейки — пространственный аналог приключенческой тайны.

Пример: восхождение д'Артаньяна по лестнице особняка — это одновременно градация впечатлений: Портос, Арамис, Атос.

· Лестница — способ приключенческого заострения.

Театрализация пространства по принципу лестницы — способ приключенческого заострения. Сюжетно значимые зоны приключенческого пространства вообще нередко характеризуются лестничным, ступенчатым построением: каждое обстоятельство места состоит в обязательной иерархической связи с другими такими же обстоятельствами.

Лестница «Трех мушкетеров» открыта зрителю с разных сторон, под разными (желательно неожиданными) углами. Смысл этого эффекта — в драматизации приключенческих ситуаций, в создании особой «маскарадной» атмосферы (действующие лица — как бы на котурнах), в поисках поразительных ракурсов, оправдывающих позже любую событийную гиперболу.

· Пространственные обстоятельства – некий эквивалент зашифрованной карты.

Пространственные обстоятельства приключенческого романа по своей тенденции чреваты другими пространственными обстоятельствами. В них всегда можно подозревать некий эквивалент зашифрованной карты. Карта — самый точный образец законспектированного, закодированного пространства, которое, кстати, вовсе не обязательно фигурирует в своем топографическом варианте. Карта, как пространственный мотив, исключительно уместна в завязке романа или эпизода.

Есть в разбираемых эпизодах «Трех мушкетеров» другие характерные пространственные детали: например, калитка, открывающаяся на боковую улицу, совсем не на ту, которая ведет к главному входу — воротам или дверям. Подобные калитки — неизменный атрибут авантюры, уходящий корнями в почву романтизма и предромантизма с такими его развитыми жанрами, как рыцарский и готический романы.

Другое типичное явление — пароль. В приключенческом пространстве условные, символические ключи, как правило, оказываются действеннее настоящих, материальных, металлических. И здесь тоже пространственная атрибутика во многом определяется личностью героя: именно такие, а не какие-нибудь другие калитки ему по нутру и именно такие ключи.

· Подлинный дом приключенческого героя – весь мир

Приключенческий герой — это меньше всего человек жилища. Под собственной крышей, если у него есть таковая, он проводит считанные минуты, а мысли его — в иных пределах. У английских авторов встречается выражение out-of-door man — в вольном переводе «человек свежего воздуха». В сущности, оно применимо ко всякому приключенческому герою. Исключения делаются для сыщика — ему достаточно и воображаемого пространства. Сидя у себя в кресле на Бейкер-стрит, Шерлок Холмс способен на любые заморские путешествия. Подлинный дом приключенческого героя — весь мир, за вычетом неприключенческого. Действие романа может происходить в безбрежности космоса, во внегалактических звездных системах, на Луне или на Марсе, в бушующем океане и на райском зеленом острове.

· Функциональное прочтение пространство – особенность приключенческих жанров.

Общее для всех приключенческих жанров — функциональное прочтение пространства в духе мюнхгаузеновского произвола. Пространство здесь — не просто обстоятельство, или совокупность Обстоятельств, или высший ситуационный закон, а диалектическая антитеза героя, его «я», переведенное в географический (топографический, топонимический) материал. Для серьезной литературы характерна такая концепция: герой живет в пространстве. Для приключенческой: герой живет пространством, пространство — сама его жизнь. Сущность героя экстравертна, вывернута наружу, наизнанку, и эта изнанка — пространство.

· Алиби, или эффект ложного пространства – один из самых распространенных приключенческих мотивов.

Эффект ложного пространства — один из самых распространенных в приключенческой литературе мотивов, причем настолько старый, что правомерно утверждать: он появился намного раньше, чем юридическое понятие «алиби». В сущности, всякая хитрость, имеющая целью обмануть преследователя, основана на нем. Но только приключенческая литература (особенно детектив) возводит этот пространственный мотив в ранг ударного повествовательного приема.

· Раздвоение пространства=разрыву личности между мечтой и реальностью

Раздвоение приключенческого пространства на реальное и ложное, на подлинное и обманное — зеркальная копия тех раздвоений, которые испытывает герой романа, разрываясь между мечтой и явью, желаемым и действительным.

· Приключенческое пространство – средоточие всяких крайностей

Приключенческое пространство — средоточие всяческих крайностей — климатических, географических, бытовых. В таком пространстве особое значение для героя приобретает перемена местонахождения, возможность покончить с крайностями.

· Расстояние приобретает эластичность

Расстояние приобретает несвойственную ему эластичность, поддается настроениям героев, как резина. Прямой пропорции здесь не бывает: герой хотел бы сократить расстояние, поскорей добраться до госпожи Бонасье — а оно удлиняется; герой предпочел бы увеличить интервал между собою и преследователями, но тот вдруг сводится на нет... Ну и, наконец, любые гиперболы в подаче приключенческих расстояний считаются приличными!

· Направление принимает форму кривых

«Деловая», «серьезная» дорога преодолевает промежуток между пунктами А и Б по кратчайшей геометрической линии. Дорога д'Артаньяна осваивает причудливые кривые, причем никакой гарантии, что путник попадет в пункт Б, куда он вышел из пункта А, никто никому дать не рискнет. Но, что бы с ним ни случилось, герой будет сохранять представление о пункте Б как о своей первоначальной цели (другой вопрос — желательной или вынужденной) и память об отправной позиции, о пункте А. Ошибки или сознательные просчеты героя, когда он теряет или меняет выбранное сперва направление, приоткрывают нам царство целей, командующих поступками этого человека.

· Перспектива тяготеет к оптическому обману

Аналогичные казусы происходят в приключенческом пространстве с перспективой. Отдаленные предметы, вовлеченные в сюжет, воспринимаются героем как близкие, близкие представляются далекими: это оптический синоним безразличия.

· Акустика специфична

Драматическое начало с его интересом к звучащему слову весьма существенно в приключенческом романе. Отсюда — специфическая акустика, изобилующая крайностями, как и оптика. То нам слышен шепот, такой вкрадчивый, что без помощи автора ни слова не разберешь, то вдруг округу оглушают громкие, патетические речи.

· Гипертрофированность всех свойств мира

В приключенческом пространстве гипертрофированы все физические свойства мира, плотность среды, рельеф поверхностей, температура воздуха (вспомним джек-лондоновские морозы). Или, может быть, тут врут все приборы (как в приключенческом времени врут все календари)?!

 

Особенности времени:

· Функции времени в различных приключенческих жанрах:

Авантюрный роман – время назначает цену предшествующим и последующим событиям.

Детектив - время как средство дифференциации героев: эти тогда-то находились там-то и потому не могли совершить убийство, а вон те, увы, должны быть отнесены к подозреваемым.

Научная фантастика - воспринимает время как важнейший сюжетный мотив.

· Неотъемлемые атрибуты времени:

Во-первых, чрезвычайная острота и интенсивность времени — самые подходящие для него эпитеты: возбужденное, напряженное и т. п.

Во-вторых: «что станет говорить княгиня Марья Алексевна?!» Иначе говоря, зависимость от людей, повышенная, сверхэйнштейновская относительность, отменяющая объективный характер этого обстоятельства обстоятельств. Приключенческое время пропущено сквозь человеческую индивидуальность — сквозь автора, героев, читателя. Поэтому при взгляде на него со стороны поражает своей демонстративной субъективностью. Безраздельное господство субъективного времени наступает в приключении-нонсенсе

· Воображаемое время

Мистифицирующий самого себя Дон Кихот живет в воображаемом времени, подобном вымышленному пространству того герцогства, где правит Санчо Панса. Жертва розыгрыша может принимать ночь за день, день за ночь, месяц за час и час за месяц. Субъективное время мистификации, впрочем, нестойко. Засмеется наблюдатель, и оно распадается, разрушается.

· Приключенческое время овеществлено

Приключенческое время принято овеществлять — и, думается, эта практика симптоматична. Совы и петухи, стилизованные часы и новенькие машины времени служат материальным знаком объективного времени, торчащим как скала среди бурных волн времени субъективного. Впрочем, не только через символику выражается потребность времени в объективной фиксации. Приключенческая литература изобилует письмами, мемуарами, записками, шифровками — все эти попытки «остановить мгновение» информационными средствами являются в конечном счете примитивным эквивалентом уэллсовского аппарата.

· Приключенческое время избирательно

Приключенческое время обладает событийной избирательностью, облекаясь в драматические формы погони, поиска, поединка, путешествия. У приключенческого времени есть композиционные предпочтения: одни сюжеты оно допускает в свои «первые» главы, другие — в последующие. Препарирование событий во времени, прямой или завуалированный хронометраж поступков, движений, даже жестов все более осознается как способ создать сюжетное напряжение в романе, как источник захватывающего интереса.

· Парадокс приключенческой литературы

Парадокс: приключенческая литература — литература действия, движения, динамики — склонна к рефлексии не меньше, а то и больше, чем серьезная литература.

 




Дата добавления: 2015-04-22; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав