Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 6. Философия в Европейской культуре Нового Времени.

Читайте также:
  1. I. Структура урока изучения нового материала.
  2. II. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
  3. II. Засвоєння учнями нового матеріалу.
  4. II. ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО МАТЕРІАЛУ, ВИВЧЕННЯ НОВОГО
  5. II.2. Функциональные различия, методологические несовпадения и пути интеграции в спорте и физической культуре.
  6. III. Вивчення нового матеріалу
  7. III. Изложение нового материала.
  8. III. Изучение нового материала.
  9. III. Изучение нового материала.
  10. III. Практичне засвоєння учнями нового матеріалу.


- принципиальные характеристики философии нового времени;
- основные творческие идеи.

1. Принципиальные характеристики философии нового времени:

Содержательно эту философия составляют:
- английская философия 17 века;
- французская философия 18 века;
- классическая немецкая философия 19 в.

Эта философия явилась закономерным продолжением мыслительного творчества Возрождения (перерыва не было).
Органично связана в радикальными изменениями социальной практики Европы этого времени. Охватывает 17-19 вв. Сущностно представляет собой многоплановое осмысление определяющих факторов формирования новой промышленной цивилизации.


В качестве таковых факторов рассматриваются и осмысливаются:
- наука;
- смена идеологий;
- слагаемые прогрессы.

Главная особенность эпохи: изменения иерархии духовных ценностей, то есть наука становится высшей цивилизационно-востребоваемой ценностью, религия отодвигается на периферию культуры общества.


Основные направления (формы) европейской философии Нового Времени:
- эмпиризм (сенсуализм). Это философия чувственно-практического и экспериментального исследования действительности (понюхать лютики);
- рационализм. Это философия сущностно-аналитического исследования действительности;
- просвещение. Это философия утверждавшая возможность изменения общественно строя жизни посредством просвещения;
- классическая философия. Это философия, оформляющаяся в теоретическую науку, разрабатывающую системные видения и познания мира.

Развивающиеся в это время философские стили мышления и их результаты:
- метафизический стиль мышления: взгляд на мир как константность. Результат: построение механистической картины мира;
- диалектический стиль мышления: мносторонний анализ действительности как взаимосвязанного и изменяющегося сущего. Результат: мир как система в развитии.

2. Основные творческие концепции философии нового времени:

а) английская философия:

1. Концепция эмпиризма. Франсес Беккон. Великое восстановление наук - основное произведение (двухтомник). Основные идеи:
- о необходимости развития опытной науки;
- акцентирование роли науки как цивилизационного фактора (знание - сила);
- процветающим обществом является промышленное общество;
- о необходимости сильного, централизованного государства имперского типа;
- об извлечении пользе не из родовых самих граждан, а из их умений;
- обоснование принципа исторического радикализма. Суть: прошлое не должно играть роль судьи по отношению к настоящему;
Джон Локк. Основной труд: "Опыты о человеческом разуме". Разработка концепции сенсуализма как одной из форм эмпиризма.
Суть: единственным достоверным источником познания являются чувственные данные (сенсус);
- в разуме нет ничего, чего бы не было в ощущениях;
- утверждается принцип происхождения всех знаний из индивидуального опыта;
- выдвижение принципа свободы совести;
- критика нативизма, то есть идеи естественной врожденности религиозности людей.

Главным результатом эмпиризма явилась разработка механистической картины мира. Классически ее представил в философии Томас Гоббс. Суть: все тела природы, включая человека и общество, представляют собой механистичекие системы.
Идеалистические искажения эмпиризма выражают философские концепции:
- Джорджа Беркли. Суть: вещи есть комплексы ощущений. Комплексы ощущений порождают вещь. Соотвественно, действительность есть поток наших ощущений. Соотвественно, каждый человек элиминирует (творит) свою форму действительности. Позиция называется солипсизм.

Резюме: таким образом, субъективное познание творит мир;
- Давида Юма. Суть: мир познаваем только в пределах наших ощущений. Каков он за границей ощущений мы ничего знать не можем. Человек - субъект познания.

Антитезой эмпиризму явился рационализм. Классический представитель - Рене Декард. Сочинение: "Трактат о мире как механистической системе". Принципиальные идеи - чувства дают темное, несовершенное знание. Инструмент действительного познания мира - рациональность. Разум играет абсолютную роль в познании действительности.
Разработка концепции дуализма. Суть: материя и сознание (дух) являются равноправными первоосновами строения мира.
Выдающимся результатом рационалистического осмысления действительности явилась разработка в 17 веке голландским мыслителем Спинозой учение о единой материальной всеобъемлющей субстанции, обладающей следующими фундаментальными свойствами:
- сомосотворенности;
- манизма (единственности);
- модусного многообразия;
- множественности свойств;
- изменчивости в существовании, но не в сущности;
- самотворящести;
- пространнственно-временной организации;
- и другие

Главные ее законы:
- самосохранение бытия;
- не имеет целесообразного развития, то есть в природе нет предопределенности.

б) французская философия просвещения:

Aude Sopezl - иметь смелость знать;
Выдающиеся мыслители этой эпохи: Шармстьер "о духе закона", Вольтер, Жан Жак Руссо
Дене Детро
Жульен "естественная история души"
Поль Гольбах, Клод Бельвельский, Шарль Шурйе.

Основные черты философии просвещения
- демократизм. Сделать науку достоянием всех, независимо от социального уровня;
- рационализм. Это вера в неограниченные возможности человеческого разума;
- оптимизм. Вера в общественный прогресс;
- антикреикаризм. Отвержение религиозного мировоззрения;
- идеализм в социальной философии. Просвещением изменить общественную жизнь.

Принципиально новые идеи французского просвещения:
- о государстве как общественном договоре;
- о происхождении неравенства на основе на основе частной собственности;
- о возможность нового хозяйственного мира, основанного на неэксплуатируемом труде;
- о необходимости разделения власти на три ветви;
- о демократии. Как народном волеизъявлении и народном праве;
- о несовместимости деспотии с просвещением и культурой народа;
- о создании наилучших политических учреждений для обеспечивания царствования свободы и добропорядочности в государствах;
- о восхождении к векам социального мира как строю общественной гармонии.

Таким образом они дали блестящую разработку основ общества будущего.

в) немецкая классическая философия. 19 век

Представлена творчеством выдающихся мыслителей: Иммануила Канта, Гегель, Фреидах,
Иммануил Кант - "Всеобщая естественная история и теория неба. С нерегулярной теории происхождения солнечных систем.", "Критика чистого разума", "Критика способности суждения" "критика практического разума" - критическая философия канта
"Религия в пределах разума", "о вечном мире", о союзе народов как союзе свободных государств

Творческий план:
Первое философское обоснование агностицизма. Вне логических форм рефлексий мы не знаем каков мир сам по себе; разработка основ теории нравственности (ее сущности, законов, основные категорий и значения как социального регулятива".

Разработка трансцендентальной логики (мир явлений)
Внешний мир. Внутренний мир (работа логики)
Феномено Ноуменов
Хаос Ощущений.
ВВС ВДН

Он показал впервые определенный анализ логического процесса анализа и его проблемы (антинои).
Философия имеет смысл, если служит воспитанию людей.
Известная кантовская оценка роли основных духовных наук, обеспечивающих:
- философия обеспечивает " что человек может знать"
- этика. Что человек должен делать
- эстетика. На что должен ориентировать человек
- религия. На что надеяться.

Формирование четырехмерного критерия прекрасного. (идеал, гармония, совершенство (мастерство, искусство), целесообразность)
О взаимосвязи истины, добра и красоты.
О нации или государстве как культурном организме.

ГЕГЕЛЬ
"феноменология духа", "наука логики", "философия религии", "философия права", "философия искусства" и другие.

- разработка объективно-идеалистического мышления о саморазвитии мира
- о фундаментальных законах развития мира
- разработка и систематизации категориального аппарата теории философии
- разработка диалектической логики научного познания действительности
- философской обобщение накопленных да 19 века научных достижений по всем областям знаний
- разработка актуальных понятий социальной философии: движущая сила социального развития, дух народа, общественное разделение труда, общественные свободы.

Сущность христианства:
- природа не бог. То есть против пантеизма;
- природа есть материя, основа всего объективно бесконечного мира;
- религия - это не злокозненный обман, а неизбежная и весьма важная форма в духовности человечества;
- в представлении о боге человек воплотил свои мечты о могуществе и совершенстве;
- будущее религии будет без бога.


Новейшая философия должна стать антропологической, то есть наукой о сущности и смысле человеческого бытия в мире и его возможностей в мироздании.
Дальнейшее развитие гуманистической философии - пополнение ее идеями
- гуманизм есть всеобщая любовь и братство людей
- главное условия созидания - любовь, ненависть деструктивна

Тема 7. Основные направления развития постклассической философии

План:
1. Общая характеристика постклассической философии;
2. Анализ основных направлений.

1. Общая характеристика

Постклассическая философия разбивается в контексте новейшей или современной цивилизационной эпохе.
Охватывает 20 век и начало 21 века.
По цивилизационной принадлежности представляет собой философия современного Запада.
Пост Классическая философия = современная западная философия.

В течении 20 века развитие мировой философии находилось под активным влиянием философии запада. Именно она во многом определяла ориентиры, динамику и содержание цивилизационных процессов человечества.
Примечание: по постановке к решению целого ряда цивилизацинных проблем запад являлся ведущим центром философской мысли всего 20 века.

Причинные основания данной оценки:
Достигнув своего цивилизационного апогея, буржуазная эпоха открыла миру целую полосу исторических изменений в общественной жизни: таковыми стали:
- мощные экономические преобразования;
- утверждение новых идеологий;
- утверждение новых систем ценностей;
- мировые войны, революции и кризисы;
- поиск новых путей цивилизационного развития.

Резюме. Все это потребовало своего философского осмысления и предопределило формирование феномена современной западной философии.
Сущность понятия современная философия запада - философия евро-антлатической цивилизации 20 и начало 21 веков, отражающая духовные и социокультурные искания ее народов прежде всего мировоззренческие и методологические.

Статус данной философии в науке:
Пост-классическая, то есть в отношении предшествующей европейской философии, развивавшейся в русле классической рациональности
Современная западная философия отходит от данной традиции философствования и обретает новые специфические черты.

Ее специфические черты:
- иррационализм
- плюрализм

Суть иррационализма - это переориентация на объяснение действительности с позиции интуитивизма, субъективного мироощущения (психологического восприятия), проблем языкового отражения действительности.

Плюрализм - это мнообразие направлений осмысления действительности с утверждением новых принципов: позитивизма, прагматизма, переоценки ценностей, мистификации проблем и других.

Причина перехода к постклассицизму: это реакция на излишнюю рассудочность рационализма, а также на идеалистическую философию предшествующего времени.
Кредо постклассической философии: отказаться от блужданий в пустом пространстве абсолютных мыслей.

В содержательном отношении данную философия представляют: три направления
- позитивизм
1) неокантианство
2) неогегилянство
- экзистенциализм
1) фрейдизм
2) марксизм
3) ницшеанство
4) феноминолгия
5) герменевтика
6) структурализм
7) постмодернизм
- неотомизм

2. Анализ основных направлений
Позитивизм - философия положительного знания, философия науки. Основоположники: Огюс Конд "позитивная философия"
Видные представители и последователи: ве сперсер, э марк, рассел и другие


Основные идеи:
1) Очищение философии от метафизических иллюзий и трассендентальных суждений, превращение ее в подлинную философию науки, оперирующую положительным знанием.

Философия науки как философия новейшего времени должна представлять философия естествознаний и точные науки непосредственно исследующие действительность и обладающие прогностическим потенциалом.

В прежнем своем идеалистическом виде философия себя изжила.
В современном зрелом состоянии каждая наука сама себе философия. Соотвественно, совокупность физических знаний + био + иное = мировоззрение и поэтому как самостоятельная система знаний философия не нужна. Ей можно оставить только функцию логики, то есть быть интеллектуальным полицейским.

Выдвижение ряда новых принципов научного исследования действительности:
- бескомпромиссной фальсификации теории;
- очищение теории неконкретных понятий;
- оценка теории по сопоставлению их следствий;
- прагматичность;
- принцип выхода за парадигму традиционных знаний;
- оливериативности (все подходит);
- и другие.

Выдвижения ряда социально-философских идей
1) разработка социологии как актуальной науке об обществе;
2) выдвижение эволюционной теории вместе революционной. Актуализация принципа: не уничтожать, а реформировать;
3) идея социального порядка;
4) идея целесообразного использования науки;
5) Объединение теории и практики;
6) Сохранение религии как могучей воспитующей силы;
7) Взаимосогласовние интересов;
8) Основа общества не индивид, а корпорация (новый дух капитализма) макс ведер;
9) Любить сущность человечестве в лице его наилучших представителей и достиженийю


Разработка концепции исторической эволюции принципов познания:
1) мифологическо-теологическое познание, то есть господство веры;
2) метафизический. Абстрактно-философское объяснение действительности;
3) эмпирический (опыт);
4) позитивизм - это объяснение действительность на основе фактов, законов и точности измерения.

Формы развития позитивизма в 20 веке:
1) эмпириокритицизм;
2) неопозитивизм;
3) постпозитивизм;
4) аналитическая философия.

б) экзистенинцеализм
Философия существования или аналитико-челоческого бытия или философия кризисного состояния.
Основоположники: Мартин хайдегер, серен киркиегор

Видные представители, продолжатели: карл ясперс, сартр, камю, хоссе гуо.


Главное внимание должно осмысление фундаментальных основ человеческого существования в мире, а именно сущности бытия, принципами личностного бытия, проблемы свободы, действительным познавательным возможностям, мышления, опыта вера, философии кризисных состояния человека.

Феномен русской философии - самостоятельно

Экзинстециализм.
Принципиальные идеи:
1. Бытие и Мышление разделены существованием (экзистенцией);
2. Объективная истина обретается не в мышлении, а в экзистенции наличного бытия;
3. Познание экзистенции возможно:
а) только эмпатийно, то есть чувственно-интуитивным проникновением в событие;
б) только личного бытия;
4. Существование человека в мире весьма сложно (каждый человек жалкая песчинка в мире, окруженная множеством угроз вызовов);
5. Сложность взаимосвязей и отношений, то есть жизнь человека сплошное страдание. Наиболее страшная угроза - угроза смерти;
6. Человеческое бытие есть бытие лицом к смерти.

Основные принципы личностной экзистенции:
1. Для себя бытие dasein;
2. Бытие здесь и сейчас;
3. Возможность свободы только в сфере своего внутреннего мира.

Опыт экзенстенциальной веры абсолютно невыразим понятийно.

Первый ренессанс экзстенциализма. Германия времен первой мировой войны. К. Ясперс "психология мировоззрений", О. Шпендлер "закан Европы"

Второй ренессанс - Франция второй мировой войны. Отражением взлета философствования Габриель Марсель "быть и иметь, человек-скиталец, таинство бытия"
Ж сартр "бытие и ничто"
Камю "каллигула, миф о сизифе, посторонний, бунтующий человек"

в) неотомизм.

Это обновленное религиозная философия современного католицизма
Широкого распространенного в евро-антлантического цивилизации. Свыше млрд.
Видные религиозные мыслители Ватикана. Маритен, Жильсон, Тареян де Шарден
Идеи:
- обоснование религиозной философии христианства как плодотворного способа осмысления действительности и руководства по преобразованию общественной жизни;
- актуализация принципа гармонии веры и разума;
- объявление католицизма третьей духовной линии в философии. Свободной от материализма и идеализма;
- актуализация необходимости модернизации томизма в связи с возникновением новой научной картины мира, требующий надлежащего религиозного объяснения;
- о необходимости новой герменевтики священного текста;
- о теологии как средстве духовного и нравственного прогресса европейских и других католический народов;
- о необходимости развития социального богословия (изучение проблем общества, семьи, рола, экономики, политики, культуры и другое);
- о развитии развития политической теологии рекомендующий реформации общественной жизни;
- провозглашение христианской демократии как истинного пути социального развития;
- о познании как духовной процессе;
- о цивилизованном обществе как моральном союзе разумных существ;
- и другие идеи.

Были провозглашены неотомизм изложены в энциклике 24 тезиса.

Философские школы:
- философия марксизма (одна из влиятельнейших европейский школ 20 века;
- творческая разработку и развитие ее обеспечили мыслители Маркс, Энгельс, Лабриола, Грамши; Плеханов, Троцкий, Ульянов
Труды нем идеология, развития социализма от утопии к науке, капитал, манифест компартии, эмпириализм как высшая стадия развития капитализма, государство и революция.

Идеи:
- о закономерной качественной смене социально-экономических систем;
- о несовершенстве и несправедливости капиталистического строя общественной жизни неизбежности его разложения и гибели;
- о возможности и необходимости сознательного устранения капитализма посредством революции;
- о всемирной исторической миссия пролетариата;
- научное обоснование принципов нового, коммунистического общества: развитие материриально-технической базы, обобществление средств производства, введение принципа распределения по труду, справедливости социальных отношений, утверждение власти трудящихся через диктатуру пролетариата, демократию и общественному самоуправлению;
- об интернационализме трудящихся;
- об устранении войн и насилии и социально исторического значения;
- о переходе через социализм от предыстории к подлинному цивилизационному развитию народов.

Ницшианская философия ницшианство
Или философия жизни

Предтеча философии творчество Артура Шопенгаура.
Труда мир как воля и представление, о свободе человеческой воли.


Идеи:
- представление - воля – действие:
Каждая сила в мире есть проявление воли, прежде всего мировой воли.
Сильнейшая ее форма - воля к жизни, проявляемая в борьбе, всех против всех.
Потеря народа воли к жизни влечет его гибель.
Истинная сущность людей иррациональна.


Главное функция государства - как особой силы:
а) быть намордником, не позволяющим людям взаимоуничтожать друг друга;
б) быть концентратором воли, силы для целесообразного ее использования.

Ницшеанское развитие философии жизни
Труды так говорил Заратустра, антихристианин, воля власть, опыт переоценки всех ценностей, по ту сторону добра и зла.

Идеи:
- унаследованная культура, сформированная на основе науки и разума оказалась глубоко враждебной жизни;
- глубинной руководящей основой жизни являются инстинкты, необходимо возвратить людям право на руководства ими, свобода духа и воли, простоту и величие жизни;
- необходимо через нигилизм произвести переоценки всех ценностей и идеалов;
- необходимо сформировать сверхчеловека, нового, на порядок выше путем строго отбора лучших особей;
- отличительный признак сверхчеловека - могучая воля к борьбе и власти, утверждению силы;
- воля к власти и борьбе за существование - основной закон природы, основной закон самой жизни
- необходимо отвергнуть человека – раба;
- основной принцип борьбы за существование - унизить всех слабых, возвысить и укрепить всех сильных;
- необходимо воспитать элиты силы как элиту власти и обеспечить ее утверждение в обществе
- философия равенства - это философия черни;
- демократия - это идеология укрепляющая стадные инстинкты;
- мораль изжила себя, необходим имморализм;
- необходимо война, чтобы оживить вялое человечество, пребывающее в сытовстве и довольстве;
- воин должен стать центральной фигурой государства;
- у немцев уснул дух, ослаб инстинкт к жизни и самосохранению;
- вся Европа также катится в Тартарары;
- стихийные становление бытия не даст плодотворных результатов, становление будущего должно быть управляемо волей, немцы должны увидеть не любую, а необходимую им история (бытие)
-...

Фрейдизм
Постмодернизм
Структурализм




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | <== 7 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав