Читайте также:
|
|
1. Общая характеристика
2. Философские творческие достижения.
Тысячелетнюю историю после античности называют средневековой (3-15 в.в.). Медиалистика.
Средневековья является эпохой феодализма, общественной формации, обеспечившей активное развитие аграрной цивилизации (собирательные, аграрные, промышленные, информационные) в мире. С ней связано формирование основ устойчивой государственности народов (кочевые гос-ва не торжественные земледельческим государствам).
Понятие средневековой философии - это своеобразный способ осмысление действительности посредством синтеза рациональности и религии.
Принципы:
Философия служит богословию (религии).
Истинной философией является только религиозная философия. Остальное (иное) - суетная гордыня мысли.
Основные этапы развития:
Начало феодализма. Ранняя философия средневековья. Иудейская и арабская. 3-5 – 10.
Расцвет феодализма расцвет средневековой философии. Европейская. 10-14.
Завершение феодализма. Завершение средневековой философии. Философия эпохи Возрождения. 14-15.
Специфические черты средневековой философии:
- Сакрализация. Осмысление действительности в религиозных понятиях и символах.
- Теоцентризм. Все объясняется с позиции и от имени Бога.
- Креационизм. Признание и объяснения сотворенности мира.
- Провиденциализм. Признание преопределенности всего мира.
- Догматичность. Абсолютизации религиозных идей как истин. Запрет на новаторство.
- Схоластика. Абстрактное, неадекватное объяснение действительности на основе религиозных идей.
- Трансрациональность. Соединение рациональности и мистики как способа установления отношений с Богом
- Сотериологичность. Признание необходимостей и возможностей спасения человека через его духовное развитие и движение к Богу.
- Религиозная аксиология. Установление принципа ценностной и религиозной иерархии сущего - священнее то, что ближе к Богу. Бог - высшее духовное, церковь - сакральная, земная жизнь - греховная.
Иудейская средневековая философия 3-13 века:
Ранняя. Вавилонская школа талмудическая 3-17. Исак Слепец, Анан Бендавит.
Поздняя. Каронская школа. 10-13 века. Танах, Тора. Ави Цеврона. Моисей Маймонит 13в. Моисей Даланион
- материя - результат единственного акта творения мира космическим разумом;
- бог находится вне материи. Он - абсолютная субстанция мира;
- материя универсальна и по сути и по бесконечному многообразию форм;
- религия является аллегорической философией, поэтому религия и философия совместимы:
- религия - это руководство для стоящих перед наукой;
- философия ведет людей к интеллектуальному совершенству;
- интеллектуальное совершенство заключается в знаниях и культуре;
- человек через молитвы и обряды может влиять на космические процессы истории, обеспечивая свои интересы (матенство);
- о возможности формирования для человечества универсальной религии.
Арабская средневековая философия 6-13 века
Основной духовный источник - Коран, мать книг
Структура развития:
Религиозная философия ислама в нее ортодоксальных и неортодоксальных формах, а именно исмализм ашаризм, суфизм, сутины, шериды
Светская философия. Фальсафа. Алькиндий, Альфарабий, Альфорезми, Альиброш, Альибзина, Авиценна и др.
Основные философские идеи:
- о несотворенности и вечности мира;
- о необходимости исследования космической природы мира;
- об исследовании истории народов;
- о необходимости развития и использования логики для формирования знания:
- о закономерности всего сущего;
- о всеобщей взаимосвязи и причинности сущего;
- о необходимости отделения истинной религии и истин философии.
Что получило название аввероизма.
Ислам единственная религия призывающая к познанию мира.
Европейская средневековая философия 3-16 века
Патристика. 3-8 века. Это религиозно-философские учения духовных руководителей церкви на основе богословия. Западной патристик Рима: Оригена, Тетурлиан, Августин. Восточные Григорий Богослов, Иоанн Зоатоуст, Василий Великий Византийские патристы. "О разделении природы", "Познай самого себя", "Сумма теологии", "Сумма философии", "Сумма логики"
Схоластика. 9-14 века. Это рациональное объяснение христианских идей верующим. Основные центры: Болонская теологическая школа, Паридская, Падуанская.
Принципиальные религиозно-философские идеи.
Священное писание Библия является сводом мировой мудрости.
О сущностной тройственности Бога.
Каждая душа христианка.
Душа бессмертна, так как обладает неразложимой простотой.
Бог не творит зло. Источник зла - свободный выбор человека, если он не исполняет божественных законов.
Утверждаются два актуальных принципа:
- необходимо верить, чтобы понимать;
- необходимо понимать, чтобы верить.
Земная история есть восхождение человечества к Граду божьему. То есть безгреховной жизни истинных христиан. Путь через веру и культуру в Град Божий.
Осмысление основ соборной веры. Соборность - неиндивидуальной, а совместной веры и единства действий.
О соотношении веры и науки. А именно как решался этот вопрос (Фома Аквинский):
- наука не противоречит веры;
- вера и наука - различные пути к истине;
- возможности веры безграничны, а возможности науки ограничены опытом исследований.
Разработка универсального логического доказательства существования бога и иных высших духовных явлений. Суть: основой доказательств служит реальность существования общих понятий. Позиция реалистов. Знаменитый средневековый спор об универсалиях (сущность идеального и сущность реального).
И другие интересные идеи.
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |