Читайте также:
|
|
Философская мысль в Древней Индии начала формироваться на фоне мифологии как одной из первых форм общественного сознания. Одно из основных свойств мифологии – это неспособность людей выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, а не как результаты действий богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии задается и несколько философских вопросов, таких как: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается.
Философия Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с созданием общества, поделенного на касты и государства. В Древней Индии философия сформировалась примерно в I тысячелетии до н. э. В это время на ее территории на ее территории сформировалось несколько рабовладельческих государств.
Философия Древней Индии обращена по большей степени к общечеловеческим ценностям. Например, человек, чтобы получить общечеловеческие ценности, должен овладевать философской мудростью. Для этого ему следует научиться разбираться в следующих проблемах:
– в проблеме мира и его познания;
– в проблеме взаимодействия человека и природы;
– в проблеме смысла жизни человека
Философия Древней Индии пыталась решить проблемы:
– прекрасного и безобразного;
– добра и зла;
– справедливости и несправедливости;
– дружбы, товарищества;
– любви и ненависти;
– счастья, наслаждения и страдания и др.
Закономерность формирования философии Древней Индии – это мировоззренческий характер философского знания. Философские идеи, теории, системы, взгляды являются либо идеалистическими, либо материалистическими, реже эклектическими, то есть соединениями двух предыдущих типов мировоззрений.
В философии Древней Индии идеализм представлен в двух его разновидностях: это как объективный и как субъективный идеализм. Это подходит философским школам «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.
В философии Древней Индии используются традиционно философские категории:
– движение;
– противоположность;
– единство;
– материя;
– сознание;
– пространство;
– время;
– мир.
В философии Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней как некая «помеха» душе.
Решая проблемы познания, древнеиндийская философия подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. При этом изучалось четыре источника достижения истины: восприятие; вывод; сравнение; доказательство.
В социальной философии важнейшей проблемой является проблема народа и правителя.
Все духовные ценности древнего мира охватила философия. Она проникла в искусство и религию; этику и эстетическую мысль; право и политику; педагогику и науку.
Вся духовная цивилизация Древней Индии несет в себе обращение к бытию личности, ее самосовершенствованию и самосознанию через уход от материального мира.
Сходство и различия философии Древней Индии и Древнего Китая
Сходство:
· борьба двух тенденций - консервативной и прогрессивной;
· мотив угрозы с севера - кочевые народы;
· попытки сформулировать естественный закон;
· равнозначность объектов: боги, природа, народ;
· числовая символика;
· цикличное движение времени;
· поэзия и музыка - средства обретения духовной мудрости;
· осуждение всех форм религиозного фанатизма;
· возраст философии - более 2,5 тысяч лет.
Различия:
· в древнем Китае не было выраженного кастового деления общества;
· отсутствие в Китае богатой мифологической основы, подобной Индии;
· обращенность китайской философии к практической жизни, настоящему
· древнеиндийская философия направлена на раскрытие духовного мира человека;
· иероглифический характер китайской письменности - «пластичность» идей;
· культ предков в Китае развит сильнее, чем в Индии;
· в Китае на основе стабильности философского мышления сформировалось представление о превосходстве по отношению к другим философским взглядам
Особенности индийской философии:
· интерес как к человеку, так и к целостности мира;
· "Атман есть Брахман" (Атман - это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман - безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное). Атман и Брахман совпадают. Весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом. Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку следует преодолеть иллюзию земного. Достижение вечного Я - мокша;
· представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Абсолютное бытие можно постигнуть интуицией (погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим, в результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием);
· мистичность;
· сосредоточенность - одно из необходимых достоинств человека;
· практика медитаций (сосредоточенных размышлений) ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей. Йогами разработан специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.
В Индии всегда относились с почтением к своим философам. Так, например одним из первых президентов независимой Индии стал философ Радхакришнан.
Веданта - это философская основа индуизма, влиятельная система древнеиндийской философии.
Черты:
· Вера в авторитет Вед;
· Элитарность брахманов;
· Идея переселения душ. Особенности китайской философии.
К основным философским течениям древнего Китая относятся:
· конфуцианство (VΙ-V в. до н.э.), этико - политическое учение. Принципы:
o 1. взаимность,
o 2. человеколюбие (культ предков, почитания родителей),
o 3. сдержанность и осторожность в поступках
o 4. идея «мягкой» власти: осуждение экстремизма;
· даосизм (основатель Лао-цзы). Источник - трактаты «Даодэцзин». Принципы «Дао» (путь, универсальный мировой закон; первоначало мира) и «Дэ» (благодать свыше). Основные идеи:
o а) все взаимосвязано,
o б) материя едина,
o в) четыре начала: вода, земля, воздух, огонь,
o г) круговорот материи через противоречие,
o д) законы природы объективны;
· легизм (ΙV-ΙΙΙ в. до н.э.).
Главным интересом является отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. В размышлениях первое место занимает этика. Единству мира уделено пристальное внимание. Были введены представления тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). Тянь - безличная, сознательная, высшая сила. Дао - закон изменения вещей, вызываемого этой силой. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, почувствовать дао. Соблюдать дао - это означает, по Конфуцию, быть совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь - человечность, чжи - мудрость, интеллект; и - следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье и на службе; ли - послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо - покорность воле родителей.
Конфуций видел осуществление своей программы в умело организованном процессе образования и воспитания молодых. Он оказал большое влияние на китайскую историю.
Заключение
В заключении можно сказать, что древнеиндийская философия достигла довольно высокого уровня развития. Индийская философия - это по-настоящему "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия и по сей день сохранила полную преемственность. Индийская философия оказала самое сильное влияние на запад из всех других философий мира. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы 60 годов XX века - это очевидное тому свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру и Индию. Несмотря на все различия и многообразие школ индийской философии можно выделить некоторые общие черты:
- религиозный характер ярко выражен;
- тесно связанные окружающий мир и личность;
- философия обращена внутрь человека;
- жизненные принципы: аскетизм, самоанализ, самоуглубление, недеяние;
- философия имеет абстрактный характер;
- учение о перерождении;
- учение о карме.
Список используемой литературы
1. Антология мировой философии в 4 т. М., 1969. Т. 1.
2. Буддийские сутты. М., 1900.
3. Древнеиндийская философия. М., 1972.
4. Кальянов. Древняя Индийская Философия под редакцией М., 1954
5. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. М., 1972.
6. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс Избранные тексты. М., 1997.
7. Упанишады. М., 1967.
8. Канке В.А. Основные этапы философии. 2001. http://lib.rin.ru/doc/i/16305p.html
9. 2. Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 352 с.
10. Стрюковский В.И. Курс философии в схемах / В.И. Стрюковский. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 192 с.
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |