Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ФИЛОСОФИЯ

Читайте также:
  1. II. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
  2. IV. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  3. Ай философияда мәдениет алғаш рет философиялық зерттеудің пәні болып қалыптасқан?
  4. Айта өрлеу дәуірі Еуропалық өркениет дамуындағы сілкініс және Жаңа замандағы философия мен ғылымның қалыптасуы
  5. Аналитическая философия
  6. Аналитическая философия
  7. Антика дәуріндегі философия аясында жеке ғылымдардың бастауларының пайда болуы
  8. Античная философия
  9. Античная философия
  10. Античная философия

Елена Константинова Луговая

24.04.13

10 смысловых вопросов к Реферату (не что где когда а смысловой вопрос!)

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

У этой науки трудная судьба, биографии философов в большинстве случаев печальны

проблема гонения на философию

Чаодаев заметил - "мир не сочувствует ничему глубокому"

Философия учит человека мысли - но мыслящий человек представляет угрозу для влстей и для самого мыслящего человека

Мысль расступается в поступок

ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ - выход из себя, за пределы дозволенного

(синоним возвышенного теоритического героизма) но героизм вынужденный

мир открым, человек не имеет своей экологической ниши, находится на границе бытия и постоянно его достраевает серьезной мыслью. Если человек отказывается меняться - тем самым от теряет право называться человеком.

Для человека - границы - это потребность выйти за них. Этот выход в бесконечноть - потребность человека.

Важно, что именно благодаря Трансц-ию - человек обретает понимание других и себя.

Символ Философии - СОКРАТ: "я знаю что ничего не знаю"

Философия - бесконечный поиск вопросов на вечные вопросы. Ни один из ответов не является исчерпывающим.

Нужна ли Философи? (6-7 вв до н э - возникновение)

Природа человека, 2ственность его подхода к миру - деление на душу и тело - условное:

ТЕЛО ------ природа (Научный подход)

ДУША ----- БОГ (нечто трансцендентное, сверхприродное, нетелесное) (развитое мифологическое сознание)

Пользоваться разумом - не значит мыслить!!

Эти взгляды не просто разные а ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ

ФИЛОСОФИЯ возникает в тот момент когда человек ощущает себя как ЦЕЛОСТНОСТЬ (индивид)

вопросы о смысле существования - Ф-Я - рациональный способ достижения действительности

ЭКЛИЗИАСТ: Бог на небе, Человек на земле

Философия - Теология - знание бога.

гонение со стороны Науки и Религии. но с др стороны они ее подпитывают

Философ может быть религиозен но для него не может быть догматов

Философия - НЕ НАУКА, именнно

в НАУКЕ нет личности, превращает личность в объект изучения

Научное сознание это способ анестезировать ЗНАНИЕ - освобождает ученого от совести

Ф-Я абсолютно личностное знание, творчество

философы стараются избегать слово наука

!!ФИЛОСОФИЯ - творческий порыв к смыслу бытия. (Заем, почему?? - философские вопросы)

Ф-Я - знание свободное от какихлибо элитарных интересов, она дает человеку испытать высшее блаженство

Жизнь может обходиться без мысли - НО Мысль тоже не обслуживает Жизнь - это не ее цель

В чем же стратегия мысли - в сохранении смысла жизни (ЗАДАЧА)

2 вида знания: Ради господства и Ради спасения (Наука/Фил-я)

ММ БАХТИН Философия больше чем наука - яэто метаязык науки (стоящий над)

ФИлософия стремится к целостности - потребность познать мир как ЦЕЛОЕ (но не мир в целом)

Если мир человека не един, а множествен - то это уже психологическая патология.

мир как Целое - на уровне сущности - единство за пределами чувственного опыта/мира

Философия ищет что именно есть сущность?? Наука изучает то что ЕСТЬ, а Ф-Я - то что не может не быть, потому что сущность это то что не может не быть - сущность она есть всегда!

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ - НЕЧТО СУЩЕСТВЕННОЕ

Малазашвилли - читал лекции во ВГИКЕ

не стремитесь спасти мир - займитесь спасиением самих себя

Не историю надо делать а Биографию

Пика де ла Мирандолла: Кто не философ - тот не человек (быть философом - быть человеком)

Кант: Философия это стратегия жизни

Цицерон - не любить философию - это все равно что не любить свою мать

Условия ФИЛОСОВСТВОВАНИЯ:

1. Отказ от материального подтверждения - освобождение мысли от овеществленности! (Река - текущая вода)

Отождествление мыслящего - с мыслимым (Я мыслю - я и есть моя мысль, в момент мысли Меня нигде нет) но это отрешенность от единичного в пользу ЕДИНОГО! Философия подобно сну - остановка в жизни которая делает человека мудрее.

Аристотель говорил что философия начинается с удивления (с остановки)

Философ - не отмира сего, может удивляться обыденым вещам

ХАРМС

Платон: философия - обратное плавание через поворотный пункт

Данте: Земную жизнь пройдя до половины я оказался в сумрачном лесу

Августин: Познай себя, внемли себе

Любовь - Мудрость (ФИЛОС СОФОС) без открытия людям без любви не может быть мудрости

Куда бы вы не бросили свой взгляд - вы себя и увидите.

Требует тождествления мыслящего с другим мыслящим! Отказ от ЭГО. Мысль не может быть предметом собственности.

ГЕГЕЛЬ: Только высказанная в слове мысль становится мыслью для другого а значит и для меня самого (Филосовская мысль диалогична) Диалог о пережитом - встречное движение. Поэтому нанести вред философия не может тому кто не пережил.

изучение Философии предполагает историю Философии

философия избавляет людей от профессионального критинизма - люди сели и пофилософствовали - вопросы философии важны для любого человека, прививает опыт критического решения

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

7-6 вв до н э в др ГРЕЦИИ - Карл Ясперс - концепция об осевом времени - самые существенные изменения в человеческой историии произошли с 8-2 вв до н э - осевое время выходило в пяти точках: Китай (Лао Цзы, Конфуций) Индия Иран (Заратустра) Палестина Греция (человек входит в современный тип, начинается борьба рациональности с мифом!)

До осевого времени человек погружен в природу, а в осевое - восприятие как нечто отдельное, ограниченное! Человек теперь осмысленно относится к жизни. Пробуждение сознание связано с осязанием - но что дает осязание понять что здесь я - а там не я (СВОЕ) (Впервые - это осознание смерти)

в осевое время мифологической эпохе приходит конец (ДАЛЕКО НЕ ДЛЯ ВСЕХ) - мифологическое сознание давало человеку ответы на все вопросы, а теперь - хаос, отрезвление, хаос непереносим для человека - поэтому осевое время - время поиска другого единства - время всевозможный соц реформ и появления всех основных религий. Появляются первые ФИЛОСОФЫ.

Ясперс: Всякий раз когда человечество переживает кризис - оно обращается к осевому времени.

ПОЧЕМУ Греция?

Греки играли роль междунородных посредников - имели возможность сравнивать другие народы с собой - контраст заставил задуматься, что представления о мире могут быть разными.

5вв до н э - рассвет Философии - и не в метрополи а с окраин

особенность Гр Религии: отсутствие догматов, боги антропоморфны - подобны людям но только бессмертны

Греки свободолюбивы - проявили дерзость - наметили границы между разумом и мифом - они считали верным лишь то что можно доказать - но без отсутствия возможности услышать и понять.

говорят что философия в Греции сформировалась в результате восточной мудрости… Мудрость - наука о том как выжить в мире а Философия - наука о мире!

только в Гр возникают люди, которые ни перед кем не должны отвечать кроме своей совести.

Тиран Гермий - перед смертью говорил что клянется в верности философии

НАЧАЛО! Постепенно Мифология заменяется Натурфилософией - природа изучается иначе от мифологии, объясняет происходящее в природе естественными вещами. ЧТО ЕСТЬ МИР?

Шопенгауер: То ли мир - прекрасный космос - толи куча сора. (Если Мир - всё - то тогда это куча ссора. А что же в мире достойно называться миром. Греки считали что есть МИР есть Космос - всячески указывали на целостность мира. Современная философия - Мир - это хаос.

Периоды:

Натурфилософский (осознание отличия от мира - что есть мир?)

Антропологический - (что есть человек? Кто я? Способен ли я понять мир?)

Классический (совмещает вопросы) Платон и Аристотель, этика, эстетика - попытка ответить на все вопросы

Эллинистический период: вся Римская философия - вопросы нравственной проблематики, в чем смысл жизни? в ответах - варианты 1 и 2 периодах (Эпикурийцы, Стоики и Скептики)

3 в н э. Неоплатонизма (Платин-приверженец философии Платона - развил и переосмыслил) - оказал непосредственное влияние на средние века.

НАТУРФИЛОСОФИЯ (что есть основа для всего?)

1ый ФАЛЛЕС (представитель Меледской школы - приморские города)

возглавляет список 7ми мудрецов

Определить - подвести основание - ПРЕДЕЛ

ФАЛЛЕС ПЕРВЫЙ ЗАДАЛСЯ ВОПРОСОМ ПЕРВООСНОВЫ - СЧИТАЕТ ЧТО ВСЁ ЕСТЬ ВОДА.

в греческой мифологии считается что земля плавает на воде

разные агригатные состояния - все есть вода

НЕТ НЕЖВОГО - ЖИЗНЬ - ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕСТВУЮЩЕГО

1ой АНОКСИМАНДР - критикует учение Фаллеса - его не устраивала вода в качестве первоосновы

если это первооснова - может ли у нее быть какаято качественная определенность? если ли у нее некие качества которые отличает ее от всего остального - первооснова ведь не может граничить ни с чем - она не может быть чемто ограничена - она вмещает себя все - должна быть колличественной беспредельно

АНОКСИМАНДР ПРЕДЛАГАЕТ АПЕЙРОН - из него мы можем получить любую из стихий (перевод БЕСПРЕДЕЛЬНЫЙ)

3ий АНОКСИМЕН - говорит ВОЗДУХ (все есть одно)

но ему интересно а как из единой первоосновы берется все остальное??

из единого можно получить многое

4ый ГЕРАКЛИТ (родом из Эфеса)

занимает особенное место - люди занимающиеся философией знают наизусть все его 126 фрагментов

в древности получил прозвище Тёмный (не понятный)

Сократ говорит что то что он понял у Гераклита - то божественно - но чтобы понять все что есть у него - нужно быть Давосским нырялщиком

мнение и понимание - разные вещи

в чем-то он продолжает Меледскую школу - считает что ПЕРВООСНОВА - ОГОНЬ

он заметил что огонь - та стихия при соприкосновении с которой все начинает меняться

он увидел единство в спопобе существование - ИЗМЕНЧИВОСТЬ - это то что все объединяет

ПЕРВООСНОВА долна причинять ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Гераклита считают основоположником ОБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКИ

Но изменение - изменению рознь (ОБЯЗАТЕЛЬНО изменение в ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ!)

маленькое в большое!

БОРЬБА ОТЕЦ ВСЕМУ И ЦАРЬ НАД ВСЕМ - спорил он с Гомером о войне

ЛОГОС - слово, знание, разум, ракон ВСЕОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ БЫТИЯ

ЕДИНСТВО - БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

За многим видеть единое - в этом и залючается мудрость

Многознание уму не научает! (ГЕРАКЛИТ)

Душа (ПСИХЕЯ) - влажная - пьяная - без рассудка - не способна постичь Логос

Душа сухая - мыслящая - ЛОГОС

ХУМУС должен слепить из себя ХОМОС))

ИТАЛИЙСКОЕ (на территории нынешней Италии)

На западе на Апенинах Греческие поселения 6в

ПИФОГОРЕЙСКИЙ СОЮЗ

Пифагор первым стал использовать слово ФИЛОСОФ

в этот союз принимались люди разного пола - но человек должен был пройти многолетнюю проверку

ОРФИКИ говорили что души попали на землю в результате грехопадения

считали что если человек ведет нравственный образ жизни

2 ступени:

АКУСТМАТИКИ - только слушают

МАТЕМАТИКИ - получали знания полностью

созерцательный образ жизни

начало для всего - ЧИСЛО

ВСЕ ИМЕЕТ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ - ВСЕ ОПИРАЕТ НА ЧИСЛА

все материальное уничтожимо - а единая основа - это нечно устойчивое - ЧИСЛА

ЧИСЛА ОНИ ПОНИМАЛИ ПРОСТРАНСТЕННО

говорили что число это предел, граница или форма - отделяющее

мир стал космосом из хаоса благодаря числам

МИСТИКА ЧИСЕЛ - НУМЕРОЛОГИЯ

1 это всё а 2 это женское - раздор - двойственность 3 это мужское число

10 пар противоположностей + -

предел - беспредельное хорошее плохое свет тень прямое кривое муж - жен

ЭЛЕАТЫ

КСЕНОФАН - странствующий поэт - основал Элейскую философию

первый критик религии - критик политеизма - множества богов

за множеством богов сокрыта тайна их происхождения - люби создали богов по своему образу и подобию

попытался дать рациональное докозательство МОНОТЕИЗМА анализ поянтия божества

если бог всемогущ - то греческие боги - не боги

ЕДИНОЕ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ БОГ

ЕДИНСТВО МИРА И ЕСТЬ БОЖЕСТВЕННОСТЬ первоначало и есть божество

Единое - примеряет в себе все противоположности - бог это и есть мышление

Главный представитель - ПАРМЕНИД

среди его учителей были и пифогорийцы и ксенофан и гераклитические учение

ПОЭМА ПАРМЕНИДА О ПРИРОДЕ

1гл ИСТИНА - дошла до нас полностью (средством познания истины явл разум)

только разум судит об отсутствующем, а чувства ограничены

1 если мы задумали познавать единство мира - то только разумом а не чувствами

2 в разуме достоинство есть в виде логики - против которой не возразишь

3 разум общ всем людям - разу един

в центре внимания ПАРМЕНИДА 2 проблемы:

Отношения бытия и небытья

отношения мышления и бытия

дказывал он свои тезисы от противного

бытие существует а небытье не существует - если нечто не мыслимо то оно не может существовать

!!!!!!! свойства бытия: бытие едино однородно вечно неизменно неподвижно замкнуто и имеет форму шара

(шар - совершенная форма, завершенная)

мышление и бытие: тождественность

ЗЕНОН - ничего оригинального не создавал а известен как оснаватель СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКИ

хотел доказать правоту Парменида

разработал специальное доказательство против противника Парменида

АПОРИЯ ЗЕНОНА - доказывал от противного

делятся на 2 группы

о множестве

о движении:

например ДИХОТОМИЯ опровержение движения I-I-I---I-----I------------I-----------------------I

последнее

АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ

ДЕМОКРИТ - соедитяет учения Элиатов о бытии с чувствами

Демокрит говорит что небытие тоже ЕСТЬ - признать существование ПУСТОТЫ

НЕБЫТИЕ - ПУСТОТА

Пустота - едина (призновал

главнео отличие - Бытие непроницаемо для небытия - неделимо

АТОМЫ - мельчайшие частицы - чувствами они не распознаются

Атом - неделим, вечен, тождественен самому себе, движется в пустоте

все процессы в мире - от столкновения атомов

АТОМ неделим - и не материален

УЧЕНИЕ О ПРИЧИННОСТИ (ДЕТЕРМЕНИЗМ) - случайности не случайны - всему есть причина - истиная причина всего происходящего в мире - движения атомов

души - она состоит из легкий атомов огня - никакой индивидуальной души нет

2 вида существования и 2 вида познания

истинное и виртуальное

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ!

Натурфилософы безмятежны

но все изменилось когда в середине 5 в появились СОФИСТЫ (мудрец)

СОФИСТЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ЗА НЕБОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ ПОЛУЧИТЬ ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

натурфилософы считали софистов кровными врагами

ЛЮДИ СОГЛАСИЛИСЬ ПЛАТИТЬ ЗА ЗНАНИЕ

СОФИСТЫ ПОВЫСИЛИ АВТОРИТЕТ ЗНАНИЯ

Софисты - первые космополитами - истина для всех одна - для нее не существует границ

первые АГНОСТИКИ (отрицатильное знание)

РЕЛЯТИВИЗМ - учение об относительности (СВОБОДОМЫСЛИЕ)

Никакого доверия к авторитету - человек сам должен искать истину

познавательный релятивизм

СОКРАТ 469 - 399 до н э "ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ!"

был первый Афинский философ - АФИНЯНИН

СОКРАТ никогда не писал - он высказывался против письменности

считал что письменное знание - обезличено - опасно - настаивал на том чтобы знание передавалось из уст в уста

подобно софистам претендовал на роль УЧИТЕЛЯ

считал что он богами представлен к афинскому народу

был первый прецедент КАЗНИ за мудрость (выпил яд)

после этого казнили обвинителей

СОКРАТ выступал против изучения природы

человек интересует сократа как нравственное существо - основоположник Этики

в чем человек является исключительным, особенным

Сущностью человека является ДУША - он должен заботиться о совершенствовании души

Душа - это способность мыслить и рассуждать

тем самыс 1ая переоценка ценностей: вместо жизни здоровья славы богатства - все завилист от того, с умом ли мы возмемься за все это

Ценность - ДОБРОДЕТЕЛЬ свойство души - если оно есть то это является залогом благополучия

главным условием ее является ЗНАНИЕ

Главная щадача мудрости - различать добро и зло

ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ - знание есть необходимое и достаточное условия добродетельного поступка

если вы знаете что такое щедрость - вы не будете скупы

считал что сознанельно делать зло человек не способен

ДОБРОДЕТЕЛЬ:

Умеренность - это знание как обуздать страсть

Храбрость знание как избежать опасности

Справедливость - знание божественных и человеческих законов

САМООБЛАДАНИЕ - господство над самим собой. РАБ - это жертва собственных инстинктов, страстей.

ЗАСЛУГА - ВЫВЕЛ ЗНАНИЕ НА УРОВЕНЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Понятие - это и есть общее.

Главое отличие от СОФИСТОВ - он не был Релятивистом

настаивал на том что есть объективная истина для всех

разработал метод ДИАЛЕКТИКА - диалог в ходе кторого достигается истина

ИРОНИЯ СОКРАТА - не путать с иронией скептика или софиста

 

МАЙЕВТИКА (искусство акушерки) вероятно дать учитель ученику ничего не может - а подобно акушерке помогает человеку извлечь из него истину (ОБНАРУЖЕНИЕ ПОНЯТИЯ - СМОЖЕТЕ ОПРЕДЕЛИТЬ)

вывод! ОБЩЕЕ НЕ СВОДИМО К ПРОЯВЛЕНИЮ, К ЕДИНИЧНОМУ. ОБЩЕЕ НАДО ИСКАТЬ В УМЕ

после казни сократа сократические школы (софистическими средствами)

ПЛАТОН (любимый ученик Сократа) 427-347 г д н э

всю жизнь хотел построить идеальное государство

КОЛОКОГАТИЯ - единство нравственной и физической культуры (воспитывался)

в молодости он прославился как поэт, драматург

но уничтожил все после встречи с Сократом

после смерти Сократа покидает Афины отправляется на Сицилию

индукция - от менее общего в более общему

Основал свою школу

АКАДЕМИЯ 387году (случайное название, пригород Афин, рядом был герой Академ)

все тексты Платона имеют форму диалога (будят мысли)

СЧИТАЮТ ОСНОВАТЕЛЕМ АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА (первична идея, вещи есть отражение идей)

за истинное бытие признают умопостигаемые бестелесные идеи

"человек с помощью чувств способен познавать единичные вещи, а разум познает идеи"

мир чувственный и мир идей (в который не проникнуть)

ИДЕЯ - РЕАЛЬНОСТЬ - БИТИЕ (а не мысли)

Идея - метот познания и конструирования мысли

Это то общее что искал СОКРАТ - ИДЕЮ красоты например

Мир идеи - царство должного - мир блага Идеи трансцендентны, находятся за пределами опыта

ИДЕИ НАХОДЯТСЯ В ГИПЕРУРАНИ

иерархия идей

Меон (небытие) - МАТЕРИЯ у Платона - это иное Бытия (ПОЛНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИДЕИ) не путать с материальными вещами (идеи, оформленные материей)

Материя - источник смертности изменчивости вечности

ИДЕЯ активна а МАТЕРИЯ пассивна

ПЛАТОН ПЫТАЕТСЯ СВЯЗАТЬ 2 МИРА: материя стремится к идее????

ЛЮБОВЬ ПО ПЛАТОНУ - СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖ МИРАМИ

ТЕЛЕОЛОГИЯ - учение о целесообразности всех процессов мира (учение платона о природе)

ДИАЛОГ ТЕНЕЙ (влияние Пифагорейцы на Платона) понятие ДИМЕУРГ (творец, бог)

воля Димеурга настолько благая что он захотел чтобы мир был настолько же прекрасным как и он

ДУША имеет неразумные части (чувственная в животе и волевая в груди) и разумная (в голове)

на основе учения об идеях основал:

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

состояние припоминания души - состояние божественного экстаза - присуще только ЛЮБЯЩЕМУ

ДЛЯ ПЛАТОНА ЛЮБОВЬ - ЭТО СПОСОБ ПОЗНАНИЯ

2 АФРОДИТЫ 2 ЭРОТА (отказывается его называть богом)

ПЛОТСКАЯ ЛЮБОВЬ - материальная

ДУХОВНАЯ (ПЛАТОНИЧЕСКАЯ) - стремление к душе, к идее (поиск человека, с которым ты почувствуешь себя человеком)

ПЛАТОН сторонник АПРИОРИЗМА (до опытного)

мы не сможем из опыта прийти к идее равенства - ИДЕЯ первична

Занание МАТЕМАТИКИ он считал подготовительным к своему учению ДИАЛЕКТИКИ (для него ФИЛОСОФИИ)

ДИАЛЕКТИКУ ПОНИМАЛ 2яко:

Восходящая - от вещей к идеям

Низходящая - от идей к вещам

 

НАУЧНАЯ ЧЕСТНОСТЬ ПЛАТОНА

ВЕРШИНА ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА НАПИСАНА ЭЗОПОВЫМ КАКБЫ ЯЗЫКОМ, КАК БЫ ОПАСАЯСЬ ЧТОЛИ ЧТО КТОКТО ПОЙМЕТ ЕГО - НАПИСАНО ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

Мир идей - это прообраз мира вещей - но вместе с тем - это противоположность

но в результате он согласился что в Мир идей - противоположности тождественны

ДИАЛОГИ: ПАРМЕНИД, СОФИСТ

Бытие подвижно и неподвижно, движение существует и покой существует - бытие и покоится и движется

ПРОТИВОРЕЧИЕ И ЕСТЬ ЗАКОН МЫСЛИ - если бы мир идей не был бы противоречивым - он бы и существовать не мог

УЧЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ (первая утопия) (CIVITOS - государство, граждане)

исходит из естественного неравенства душ

каждый занимается тем что душа просит - но вместе они

Защитники

Люди, которые занимаются материальными вещами

правители законодатели - философы

АРИСТОТЕЛЬ 384-322 до н э

отправился в Афины в Академию Платона в 17 лет

Платон оч высоко ценил способности Аристотеля и ему разрешено было единственному иметь чеников (20 лет)

4 года был воспитателем Александра Македонского

Ликей (Лицей) философскоая школа (ПЕРЕПАТЕТИЧЕСКАЯ) (прогулка)

перепатетики прогуливались

12 лет он там преподавал а потом передал правление Теофрасту (изза Антимакедонских настоений) и бежал в Колхиду

Андроник Родосский систематизировал рукописи Аристотеля в 1ом веке нашей э.

(там были все науки кроме математики)

Аристотель стал ПЕРВЫМ историком науки ФИЛОСОФИИ (давал краткий обзор предшествующих теорий)

разработал технику мысли - ЛОГИКУ (ОРГАНОН - инструмент)

у этой науки нет своего предмета, но зато правила мысли нужны ученому чем бы он не занимался - универсальное средство наук (Кант говорил что Аристотель не просто создал Логику (формальную) а вывел ее совершенную форму)

Доказательства по сути сводятся к сведению размышлений либо к выведению исходных принципов.

ГЛАВНЫЙ ТРУД АРИСТОТЕЛЯ - МЕТАФИЗИКА (понятие предложил Андроник)

(метафизические размышления)

физика у Аристотеля - вторая философия

Сущее не сводимо к природе - кроме природы есть еще нематериальные сверхчуственные и неподвижные сущности - этим и занимается МЕТАФИЗИКА (у аристотеля - ТЕОЛОГИЯ - первая философия, важнее)

предметом МЕТАФИЗИКИ - сущее, первоначало

отждествляет мышление и бытие

что СБЛИЖАЕТ его с Платоном:

начинает с критике Платона но Платон и сам себя критиковал

понятие Эидос - у Платона - Идея - этим понятием активно пользуется Аристотель (Идея невещественна - она смысл вещества) А ОТЛИЧЕЕ В ТОМ ЧТО Аристотель считал что есть одна действительность - существенной состовляющей которой явл ИДЕЯ (Платон говорил что сущность вещи существует в отдельном мире от мира Идей) Аристотель желал упростить идеи Платона и получил кучу проблем

АРИСТОТЕЛЬ - сущность вещи в вещи

ПЛАТОН - тут сущности вещи нет

ЭИДОС (греч ВИД) (у Аристотеля переводится как ФОРМА) ЗАДАЧА АРИСТОТЕЛЯ - разобраться в СУЩЕМ

СУЩЕЕ (то что есть - явленная действительность, вещь) и СУЩНОСТЬ (существенность - идея - главное - смысл сущего) не одно и тоже (ЧЕЛОВЕК/ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ)

отличие СУЩНОСТЬ ВЕЩИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ ВЕЩИ!

4 вопроса о первопричинах (чтобы понять это сущее):

что это? (САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС О СУЩНОСТИ - КЛЮЧ К СУЩЕМУ)

из чего это?

откуда это?

зачем это?

 

ПОИСК

2 КРИТЕРИЯ СУЩНОСТИ

она должна иметь самостоятельное существование

сущность это то что познается в понятиях

ПРОТИВОРЕЧИЕ: Мир один состоит из единичных объектов - но вещь будучи единичной не познается в понятии

и наоборот

ФОРМА - СУЩНОСТЬ (идеальное не видимое) вещи - это минимально общее

минимальное неделимое понятие - ВИД (эйдос) не своидм к вещи

ФОРМА - ГЛАВНОЕ НАЧАЛО И БЫТИЯ И ЗНАНИЯ - СМЫСЛ (и у Платона и у Аристотеля)

ВИДЫ - вечны и неизменны как и форма

ВЕЩЬ - СОЕДИНЕНИЕ ФОРМЫ И МАТЕРИИ (у Аристотеля) форма активна а материя пассивна (у Платона была Идея и Материя)

ЭЙДОС ЭТО И ВИД И ФОРМА И ИДЕЯ (сущность)

У ХАЙДЕГЕРА (нем философ 20 вв) ЕСТЬ ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ - ВЕЩЬ (4 страницы)

2 из чего это?

МАТЕРИЯ - источник индивидуализации вещей - может изменяться в процессе бытия (ИЗМЕНЧИВОСТЬ)

ПОЭТОМУ МАТЕРИЯ ПРИЧИНА СМЕРТИ (МАТЕРИАЛЬНОСТЬ)

ПЕРВОматерия (как апейрон у аноксимандра) - нечто что есть но не есть нечто (неоформлена - сказать о нем нечего) прсото ЕСТЬ! то из чего все - но что это - не понять это НИЧЕГО (награни бытия/небытия)

ВТОРАЯ материя - конкретный материал из которого состоит вещь (деревянность - куча признаков)

вторая материя - оформленная первая (первоматерия может переоформляться до бесконечности)

Трактует форму и материю динамически:

Действительность (форма) - вечна (непротиворечива)

Возможность (Вещь можно переделать) на этом уровне признает ДИАЛЕКТИКУ - изменчивость

!!!!! ДВИЖЕНИЕ - осуществолении в действительности возможного, поскольку это возможно (самое широкое определении)

 

 

3 ЗАЧЕМ ЭТО?

все процессы мира обладают целесообразностью

вводит понятие ЭНТИЛЕХИЯ (осуществленность) по Аристотелю программа развития вещи

желудь -> дуб (энтилехия желудя - дуб)

причина как начало и цель как конец совпадают (циклично)

4 Действующая движущая причина - ОТКУДА ЭТО?

вещь приводится в движение извне (ВНЕШНИЙ ИСТОЧНИК)

что есть причина существования мира в целом - это нечто надприродное.

неподвижный перводвигатель - БОГ.!!!!!!!!!!!!!!!

Бог как необходимая причина движения - должен быть как ПЕРВОПРИЧИНА

Метафизика занимается первопричинами:

1 Сущность

2 Субстрат (материя) единственное чем Бог не является! возможности изменения у Бога нет. Бог не материален.

3 Целевая Причина

4 Движущая причина (БОГ - ФОРМА ВСЕХ ФОРМ)

ФИЗИКА

ДВИЖЕНИЕ:

1 вид: возникновение и уничтожение

2 вид: качественное изменение

3 количественное

4 перемещение в пространстве

Место - это свойство тела (объемлищее тело)

а у МИРА нет объемлищего тела! Мир пространство для всего но сам вне пространства

ВРЕМЯ - мера, стало быть субъективная, непространственная

ТЕПЕРЬ - граница соединяющая прошлое и будущее (Настоящее)

ДУША

Никакой вечной души нет - Душа это функция живого тела (форма тела)

глаз это тела, способность видеть - способность души

ПОЗНАНИЕ

отличие от платона (чувства не участвоют в познании)

а у аристотеля - познается только форма - всякое познание рождается из опыта и чувств и разума

разум разделяет способность мыслить от мышления

БОГ ТВОРИТ МЫСЛЬ О ВЕЩИ

СРЕДНИЕ ВЕКА

ПАТРИСТИКА

Главная Христианская формула - все что не делается все к лучшему

Креоционизм - бог сотворил бог из нечего

АВГУСТИН ( Блаженный) "Люби и делай что хочешь"

Систематизировал христианское мировоззрения

использовал принципы Неоплатонизма (тексты Августина считались Платоновскими)

Счастье - в познании ЧЕЛОВЕКОМ БОГА

БОГ - исходный пункт человеческой жизни - ТЕОЛОГИЯ (Учение о боге)

божественное бытье - нематериальный абсолют

Христианство - ТЭИЗМ: Троякое понимание (БОГ ЕСТЬ ДУХ, БОГ ВНЕ МИРА, ПОНИМАНИЕ БОГА КАК ЛИЧНОСТИ)

Межличностные отношения с БОГОМ

всего этого не было в НЕОПЛАТОНИЗМЕ (Мир потижим а бог нет)

Христ БОГ ВСЕМОГУЩ<! все по воле бога

Длань Господня удерживает мир в битии - без Бога мир не мог бы быть - поэтому в Мире может быть всё - трактовка Августина абсолютно иррациональна.

Мир и Бог непостижимы

Для Бога есть уже все то что будет - он сразу создал всю эволюцию

Бог един но в трех лицах: Бог отец Бог Сын и Бог святой Дух

Христос это и был Логос который создал мир

Как у Платона у Августина: 2 плана: Идея бога и Мир вещей (божественных Идей)

 

Августин имел мысли о Времени:

Время противоположно вечному то есть Богу

Время было создано Богом для Мира, а сам пребывает в Вечности

Употребляет Прошлое Настоящего (потому что существоет только Настоящее)

Понимал Отностительность Прошлого для каждого человека

О будущем: Надежда из этого настоящего

Без Субъекта Время не может существовать

Настоящее стремительно Текуче - уходит от прошлого к будущему.

Без Бога Человек не может остановиться в этом потоке времени.

Теодицея - оправдание Бога

Если ничего не может произойти без воли бога, то почему столько плохого

НЕСУЩЕСТВОВАНИЕ ЗЛА

Бог есть добро - Бог зла не творил - а то что не сотворено Богом - того нет.

То есть Зло это недостоющее Добро (Рана - временный недостаток бытия)

Зло - Дырка от бублика - Бога не в чем упрекнуть.

Моральное зло есть ГРЕХ - выбор между своей волей и волей бога!

Источник зла - это свободная воля человека!

Истинно свободная воля - это воля не способная ко злу.

ПОЭТОМУ В МОЛИТВАХ ПРОСЯТ НЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ А ОБ ИСПОЛНЕНИИ ВОЛИ БОЖБЕЙ

ЭГОИЗМ - первородный грех ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ этому - ЛЮБОВЬ то есть БОГ (Счастье) то есть отказ от собственной Воли.

Младенцы - звероподобные существа, ЧИСТЫЙ НИЧЕМ НЕ ЗАМУТНЕННЫЙ ЭГОИЗМ - неразумность

Если до 7 лет его не отучили отказываться от собственной воли - не получится человек

Августин считал что бог дал душу человеку создав его по образу себя - увеличил пропасть между миром человека и миром природы

Не признает Учения Платона про переселения Душ - Душа творится богом из ничего, душа не умирает поскольку она вне пространства.

Душа обладает способностями: РАЗУМ ВОЛЯ И ПАМЯТЬ

1 место ВОЛЯ (синонимы: Вера и Любовь)

Августин - ВОЛЮНТАРИСТ

Воля важнее разума - нужно направить волю, любовь прежде - только тогда наступит истинное ПОЗНАНИЕ

2 ИСТОЧНИКА ЗНАНИЙ

Личный опыт (опыт каждого из нас очень ограничен)

Вера (мы поверили Родителям Учетилям и Ученым) поэтому можно и поверить Богу!

СХОЖЕЕ С ПЛАТОНОМ - АПРИОРИЗМ

2 способа прити к Богу

Откровение (Священное писание)

Самопознание (Напоминает СОКРАТА)

Истина - прозрение - это подарок Бога - возможность найти свой жизненный путь (цель - поиск Бога)

Разделяет понятие МУДРОСТИ и НАУКИ

Мудрость - ТЕОЛОГИЯ

НАУКА - обязана подчиняться мудрости

Окажитесь лы вы в Раю или нет - это предопределено Богом, кому Благодать.

ТРАКТАТ О ГРАДЕ БОЖЬЕМ

существование 2 порядков: земной и божественный

Благодатью обладает Божье царство (Люди презирают Себя, Но Любят ближнего и Бога)

Единственное Божье царство на земле - Церковь (не организация) НЕЗРИМАЯ ЦЕРКОВЬ - праведники которым уготовано спасение - неизвестно что они избраны, не надо никого судить

Античный образ - собака кусающая себя за хвост

Христианский образ - Летящая стрела (Сотворение Людей, конец истории - страшный суд, смысл истории - христианизация человечества) ЭСХОТОЛОГИЯ - учение о конце света (Мысль о том что все это закончится)

6 периодов истории: (6 дней) 6 возрастов человека

СХОЛАСТИКА (11 - 15вв)

ШКОЛЬНАЯ ФИЛОСОфИЯ - Преподавание философии

ЭТО попытка сделать понятной философию для масс!

 

первый Схоласт АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (Ит теолог 11 в)

"Верим чтобы понимать"

в основоположаниях веры истина уже дана - но требует пояснения - для этого бог дал нам разум

ИДЕЯ ОПРАВДАНИЯ ФОРМУЛ ВЕРЫ (ХРИСТ ДОГМАТОВ) СРЕДСТВОМ РАЗУМА

Гл ТЕЗИС - ГАРМОНИЯ ВЕРЫ И РАЗУМА

Мир увиденный сквозь призму языка: осн. образование в ср вв - ГРАМАТИКА - правила письма - порядок мира, порядок письма. Неправильно написать - это всеравно что согрешить - язык - это то что поможет понять мир!

Схоластика есть философия в форме интерпритации текста!!

ИСТИНУ МОЖНО ИЗВЛЕСЬ ТОЛЬКО ИЗ ТЕКСТА

Естественное (все в философских текстах платона и аристотеля) и Сверхестественное (Знание о Боге) ЗНАНИЯ

Эти тексты содержат исину потенциально - а для того чтобы выжать ее - нужна Дедукция

Схоластика - явление католической западной культуры

в ее основе - традиция Юридического мышления - досталась от запада

Высший рассвет - 13вв

ФОМА АКВИНСКИЙ (АКВИНАТ)

ОПИРАЛСЯ НА АРИСТОТЕЛЯ! (различия его с Августином те же что и меж Платоном и Аристотелем)

Представил Аристотеля как Католического Мыслителя - за это его провозгласили (первые тексты Аристотеля были в европе были на арабском (мусульманство - гл враг))

!! СУММА ФИЛОСОФИИ И СУММА ТЕОЛОГИИ

НЕОТАМИЗМ - учения Фомы в современно католической церкви

столкнулся с проблемой развития научных знаний

теория 2ух истин (араб Авироез) - отделение науки от теологии: "Науке и Религии нечего делить - это 2 разных мира"

ФОМА БЫЛ ПРОТИВНИКОМ ТЕОРИИ 2х ИСТИН

ИСТИРА ОДНА!

ДАЛЕКО НЕ ВСЕ ХРИСТ ДОГМАТЫ МОГУТ БЫТЬ ДОКАЗАТЫ:

можно только 2:

НЕОБХОДИМОСТЬ БЫТИЯ БОГА

ТЕОЛОГИЯ - НАУКА НАУК! даже философия - ее служанка

До ФОМЫ - онтологическое доказательство бытия Бога (ему не нравилось) не может не существовать потому что он всемогущ

ПРЕДЛАГАЕТ СВОИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА их 5 но все они КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ

сам мир свидетельствует в пользу сущ бога - причиной сущ мира является сам Бог

берет доказательства у Аристотеля: для того чтобы тело развивалось - нужен внешний толчок (мы видим что мир изменяется - причина - нечто что миром не является - нужет БОГ - мир движется значит Бог есть)

все из чего состоит мир все случайно - всего этого может не быть - но это не значит что мир может не быть - необходимо существование мира - раз мир есть значит и бог есть.

от принципа совершенства. где эталон совершенства и др? бог

Больше всего Аристотеля в Учении Фомы о БЫТИИ

все сущ-щее начиная с бога и тд - обладает СУЩНОСТЬЮ - это как искра божья - подтверждение божественной воли

МАТЕРИЯ (индивидуальность и неповторимость) И ФОРМА (Сущность)

Различия меж АРИСТОТЕЛЕМ И ФОМОЙ

первоматерия - творится из ничего / Первоматерия - творится Богом

Ангелы - нематериальная форма у Фомы

РЕАЛИСТЫ и НОМИНАЛИСТЫ

универсалии - общии понятия (белизна, мужественность) самостоятельно бытие - РЕАЛИСТЫ (линия Платона)

а сущность вещи не может существовать без вещи (Аристотель)

универсалии - всего лишь понятия, СЛОВА (ЭТО НОМИНАЛИСТЫ)

ФОМА - троякое существоаание:

1)В вещах как сущность

2)после вещей как понятие

3)Общее существует до вещей как идея божественного ума ПОЭТОМУ ФОМА - РЕАЛИСТ

у Аристотеля возможность и действительность

у Фомы потенциальность и актуальность

АВГУСТИН ОТ ФОМЫ отличие

Волюнтарист (Воля главное в БОГЕ) / БОжественная Воля не так уж свободна - подчиняется Божестенному УМУ (Неразумно Богу создавать когото могущественнее себя!)

сходство

Общее благо - за всем стоит БОГ

Проблема человека АВГУСТИН (как и платон - сторонник аскетизма, спиритуалист - противопоставление души - телу)

и ФОМА АКВИНСКИЙ начал говорить что Аскетизм - неБогоугодно - борьба с телом - борьба с богом!

еще отличие! Августин - душа только у человека а у ФОМЫ - растительная, животная, и РАЗУМНАЯ

3 отличие - Августин ВОЛЯ души / ФОМА - ведущее для нее РАЗУМ

СУММА ПОЗНАНИЕ

естественное знание - чувственное знание - без него невозможно обойтись (знание начинается с чувств)

общие (чувство жизни - я есть), воображение, память и орган мышнения (способность человека оценивать ситуацию как плохую или хорошую - первое мнение), интеллект (активный - познание сущности и пассивный - вместилище знаний, арсенал знаний)

ангельское познание и божественное (иммонентное - внутреннее)

истина логичская/антологическая (о суждениях/о вещах)

для того чтобы познавать бога - надо жить! эта жизнь обеспечивается Телом! удовлетворять телесные запросы мы можем и должны (сродни Аристотелю - чтобы философствовать - надо быть сытым и жить)

у человека свобода ВОЛИ есть! но если в Боге главное разумто и в человеке нличие разумной души = это правильно

ВОЛЯ ДЕЙСТВОЕТ В СООТНОШЕНИИ С РАЗУМОМ

но когда человек делает выбор в сторону добра - это не он а бог

а когда человек выбирает ЗЛО - самостоятельный

3 концепции ПРАВА

вечное () Естественное (мораль) Человеческое (Законы)

ДЛЯ ФОМЫ никакой вражды меж Государством и Церковью не может быть (в отл от АВГУСТИНА) Идеальный Вариант Правителя - ПАПА

ФОМА - есть правители которых можно свергнуть если они не от БОГА

НОВОЕ ВРЕМЯ:

Гуманизм - пик самоутверждения человека (сродни Богу)

РОДОНАЧАЛЬНИКИ:

ФРЕНСИС БЭКОН - 1561-1626 - мог бы быть отнесен к эпохе возрождения, не был ученым, но разработал индуктивный научный метод (от еденичного к общему) эмпиризм и индуктивный метод - 2 брата близнеца

Неолатонизм - брат Ренессанской философии, чувственные данный подводятся под некие не

ВСЕ МНОГООБРАЗИЕ ВЕЩЕЙ МЫ ДОЛЖНЫ СВЕСТИ К ПРОСТЫМ ФОРМАМ (Форма это сущность а Вещи

ФОРМА (Плотность Тяжесть Плавкость Тягучесть Теплота) - познавать формы сразу способен только гений или Бог

ЗАСЛУГА - ЧТО ДОСТОЙНО БЫТИЯ - ТО ДОСТОЙНО И ПОЗНАНИЯ - принцип Достоверности

ГЛАВНОЕ ДЛЯ НЕГО - УЧЕНИЕ О МОГУЩЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА (Мечтал о том чтобы Человек добился могущества над природой научно технич прогрессом)

ТАК ВОТ Человек приступает к Активному пересозиданию мира - ПОЗНАТЬ - УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ СЕБЯ

Он изменил отношение европейца - Знанию ТЕПЕРЬ "ЗНАНИЕ - СИЛА"

СВЕТОНОСНОЕ ЗНАНИЕ - Фундаментальные знание - постижение Сущности (СИМПАТИЯ БЭКОНА - ученый должен гнаться за самопожертвованием в пользу ЗНАНИЯ!)

ПЛОТОНОСНОЕ ЗАННИЕ - прикладные - ориентированы на

1 заблуждение

2 заблуждение

3 вид заблуждения: ПРИЗРАКИ ПЛОЩАДИ ИЛИ РЫНКА

человек социальное существо - ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЛОЖНЫ

4 ВИД: ПРИЗРАКИ ТЕАТРА - афоризм - дочь времени а не авторитета - высказывания мыслителя требуют проверки

ПУТЬ МУРОВЬЯ -

ПУТЬ ПАУКА - схоласт котррый пытается объяснять мир

ПУТЬ ПЧЕЛЫ - ЕДИНСТВЕННО ВЕРНЫЙ!

сторонник ИНДУКТИВНОГО метода познания

полная/неполная индукция - плохо

ЭЛЛИМИНАТИВНАЯ - исключающая (другая) - ученый должен стремиться к полноте, а к вниматьеному счету отрицательных случаев.

НЕОПРАВЕРЖИМОЕ - ЕСТЬ ЛОЖНОЕ

Классификация НАУК ----- ПОЗНАНИЯ

РАЗУМ ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ - типы наук:

Философские (Разум) высшая

История (память)

Искусство (воображение) низшая форма

НОВАЯ АТЛАНТИДА - УТОПИЯ (технократическая) жизнь на острове Бенсале - власть у Дома Саломона (коллективная организация научной деятельности) - они способны разрешить все проблемы людей

ФРАНЦИЯ

РЕНЕ ДЕКАРТ 1596-1650 (КАРТЕЗИЙ)

дедуктивно-рациональный метод (от общего к частному)

ИСТИНА АБСОЛЮТНА И НЕИЗМЕННА - ХАРАКТЕР - ели нет - то ей не место в науке

относительное и сомнительное - отвергнуть

идеал МАТЕМАТИКА

источником ИСТИНЫ не может быть ОПЫТ/ЧУВСТВА

открытия на кончике пера

ОТЛИЧИЕ ОТ БЭЙКОНА - предлагает проверку РАЗУМУ

в основании философии - принцип абсолютной достоверности - сомнитльное не истино!

не доверял людям.

МЕТОД ДЕКАРТА - сделать людей господами природы.

КОРЕНЬ - метафизика: ЭТИКА МЕХАНИКА МЕДИЦИНА (ветви)

задача познание:

природные объекты

мы- познающие этот мир

ОКАЗЫВАЕТСЯ ЧТО НА ПРОВЕРКУ - сомневатьзя можно во всем

НЕЛЬЗЯ СОМНЕВАТЬСЯ В ТОМ ЧТО СОМНЕВАЕШЬСЯ! В САМОМ МЫШЛЕНИИ - А если есть сомнение - есть ТОТ кто сомневается

МЫСЛЮ - СЛЕДОВАЕТЛЬНО СУЩЕСТВКУЮ (КРИНЦИП КОГИТО cogito ergo)

существоввание мысли бессмертно.

СУЩЕСТВОВАТЬ - НАХОДИТЬСЯ ВСЕ СЕБЯ - В СФЕРЕ МЫСЛИ (Быть в границах Мысли)

ДЕКАРТ НЕ БЫЛ СУБЪЕКТИВНЫМ РЕАЛИСТОМ

ему важно доказать что мир существует объективно! Он Верил что Мир существует.

БОГ - доказательство существования мира у Декарта

Принципость КОНИДАЭРГОСУН

Психологиеское доказательство БЫТИЯ БОГА (отл от другой)

есть существо которое посылает мне идею о сее

Идея от БОГА - бесконечна

1 ВЫВОД: у фомы - космологическое а у ДЕКАРТА - (ТЕПЕРЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА - ИЗ ДУШИ) - теперь природа ушла

БОГ - ИСТОЧНИК АКСИОМ - ПРИРОДА УПАЛА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Для всех рационалистов нового времени актуальна проблема СУБСТАНЦИИ (атрибут - элементарное с

познав СУБСТАНЦИИ - мы узнаем ВСЕ

СУБСТАНЦИЯ (у Спинозы) - причина САМОЙ СЕБЯ.

АТРИБУТОВ СУБСТАНЦИИ 2 -------- ДУАЛИЗМ ---- 1) МЫШЛЕНИЕ (разхумение хотение сомнение) 2)ПРОТЯЖЕННОСТЬ (МАТЕРИАЛЬНОСТЬ: протяженность, делимость, наличие формы, и движение))

эти субсттанции независимые

ДЕЛИТ ФИЛОСОФИЮ НА ФИЗИКУ И МЕТАФИЗИКУ (мышление)

в отношении к БОгу - ДЭИЗМ - ограничение полномочий БОГА (сознал, грант сохранности мира и его неизменности - Гарант неизменности полученных мыслей)

он говорил что все его рассуждения о мире - гипотетически

природа состоит из тел, вещей - истиное знание о предмете - только МЫШЛЕНИЕМ, исключая все чувственные признаки - что же останется - ПРОТЯЖЕННОСТЬ (МАТЕРИАЛЬНОСТЬ) - материя делима до бесконечности

в результате ПРИРОДА - геометрична!

ДЕКАРТ - СОЗДАТЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ

тела имеют фотму протяженность и движение (внутренней причины не сущетсвоет

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА - любой природный организм есть механизм

познание - конструирование машины мира из аксиом разума

инструмент - МЕТОД

4 ПРАВИЛА:

никогда не принимать за истинное то что не познал с очевидностью и ясностью!

всякий исследуемый объект или явление необходимо дробить до максимума - упрощать

в процессе исследования надо придерживаться строгого порядка - начинать с простых вещей и кончать сложными

надо постоянно составлять подробный перечень пройденных этапов исследования

ПУТЬ ПОЗНАНИЯ начинаеться с интуииции - потом дедукция

идеи 3х типов

врожденные приобретенные и и изобретенные

ВРОЖДЕННЫЕ - САМЫЕ ГЛАВНЫЕ - вот за что Декарта критиковали

если сомневаетесь что линия из точек - ДЕКАРТ БЫ ПОЗВАЛ ВРАЧЕЙ

ЧЕЛОВЕК - ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ТЕЛО - МЕХАНИЗМ / РАЗУМ - ДУША

человек - сложнейший организм - КАК ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ДУША И ТЕЛО

говорит что в мозгу есть "ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА" - работает в качестве передаточного механизма.




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 11 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.101 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав