Читайте также:
|
|
Существует ряд категорий, которые характеризуют бытие в мире:
Дух – категория для обозначения некоего начала. В различных философских системах понятие «дух» трактуется по-разному.
Идеалисты полагают, что дух первичен.
Для материалистов главным понятием является
Материя – в переводе с латинского «вещество». На философском языке материя – категория (сформировалась у Гельвеция) для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в ощущениях, которые можно скопировать, которые фотографируются, отображаются нашими ощущениями, но существуют независимо от них.
Субстанция (сущность) – нечто неизменное, существующее благодаря себе и в самом себе. Это основание реальности.
Уровни организации материи: неживая природа, живая природа, социальная действительность. Уровни социальной действительности: индивид, семья, группы и классы, национальность, этнос и т.д. Уровни материи: вещество и поле. Все уровни сосуществуют вместе, взаимообусловлены, однако одни уровни не сводятся к другим. Не стоит смотреть на живую природу как на неживую и т.д.
Материи может противостоять сознание, которое формируется под действием мат.мира. Сознание вытекает из определенного движения материи и доходит до высокоорганизованной материи, которая и может порождать сознание. Это материалистическая точка зрения. Если же мы определяем материю как субстанцию, то выходим за пределы противопоставления материи и сознания.
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями бытия в мире.
Развитие (частный случай движения) – необратимое, направленное, закономерное изменение составляющих бытия в мире.
Движение – всякое изменение, которое происходит в мире, способ существования бытия.
Движение механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное, геологическое, планетарное.
Законы движения: 1) переход количества в качество (переход 1 качества в другое на основе количественных изменений); 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) отрицание отрицания, или закон диалектического синтеза.
Прогресс – поступательное движение (по Гегелю).
Покой – состояние, пригодное для изучения окружающего.
Синергетика: сначала система формируется из хаоса, затем распадается и снова образуется.
Пространство – форма проявления бытия. Фиксируется протяженностью, структурностью, существованием и взаимодействием элементов пространства.
Трехмерная система координат. Есть социальное расстояние – между людьми.
Время – форма осуществления бытия, которая характеризуется длительностью и последовательностью смены состояний бытия. Связано с изменчивостью. Время связано с сознанием. «Психологическое время». Материалисты, напротив, говорят, что время от нас не зависит. Это мы заключаем его в рамки. Общие свойства времени – равномерность и однонаправленность. Понятие «социальное время».
Пространство и время выступают вместе. Концепция отношения пространства и времени к материи: субстанциональная (пространство и время не зависят от материи, они абсолютны, они как ящик, в который помещается материя; теория Ньютона: пространство и время не зависят от массы вещества и его скорости) и реляционная (пространство и время изменяются в зависимости от свойств материи; теория относительности Эйнштейна).
Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире.
ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino — определяю), филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).
Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств. и врем. корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т. п. Особенно важными в совр. науке оказываются вероятностные соотношения, формулируемые на языке статистич. распределений и ста-тистич. законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте складываются на основе всеобще действующей причинности, вне к-рой не существует ни одно явление действительности, в т. ч. и такие события (называемые случайными), в совокупности к-рых выявляются статистич. законы.
Принципиальным недостатком прежнего (домарксистского) Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы Д., статистич. связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизич. материализмом прежний Д. не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало возможным только благодаря диа-лектич. и историч. материализму.
Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного характера обществ. жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя осн. линию историч. развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В обществ. жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление к-рых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Д., т. о., не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.
Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере её всеобщности. Другой формой отрицания Д. является идеалистич. телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целеполагающего начала». Стимулом для оживления индетерминистич. воззрений в 1-й четв. 20 в. послужил факт возрастания в физике роли статистич. закономерностей, наличие к-рых было объявлено опровергающим причинность. Однако диа-лектико-материалистич. трактовка соотношения случайности и необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики, раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире, показали несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных процессов в фундаменте микромира для отрицания Д.
Эволюц. теория Дарвина, давшая материалистич. объяснение относит. целесообразности в живой природе, развитие кибернетики, создавшей учение о саморегулирующихся системах, нанесли сокрушит. удар по идеалистич. телеологии, фатализму, учениям о предопределении и подтвердили правильность всех принципиальных посылок совр. диалектико-материа-листич. Д.
Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным орудием постижения истины.
Детерминизм бывает: космологический (природа), теологический (Бог), антропологический, этический (человеческая воля).
Индетерминизм бывает: онтологический (причины нет) и методологический (причина не может быть определена).
Индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки.
Когерентность – учение о взаимосвязи явлений бытия в мире. Она существует – основная мысль.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 75 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |