Читайте также:
|
|
В 1-2 веках усиливается положение христианской религии и церкви в З/Европейских странах (Р. Империя). Если в 1-2 вв. католическая церковь была занята борьбой с язычеством и ересью, то к концу 2-го века, достаточно укрепившись, христианская религиозная идеология стала испытывать необходимость в распространении идей => необходима была рационализация христианского мировоззрения. Эта потребность предполагала соответствующие методы: логический аппарат, мировоззренческие идеи, которые позволили бы систематизировать христианскую идеологию. В качестве такого средства и выступает философия, a стала выполнять подчинённую роль. Влияние христианства – определённый фактор развития средневековой философии – обоснование христианского мировоззрения.
Характерные черты:
· Средневековая философия – прежде всего новый, особый способ философствования, в основе a – основоположные идеи хр. религии:
- идея монотеизма, т.е. признание одного единственного Бога (отличие от А.Ф.)
- идея креоцианизма – творения мира Богом. Бог – вечен, Бог предшествует миру.
- идея божественного откровения как важнейшего способа, посредством a Бог своей благодатью открывает человеку истины мира.
· Важнейшей мировоззренческой установкой был ТЕОЦЕНТРИЗМ. Суть: Теоцентризм предполагал определённое понимание Бога как творца мира. В богословии существует 2 подхода в учении о бытии Бога:
· апофатический подход
· катафатический подход
Это взаимодополняющие подходы, позволяющие наиболее полно описать бытие Бога. Апофатический подход – постижение бога в отрицательных терминах, т.к. бытие Бога принципиально закрыто для человеческого сознания. Указывается, чем Бог не является: Бог не сотворим, не порождён, не ограничен, не материален и не телесен, не обладает привычными свойствами вещей.
Катафатический – через положительные термины – качества Бога, a указаны в священном писании, присутствующие там благодаря откровению Бога. Их – строго определённое количество. Бог – благодать, искупление, логос и слово, премудрость и любовь, высшая справедливость, свобода, творчество. Эти термины не придуманы (а в апофатическом подходе можно некоторые моменты придумать).
В соответствии с пониманием Бога осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога.
· Характерной особенностью понимания Бога в христианстве есть то, что Бог выступает как личность. Это не мировой разум. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается как образ и подобие Бога (противопоставление микрокосму). Поэтому человеку, как богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении.
«Ретро» - взгляд назад.
· Ретроспективность и традиционализм, a определяются неизменностью, догматичностью христианской религии.
· Назидательный, дидактичный характер средневековых учений. Изложение вопросов не нейтрально. Это было во многом связано с назидательной установкой религии, а философы по роду своей деятельности были проповедниками.
Основными проблемами для средневековой Ф являются следующие проблемы:
1) проблема бытия Бога;
2) проблема соотношения веры и логического разума;
3) соотношение бога и сотворенного им мира;
4) проблема человека (души и тела, добра и зла…);
5) проблема универсалий.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |