Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Становление и развитие неклассической философии.

Читайте также:
  1. A) определение спроса на товар, оценка издержек производства, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены
  2. B) Необходимо государственное вмешательство в развитие рыночной экономики.
  3. I. Развитие взглядов ученых о гражданском обществе.
  4. I. Становление политической мысли в Древнем Китае.
  5. I.2. Мышление как средство комплексного воздействия на развитие детей
  6. II. Период ВОВ и развитие отечественной Ψ в 41-45 года 20 века.
  7. II. Развитие политической мысли конца Х1Х века в Китае.
  8. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  9. II.2 Разработка программы игр на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста
  10. III. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

В середине XIX века в философии складывались принципиально различные течения.

Позитивисты (О. Конт, Л.Витгенштейн, Б. Рассел и др.)объявляют единственным источником истинного, действительного (положительного), «позитивного» знания конкретные науки, по сути отрицая познавательную ценность философских исследований. Особенность данного течения состоит в отождествлении объекта с теорий объекта. Из этого следует, что философское познание ограничено логическим анализом языка.

Позитивистская концепция соотношения философии и науки возникла в 30-х гг. XIX в. и получила впоследствии широкое распространение в философии и среди ученых. Она состоит в утверждении приоритета частнонаучного познания по сравнению с традиционной философией. Она объявляется позитивистами спекулятивным, умозрительным теоретизированием, не имеющим для современной науки не только никакого позитивного значения, а скорее — отрицательное.

Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека философия должна использовать для познания этих предметов научный метод, то есть наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов. «Наука — сама себе философия» (О. Конт). Однако все многочисленные попытки позитивистов построить научную философию или философию как одну из конкретных наук, отличающуюся от других только ее специфическим предметом (научная система мира- Г. Спенсер, методология науки - Дж.Ст. Милль, психология научной деятельности - Э. Мах, логико-математический анализ языка науки - М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, теория развития научного знания - К. Поппер и др., лингвистический анализ языка науки) закончились провалом. Наука принципиально не свободна от определенных философских допущений «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования человеческого сознания;

Не менее влиятельными были и течения, которые сознательно противопоставляли себя естественнонаучному познанию с господствующим в нем рационализмом - иррационалистические течения. Они не отвергали науку, ее практическое значение для человеческой жизни, но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека.

Одним из первых философов, деятельность которого ознаменовала поворот от классической философии к современной, одним из основоположников иррационализма XIX века был Серен Кьеркегор - датский философ, теолог и писатель.

С.Кьергегор на первый план выдвигает проблему человека. По Кьеркегору, никакие научные рациональные методы не годятся для познания человека. Оно возможно только посредством саморефлексии и чувства.
Таким образом, человек и его экзистенция становятся для Кьеркегора, а затем и для очень широкого философского течения, предметом совершенно особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще считается возможным. Человек выходит за пределы науки как нечто абсолютно недоступное ей.
У Кьеркегора нет систематического изложения взглядов, гносеологические проблемы перемежаются у него с этическими, эстетическими и религиозными. Основные же интересы его были религиозно-этические.
Общие теоретические соображения и полемика с рационализмом у Кьеркегора связываются с его главной проблемой - проблемой индивидуального спасения.

Решая эту проблему, он рассматривает различные уровни существования или ступени, на которых может находиться существование. Уровни существования, или те стадии, которые проходит человек на пути к богу, у Кьеркегора следующие: эстетическая, этическая и религиозная. Первые две ступени рассмотрены в произведении "Или-или", третья - в книге "Страх и трепет", все три вновь разбираются в "Стадиях жизненного пути".

Это три уровня жизни или стадии на жизненном пути движения человека от неаутентичного к аутентичному существованию. В своей критике рационализма Кьеркегор выступает прежде всего против философа, который был для него олицетворением рационализма - против Гегеля, избирая его первой и главной мишенью своих нападок.

Наряду с Кьеркегором Артур Шопенгауэр является основоположником иррационализма XIX века, Гегель также был живым и едва ли не главным врагом.

Система Шопенгауэра изложена в 4 книгах его основного труда "Мир как воля и представление". У Шопенгауэра основой и животворящим началом всего является не познавательная способность и активность человека, а воля как слепая, бессознательная жизненная сила. Тем самым в "человеке разумном", в homo sapiens, разум перестал считаться его родовой сущностью; ею становилась неразумная воля, а разум начинал играть второстепенную, служебную роль.

Жизнь, жизненная сила, волевое напряжение - вот что вышло на авансцену, оттеснив интеллект, рацио на задний план.

Наука, по Шопенгауэру, никогда не может обрести конечной цели, однако есть сфера, которая рассматривает "единственную действительную сущность мира" - это искусство. Шопенгауэр говорит, что "обыкновенный человек, этот фабричный товар природы" не способен на незаинтересованное созерцание так же, как и ученый, и только гений способен на это. Искусство есть создание гения, и гений возможен только в искусстве. Искусство воспроизводит постигнутые чистым созерцанием вечные идеи. Согласно Шопенгауэру, высшее из искусств - это музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли.

Шопенгауэр является прямым предшественником философии жизни - иррационалистического течения философии конца XIX - начала XX века, основными представителями которого являются Ницше, Дильтей, Зиммель, Шпенглер, Бергсон и др.

Неокантианство - направление философии последней трети XIX - первой трети XX вв., пытавшееся решать основные философские проблемы, исходя из идеалистического толкования учения Канта. Возникло в 60-х гг.; его расцвет относится к 1890-1920-м годам, когда оно господствовало в ряде немецких университетов и распространилось во Франции, России и других странах. К неокантианству относятся марбургская школа - течение в неокантианстве, исходящее из трансцендентально-логического истолкования учения Канта (Г.Коген, Н.Наторп, Э.Кассирер и др.) и баденская школа (фрейбургская школа) - течение в неокантианстве, исходящее из "трасцендентально-психологического" истолкования учения Канта (В.Виндельбанд,Г.Риккерт и др.).

Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний).

Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена такая философская наука как аксиология.

 

 

2. Основные направления философской мысли XX века:

феноменология

философия жизни и экзистенциализм

религиозная философия ХХ века

аналитическая философия

психоанализ

герменевтика

структурализм

Современная философия представляет собой многообразие течений, которые строятся на различных основаниях.

Феноменологиявыступает как попытка примерить логику с иррационализмом. Основатель этого направления Эдмунд Гуссерль понимал под феноменами некие абсолютные сущности сознании, или смыслы предметов, возникающие в сознании, тем самым исключая из рассмотрения внешний мир, выходящий за границы субъективного опыта. Феноменология противопоставляет себя эмпиризму в любом виде, выявляя чистые сущности и логические принципы в противовес ему с помощью многоступенчатого метода феноменологической редукции.

Редукция буквально - это сведение высшего, сложного к низшему, простому. Простое в данном случае - синоним предельно обобщенного, очищенного от случайного много­образия. С помощью такого метода мы как бы возвращаемся к самим вещам в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальнос­ти, но сохраняющей все богатство содержания.

По существу, феноменология - это методология и гносеология. Ее цель - построить науку о науке. Решающая проблема теории позна­ния -проблема объективности истины. Истины наук носят отно­сительно-прикладной, прагматический характер, философия не должна иметь таких атрибутов, ее задача — выявлять чистые сущ­ности. Она представляет собой строгую науку о феноменах созна­ния.

В ходе редукции остается последнее неразложимое единство со­знания – интенциональность, т.е. направленность сознания на пред­мет. Интенциональность - обобщенно-чистая структура сознания, свободная от индивидуально-психологических, социальных и иных прикладных факторов. Правда, она выступает лишь как значение, не обладающее собственным, самодостаточным статусом существо­вания.

Феноменология как методика и гносеология не только является самостоятельным направлением философствования, но интенсивно применяется в других философских школах и концепциях. В част­ности, она стала одним из источников таких влиятельных философ­ских направлений XX в., как экзистенциализм и герменевтика.

Экзистенциализм (от латин­ского existentia — существование) -иррационалистическая философия, основной интерес которой сосредоточен на конкретном человеке с его каждодневными заботами, переживаниями.

Например, М. Хайдеггер считал, что страх, забота, тревога являются категориями человеческого бытия. К. Ясперс подчеркивает значение «пограничных ситуаций» в жизни человека, вызванных чьей- либо болезнью, страданием, смертью, когда человек уходит от груза своих повседневных забот и обнаруживает мир своего глубокого, интимного существования. Происходит «озарение» души, открывается мир подлинных переживаний, понимание Бога.

Проблемы гносеологии в экзистенциализме сопряжены с его онто­логией. Человек рождается в социуме и ограничен его законами и повседневностью существования. Но он чувствует неполноту самовыражения, реализации своих возможностей и стремится воспол­нить недостающее. Это и является стимулом к познанию. Но позна­ние у экзистенциалистов возможно только через чувство и только через самопознание. В такой ситуации нет и не может быть объек­тивной истины, истин столько, сколько людей. Это заставляет от­вергнуть современное научное рациональное познание и заменить его экзистенциальным.

Религиозная философия ХХ века представлена неотомизмом. Это официальная философская доктрина католической церкви, разработанная еще Фомой Аквинским, но, естественно даже для религиозной ортодоксии, модернизированная за многовековую историю. XX в. внес в эту модернизацию существенный вклад.

Основные категории неотомизма, впрочем, не изменились: это Бог, чистое бытие, духовное первоначало. Однако эта основа находит современное прикладное применение: религиозное постижение ес­тественно-научных теорий, обоснование существования высшего су­щества с помощью космологических аргументов, пересмотр тради­ционной иерархии католических ценностей с позиций приоритета проблемы человека и др.

В рамках такой направленности вера субъективируется, отношения человека с Богом носят глубоко индивидуализирован­ный характер.

Неотомисты считают равноправными понятия культуры и цивилизации (в отличие от Данилевского и Шпенглера), понимая их как равной степени материальные и духовные явления.

Современный протестантизм пересматри­вает основополагающие религиозные истины Сверхъестественного, Бога, самой религии. В рамках такой направленности вера субъективируется, отношения человека с Богом носят глубоко индивидуализирован­ный характер. Это множество новых теологи­ческих концепций, таких как:• диалектическая теология К. Барта; демифологизация Нового завета Р. Бультмана; универсальная теология П. Тиллиха и др.

Аналитическая философия -это философия языка и значений понятий. Аналитики ис­ходят из того, что живой язык многозначен и контекстуален. Преж­ние философские проблемы, которые они называют псевдопробле­мами, возникли из-за неадекватного понимания одних и тех же тер­минов науки, их значений.

Отсюда — двоякая задача философии: очистка прежней науки от псевдопроблем с помощью метода верификации, т.е. проверки истин­ности на основе либо опыта, либо логического доказательства на базе опыта и создание непротиворечивого однозначного логичес­кого метаязыка науки, что способствовало бы синтезу наук.

Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа - метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии. Однако этот метод вышел далеко за рамки медицинского статуса. Прежде всего он повлиял на психо­логию, которая отныне не могла не учитывать в своих исследова­ниях феномен бессознательного. В свою очередь, философские кон­цепции, ставящие в центр анализа человека, не могли не учитывать его психику и влияние бессознательного на все стороны его жизне­деятельности. Так возникло новое философское направление — фрейдизм.

Основным его понятием является бессознательное. Бессознатель­ное - это вытесненное из сознания, неосознаваемое, которое со­храняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. По Фрейду, это прежде всего либидо — комплекс сексуального влечения. Черты психосексуального развития, заложенные в человека еще в детстве, он проносит через всю жизнь.

Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма. Основатели неофрейдизма К. Корни, А.Кардинер, Г. Салливан, Э. Фромм начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они все более включают в свои анали­тические построения социальную компоненту. Сопиологизация пси­хоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем кото­рой был К.Г Юнг. Фрейд признавал, что Юнг внес много нового и полезного в психоанализ. Юнг считая преувеличенным влияние сек­суального влечения на человеческое поведение согласно концепции Фрейда. Он не только отвергал резкое противопоставление созна­тельного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным.

Юнга также интересовал социальный аспект психоанализа. Считая возможным применить его к обществу, Юнг активно ис­пользовал для таких исследований мифологию и антропологию. Он ввел в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах — бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей. Введение понятия архетипа расширило возможности историчес­кого психоанализа.

Психоаналитические идеи легли в основу целого ряда современ­ных философских направлений. Среди них можно назвать «Психологическую философскую антропологию» (Л. Бинсвангер), «Экзис­тенциальный психоанализ» (Ж.П. Сартр, Э. Фромм), «Психоанали­тическую герменевтику» (А. Лоренц, Ю. Хабермас), «Структурный психоанализ» (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) и др. Психоанализ в совре­менных его вариантах оказывает возрастающее влияние на все сферы жизни, прежде всего на искусство и науку.

Структурализм ставит задачей выявление устойчивых структур в составе целого и тем самым выделение общего в многообразном. На появлении этого философского направления сказалось широкое применение методов формализации и математи­ческого моделирования в конкретных науках. Поэтому, осуществляя поиск устойчивых и пересекающихся структур в самых разнообраз­ных сферах культуры — языке, социальных установлениях, истории, искусстве, мифологии и т.д., структуралисты используют специаль­ные структурные методы.

Выявление структур — закономерный и универсальный процесс в любой сфере, но в структурализме — это основной метод философствования. Здесь заметно тяготение к поискам универсального метода преобразований структур, которое легко перерастает в поиск метафизических сущностей. Более того, универсальная структура, поставленная над любыми научными направлениями, сама становит­ся такой сущностью. Структурализм — одно из немногих философ­ских направлений современности, не ставящее в центр исследова­ния человека, делающее его одним из предметов исследования, а также недооценивающее фактор истории, ибо универсальная струк­тура стоит над ней. Это в целом ведет к дегуманизации знания.

Тем не менее он принес значительную пользу науке, прежде всего раскрытием глубинных структур культуры, а также упорядочением исторических форм развития человеческого сознания, в частности мифологического.

Герменевтика -философское направление, сущностью которого является понимание текста, искусство его интерпретации. Но философские герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер и др.) значительно расширяют это понятие за счет расширительного толкования обеих частей его определения. Текст для них — это любая культурная, жизненная информация, а его понимание — это способ существования познающего эту информацию.

Понимание — вообще основная категория герменевтики, метод философии. Оно может осуществляться только через диалог, опять же трактуемый расширительно, как общение с текстом. В диалоге всегда участвуют сам текст, его интерпретатор и Время.

Интерпре­татор трактует текст через исторический контекст, в котором он находится; этот контекст герменевтики называют «предпониманием». Иными словами, он понимает текст по-своему, исходя как из личного, так и из «средового» опыта.

Понимание — средство достижения согласия и преемственности. Мы «понимаем» в тексте и традиции прошлого, и бытие этого про­шлого в настоящем, и опыт для преобразования настоящего в буду­щее, для развития. Диалог такого рода есть способ существования и развития науки, прежде всего философии, которая опирается на рациональные методы познания и учитывает исторический кон­текст. Большое значение в герменевтике придается языку, через ко­торый передается и понимается жизненный опыт.

К числу популярных современных философских течений относятся также прагматизм, постмодернизм и др.

Литература:

1. Гуссерль,Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология[Текст] //Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136-176.

 

2. Ойзерман,Т.И. Исторические судьбы плюрализма философских учений [Текст] / Т.И. Ойзерман //Вопросы философии.- 1991- №12-С. 3-13.

 

3. Пассмор, Д. Сто лет философии[Текст]/ Д. Пассмор. М.: Прогресс-Традиция, 1999.

 

4. Сартр,Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм//Сумерки богов[Текст]/ Ж.-П. Сартр - М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.

5. Спиркин,А.Г.Философия[Текст]: Учебник для технических вузов/ А.Г.Спиркин - М.: Гардарики, 2000. - 368 с.

 

6. Хайдеггер,М. Что это такое - философия? [Текст]/ М. Хайдеггер //Вопросы философии. -1993.- № 8.- С. 113-123.

 




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 15 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рабовладение как способ производства.| Понятие валюты и ее виды. Конвертируемость валют

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав