Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Социальная сфера общества.

Читайте также:
  1. A)* ноксосфера
  2. F) социальная политика
  3. H) нүктесі сферада жатыр
  4. II. Мотивационная сфера личности.
  5. II. Признаки гражданского общества.
  6. II. Сфера применения
  7. III. Социальная структура и стратификация
  8. V1: Биосфера
  9. азақстан Республикасында атмосфералық ауаны қорғау туралы заңдарды бұзғаны үшін жауапкершілік
  10. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Субъективные и объективные факторы экономической жизни общ-ва.

Маркс говорил, что за движением товаров скрываются отношения людей, т.е. производственные отношения (товарный фетишизм). За отношениями товаров надо в первую очередь видеть отношения людей.

Отношения людей реализуются, проходя через их сознание. Люди осознанно действуют, но не знают, что многие их действия зависят не от их воли и желания, т.е. реальные эк условия заставляют их так поступать, поэтому Маркс пишет следующее: в производстве (в шир смысле слова) люди вступают во взаимоотношения, которые не зависят от их воли и желания.

Экономич отношения явл-ся диалектическим единством объективн и субъективн факторов. Каждый субъект эк отнош-й имеет свои цели, задачи желания, но эти цели и задачи реализуются, проходя через призму объективных, рыночных экономич, условий, через конкурентные отношения. Через такие проблемы, как перепроизводство, дефицит и т.д.

 

Социальная сфера общества.

Соц сфера образуется из различных групп людей, которые отличаются друг от друга по своему месту, сфере материального производства, а также в структуре общественного разделения труда, по уровню доходов, по своим профессиям, по своему полу, вероисповеданию, по возрасту и т.д.

Есть такие группы, которые не связаны непосредственно с эк структурой, но определяются общим развитием человечества. Это исторические формы общности людей. (Это род, племя, семья, национальность, народность и нация).

Но есть соц группы, кот формируются в результате разделения общественных функция и разделения труда.

Первое крупное разделение труда – мужской и женский труд. (и физиологическое, и трудовая деятельность).

В дальнейшем происходит разделение на земледельцев и кочевников-скотоводов. Возникают с появлением прибавочного труда торговцы, ремесленники. В результате появл-ся обществ функций появл-ся воины, военачальники, жрецы. Так появл-ся соц разделение общ-ва.

Появл-ся имущественное расслоение общ-ва. Появл-ся более богатые люди (те, кто ближе к власти). В связи с этим власть начинает применяться и для решения противоречий между богатыми и бедными. Так появл-ся классы. Т.е. возникновение классов связано с имущественным расслоением и постепенным возникновением частной собственности, которая узаконивается.

С появлением рабства усиливается неравенство. Рабство появляется лишь тогда, когда появл-ся прибавочный продукт.

 

Разделение общественных ф-ий.

С развитием общ-ва появляются все новые и новые ф-ии с соответствующей соц группой (группа юристов, группа врачей, работник дошкольного воспитания).

Появл-е этих ф-ий связано с усложнением общ-ва.

В понимании соц структуры общ-ва сущ-ют две общепринятые концепции: Марксистская концепция (исходит из определяющей роли экономической сферы и осн элементами рассматриваются классы) и концепция стратов (социальная стратификация).

Маркс: Классы определяются формами собственности. Маркс выделяет 3 осн класса капиталистич общ-ва – класс капиталистов (собственник капитала), рабочий класс (со своей раб силой) и класс землевладельцев (собственники земли). Все остальные соц группы (интеллигенция, священники) рассм-ся как соц группые, обслуживающие интересы общ-ва. (Интеллигент, как прослойка).

Соц стратификация (Сорокина): Сорокин делит все общ-во на опред соц группы по признакам профессии, возраста. Уровня доходов, занимаемой должности и т.д. (социологическая теория). Эта теория помогает выявлять конкретные состояния общ-ва. Помогает при проведении соц политики. Полезны такие исследования в период предвыборных кампаний. Не идет речь о классовой борьбе. Классов нет – есть страты. В этой теории также есть концепция социального лифта. Согласно Сорокину, между стратами сущ-ет определенное движение (горизонтальное и вертикальное). Если какой-то опытный врач становится преподавателем – это движение по горизонтали. Но если студент становится аспирантом, то это движение по вертикали.

Кажд человек подвержен этим движениям. Возможен как подъем, так и падение.

Эти 2 концепции друг друга дополняют. Марксистская конц – больше полит теория. А теория стратификации исп-ся для конкретных социологич исслед…

Классы (по Ленину) – такие большие группы людей, которые отличаются друг от друга по своему М есту в сфере производства, О тношению к средствам и условия производства, Р оли в организации производства и управл-я производством и по С пособу и доли получения произведенной продукции (МОРС).

Способы классовой борьбы:

1) Экономическая форма классовой борьбы (профсоюзы).

2) Политическая борьба (класс создает партию, борется за место в парламенте, участвует в президентских и иных выборах)

3) Идеологическая борьба (каждый класс различным способом продвигает свои идеи, свои ценности как общенародные идеологии).

Идеологич борьба происходит во всех сферах духовной жизни: в кинематографии, искусстве и т.д. Все это составляет формы классовой борьбы.

ВЗЯТЬ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБЩ-ВА (Кишлаков и махаматова).

ВЗЯТЬ ФИЛОСОФИЮ ГОСУДАРСТВА (МАХАМАТОВ).

 


 

Лекция №6, 22.04.13

Зуев Константин Александрович

Общество и человек.

 

Лекция №8, 20.05.13

Сфера духовной жизни общества.

Общественное сознание.

Духовная сфера жизни общ-ва – общественное сознание. Общественное сознание отражает общественное бытие, но это бытие не зеркальное. Во-первых, в общественном сознании отражается история общ-ва, т.е. соц память, отраж-ся современные проблемы в той форме, как осознаются они обществом в сфере художественной литературы, религиозной, в области права, в эк-ке и в естественно-научных теориях. В-третьих, отражает понимание способов и методов решения осознанных изученных проблем общественного развития. (философское, политические, правовые пути решения…) В общ сознании также отражаются перспективы развития данного общества.

Три аспекта:

1) Социальная память

2) Настоящее (в каком состоянии нах-ся общ-во)

3) Как понимаются способы и пути решения этих проблем, следовательно, какова перспектива развития данного организма.

Другая особенность общественного сознания заключается в том, что формы общественного сознания (это философия, религиозное, правовое, полит, эк, естественнонаучное) имеют свою логику развития, т.е. эволюция учений определяется не только общественным бытием, но и внутренней логикой каждой из форм общественного сознания. (Особенность поэзии Пушкина нельзя объяснять только общественным бытием первой половины XIX века, но и логикой развития российской поэзии)

Определяется общественная роль общественного бытия в отношении к общественному сознанию. Это определяется, во-первых, теми проблемами, кот-е отражаются в формах общественного сознания (т.е. конкретное содержание- что отражается…). (Образ Онегина отражает образ дворянства того периода.)

Сфера духовной жизни отличается от общественного сознания. Общ сознание – разработанные, опубликованные, распространенные теории, учения, концепции в различных формах общественного сознания. Когда говорим духовная жизнь общества, имеется в виду и духовное творчество индивидов данного общества, теоретические научные дискуссии, кот-е происходят, условия научного творчества, в каких формах, каким способом, контакт между субъектами.

Индивидуальное сознание выступает источником создания революции общественного сознания. Между общественным сознанием и индивидуальным сознанием сущ-ет определенное объективное противоречие, кот-е заключается в следующем: Общ сознание - закрепились, они носят относительно консервативно-устойчивый характер, они стабильны, а индивидуальное творческое сознание – это живой процесс, постоянно обновляющийся, поэтому индивидуальное творчество подходит к диалектическому отрицанию и выдвигает свое понимание решения тех или иных проблем, понимания сути проблем общ-ва.

Говоря об общественном сознании, нужно иметь в виду обусловленность этой сферы.. Те противоречия, кот-е имеются в соц сфере, противоречия в сфере политики и т.д. получают свое отражение и в духовной жизни общ-ва и в содержании общественного сознания, то, что мы называем идеологической борьбой.

Формы общественного сознания:

1-ая форма общ сознания (исторически) – религия. Религиозные сознания, учения… Есть 2 уровня:

1. Религиозное сознание индивидов (не относ-ся к форме общественного сознания)

2. Религиозные догмы, учения, которые зафиксированы и общеприняты. Они составляют форму религиозного сознания.

Кроме духовной жизни к религиозной форме относятся религиозные отношения – обряды разных стран, религиозные мероприятия.

Третий элемент религии – материальные образования (священные книги, иконы, религиозные здания, святые места и другие материальные атрибуты религии).

Религия – это вера в существование сверхъестественных сил, определяющих судьбы людей, их будущее, в том числе их загробной жизни. Религия как вера существования сверхъестественных сил выполняла ф-ии:

1) Иллюзорное психологическое утешение людей. Облегчение духовного состояния

2) Регулирование взаимоотношений людей в сообществе. (Выполняла правовые, морально-этические ф-ии, потому что религия в каждом обществе впитывает основные морально-этические ценности, кот-е сформировались в данном обществе, что проявл-ся в господстве тех или иных положений, в проведении обрядов, отношении к одной и той же профессии).

3) В религии им-ся эстетические ценности. Благодаря религии хоровое искусство античности приобретает дальнейшее развитие, реализуется принцип гармонии (верующих, душ, духовно-молитвенная гармония. Наряду с пением, религия также отраж-ся в живописи, архитектуре, градостроении и т.д. Благодаря религии в средневековье сохранилась грамотность, памятники архитектуры…)

Аксиома в религиях – негативное отношение к самоубийству. Она предотвращает истинно верующий от этого.

4) Мораль. Моральное сознание формируется тогда, когда в общ-ве возникает человеческая личность, человеческое «я», и общество принимает выделение человеческой личности, человеческого начала, индивидуальность человека.

Выделение индивидуальности формирует в индивиде чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Основными понятиями морали явл-ся совесть, стыд, гордость, добро и зло, свобода, ответственность и т.д.

Мораль выполняет ф-ию регулирования поведения индивида в общ-ве формирует чувство ответственности. В то же время формирует ответственность сообщества перед индивидом, перед личностью. Здесь большую роль играет общественное мнение. В традиционных обществах моральные ценности, перекликаясь и переплетаясь с религиозными нормами, в какой-то степени сковывали самодеятельность индивидов. Главным вопросом морали здесь выступает вопрос: «Что скажет общество, что скажут люди?» Мораль имеет национальную окраску: то, что в одном месте прилично, то в другом нет.

Этика – наука, изучающая концепции морали и нравственности.

Другая форма общественного сознания – это эстетика. Эстетика – понятие гармонии, прекрасного. (Принцип гармонии все же явл-ся всеобщим). Важная категория – категория безобразного. Через безобразное показывается значение прекрасного.

Классическое понимании гармонии отрицается через бессистемность.

Формы эстетического сознания, в отличии от морали, философии и религии, отраж-ся не только в концепциях, теориях и религиях, но и в худож произведениях, архитектуре, музыке и др. произведениях искусства. Гегель говорил: произведение искусства имеет ценность лишь тогда, когда оно отображает некую идею, поэтому Гегель считал искусство одной из трех форм отражения абсолютного духа. Эстетику ставил выше религиозного сознания. Эстетика, как и религия и мораль, имеет исторические формы (античная, средневековая, нового времени, нашего времени)

След. форма общественного сознания – философия. По Гегелю, Философия – дух эпохи, выраженный в понятиях, потому что философия – это осознание основных проблем общественной жизни в философских категориях. Философия отражает основные гуманитарные принципы бытия общества, основные принципы осознания и решения имеющихся противоречий и проблем. В то же время философия формирует основы мировоззрения человека и общества.

След. форма общественного сознания – наука, естествознание. Наука – это, во-первых, система познанных объективных законов возникновения, существования и развития определенной сферы объективной реальности, во-вторых, наука – это деятельность, направленная на получение знаний о существенных особенностях и закономерностях объективной реальности. В-третьих, наука – это социальный институт, т.е. это совокупность учреждений, организаций, в рамках кот-й проводятся научные исследования, систематизируются полученные знания, а также наука как соц институ относится определенной нормой, правилами научной жизни, способ финансирования научной деятельности и регулирование взаимоотношений членов научного сообщества (поступление в университет, сдача экзаменов и т.д.).

Наука показывает уровень развития познавательной деятельности на определенном этапе его развития, достижении проблемы в сфере познания, отношения общества к научно-познавательной деятельности.

В отношении общ-ва к науке им-ся 2 концепции:

- саентизм

- антисаентизм.

Саэнтизм начинает свое формирование в эпоху Просвещения, когда разум явл-ся высшей ценностью общественного развития. Робеспьер объявил разум новым богом и собирался поставить памятник в Париже в честь разума (но не успел, т.к. его казнили).

Критерий – просвещенность руководителя страны и народа.

Дальнейшее развитие: научные достижения начинают исп-ся в сфере материального производства. Наука начинает приобретать прикладной характер. Деятельность позитивистов, кот-е считали, что научное знание – знание, кот-е приносит практические плоды, и все другие знания – второсортные знания, недоразвитые. Саэнтизм получает мощное развитие.

Когда наука объявляет высшей ценностью общественное развитие (под наукой подразумевается только естествознание) – это саэнтизм.

Антисаентизм.

Элементы антисаентизма мы наблюдаем еще в эпоху схоластики. В эпоху Просвещения антисаэнтизм получает свое дальнейшее развитие. В 19 веке, когда позитивисты объявляют ненаучным философию, религию, эстетику, философию, антисаэнтизм выходит за рамки церкви, проявл-ся в философских учениях сторонников жизни, в произведениях Ницше, Шопенгауэра. Антисаентистами также явл-ся представители психоанализа, начиная от Фрейда..

После второй мир войны (особенно после применения ядерной бомбы) антисаэнтизм получает очередной толчок к развитию. (выступления за ограничения использования научных открытий на практике).

Сегодня споры идут вокруг планирования, генной инженерии, ядерной энергии и т.д.

Ставится вопрос об осуществлении общественного контроля над научными исследованиями, за последствием научных открытий.

 

Между формами общественного сознания сущ-ет определенное взаимодействие и взаимосвязь.

 

Д/З: Читать учебник: Гобозов «Социальная философия»

 

 




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 6 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав