Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Русский космизм.

Читайте также:
  1. I. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  2. I. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  3. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  4. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  5. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  6. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  7. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  8. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  9. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь. Поставьте к тексту 7 вопросов разного типа.
  10. Англо-русский союз 1907 г.

В русской философии XIX века сформировался так называемый «русский космизм» – направление мысли, пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом.

Истоки русского космизма, как и сама его логика, находились в представлениях о зависимости жизни человека от характера физических параметров ближнего космоса и вообще всей Вселенной:

Существует фундаментальный принцип бытия – микромир подобен макромиру. Микромир – есть человек, а макромир – вся Вселенная. Согласно этому принципу, каждый человек подобен всей Вселенной, и, следовательно, любые, даже самые глобальные процессы во Вселенной, полностью тождественны локальным переменам, происходящим с одним человеком.

Следовательно, исходя из подобной тождественности, мы можем сделать предположение о наличие между человеком и космосом некоторой прямой связи, как между явлениями однородными в своей сущности.

Кроме того, исходя из подобного предположения, мы можем предположить и следующее – глобальные процессы во Вселенной определяют и биологическую жизнь человека, и все социальные изменения в его истории.

В свою очередь, в силу тождественности глобальных процессов Вселенной изменениям в одном человеке, можно предположить и следующее – деятельность человека также может воздействовать на Вселенную, как Вселенная воздействует на него.

Таким образом, центральные вопросы бытия, которые необходимо осмыслить:

выявление и исследование единой природы человека и космоса;

выявление и исследование характера зависимости человека от глобальных процессов Вселенной;

выявление и исследование космического масштаба деятельности самого человека.

Основным принципомрусского космизмастал антропокосмизм, то есть признание нерасторжимой связи между космическими явлениями и человеческой жизнью. Основной целью философии русского космизма стало выявление смысла вселенского предназначения человека и поиск путей к его естественному соединению с космосом.

Первым эту идею представил Николай Федоров (1828-1903 ). В 1906 и в 1913 годах были опубликованы и стали достоянием общественного сознания два тома сочинений скончавшегося уже к тому времени одного из зачинателей русского космизма.

Ключевую роль в учении Федорова играла идея преодоления смерти через воскрешение умерших. В отличие от ортодоксального христианства, воскрешение человека, по мнению Федорова, должно произойти не в потустороннем мире, а в посюстороннем, и не духовно, а физически, в вещественном воскрешении тела.

Воскрешение предков, по Федорову, это есть главное дело всего человечества, всемирное «общее дело».

Воскрешение вовсене означает ожидания чуда, а предполагает лишь первую ступень человеческой деятельности в рамках более обширного проекта.После оживления мертвых, «оживить живых», то есть переустроить человеческий организм таким образом, чтобы любой человек с помощью простой психофизической регуляции с мог бы управлять всеми природными процессами внутри своего тела.

После этого человек должен выйти на следующую ступень своих возможностей в регуляции природных процессов – не только полностью управлять своими внутренними физическими процессами, но и получить власть над любыми внешними себе физическими процессами всего космоса.

Таким образом, на этом этапе «общее дело» – воскрешение предков – переходит в главное общее дело всего человечества: в регуляцию природных процессов Вселенной и в полное управление ими. Пользуясь достигнутым могуществом в управлении физическими процессами мира, превратить планету Земля в космический корабль и направлять его в любую часть Вселенной по любому желаемому курсу. В завершении этого проекта, человек сделает всю Вселенную пригодным для жизни объектом хозяйственной деятельности, слившись, таким образом, полностью с природой и со всем космосом.

Константин Эдуардович Циолковский впервые высказал идею о возможности освоения человеком космического пространства и о расселении человека в космосе. Он разработал теорию движения ракет, теорию многоступенчатых ракет, теорию межпланетных сообщений и теорию орбитальных станций.

Философия Циолковского исходила из убеждения, что не только Земля, но и весь космос – это дом человечества. Для жизни в космосе человек должен создать такую науку, которая позволила бы ему овладеть биохимическими процессами и перестроить свою биохимическую природу.

Главная цель процесса биохимических изменений в организме человека – это превращение человечества в мыслящую и вечную «лучистую энергию». Таким образом, человек станет бессмертным и сольется с космосом.

Александр Чижевский впервые высказал идею о влиянии солнечной активности на земную жизнь и подтвердил её научными исследованиями. Можно говорить о том, что человеческий организм и психика человека в планетарном масштабе испытывают изменения, периодичность которых определяется, внешней космической средой, что позволяет сделать важный вывод: периодичность событий земной жизни есть качество не земное, а космическое.

Итак, поскольку периодичность событий человеческой жизни есть явление космическое, то периодичность событий в истории человека должна быть подчинена определенному ритму, в котором живет космос.

Например, так называемые биологические ритмы определяются ритмами движения Солнца, Земли и Луны. Но, ведь, помимо этого, вообще любая деятельность человека по своему роду ритмична, поскольку является чередованием мускульных напряжений и расслаблений, или интеллектуально-психических возбуждений и торможений.

Следовательно, процессы экономические, политические или творческие также подчинены определенным ритмам, поскольку ритмом пронизан весь космос, который определяет изначально всю деятельность человека.

Благодаря ритму, благодаря тому, что однотипные состояния сменяют постоянно друг друга, остаются устойчивыми биологические системы жизни и социальная история человека. Именно космические ритмы образуют стабильность всех систем мира, включая и события истории.

Математико-статистический анализ исторических событий показывает, что циклические колебания активизации или затухания социальных процессов совпадают с периодами колебаний солнечной активности. Это происходит из-за процесса превращения энергии, когда усиленный поток солнечной энергии увеличивает нервно-психическую энергию масс и требует выхода в социально-политических поступках (революции, брожение умов, реформы, народные волнения, поглощение какой-либо идеей целых народов и т.д.).

Чем выше солнечная активность, тем выше политическая и военная активность человечества, и наоборот.Каждый такой цикл повышения и понижения активности в среднем равняется 11 годам.

В качестве космического явления понимал жизнь и Владимир Вернадский, но он выделял во всей космической Жизни участок, непосредственно связанный с Землей – биосферу. Биосфера Земли содержит в себе живое вещество – совокупность всех живых организмов, населяющих планету. Живое вещество постоянно перепускает через себя неорганическое, косное вещество и вовлекает его в непрерывный оборот (питание животных и растений). С появлением человека, биосфера под воздействием научной мысли и разумного труда постоянно меняется, становится другой, эволюционирует, получает новое качественное состояние. Благодаря этому процессу вся биосфера переходит в своё новое эволюционное состояние – в ноосферу. Ноосфера – это более высоко организованная биосфера, где естественная природная организация взаимодействия живого вещества и неорганической материи начинает зависеть от человеческого фактора. В итоге естественное природное развитие процессов сменяется разумными и целенаправленными процессами под воздействием человеческой деятельности.

Вместо естественных природных стихий теперь новой планетарной геологической силой становится мысль человека(по мысли В.И Вернадского - культурная биогеохимическая энергия, сцепленная с разумом), в результате деятельности которой в биосферу начинают вбрасываться неизвестные ей ранее новые типы веществ и химических соединений.

Кроме того, вместо складывающейся естественно-природным образом биосферной целостности Земли, начинает складываться биосферно-ноосферная целостность, где жизнь и разум вступают в новые, неведомые ранее природе отношения: информационное взаимодействие, процессы управления, технологические производственные циклы и направленно организованные потоки энергии.

Человек становится преобразующей геологической силой природы, а поскольку ноосфера, зародившись на Земле, имеет тенденцию к постоянному расширению, то она превращается в фактор истории космического масштаба, а разумная деятельность, человека, таким образом, приобретает характер тоже космического значения.

Назначение ноосферы – стать определяющим фактором развития истории, гармонизировать отношения природы и человека, снять опасности возрастающего влияния человека на биосферу и остановить своими внутренними возможностями ухудшение окружающей среды в космическом масштабе.

 

 

Литература:

1. Бердяев, Н.А. Смысл истории [Текст] / Н.А. Бердяев.- М.,1992.

2. Введение в философию[Текст]: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

3. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление[Текст] / Отв. ред. А.Л. Яншин.-М.: Наука, 1991. -270 с.

4. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста[Текст] / В.И. Вернадский.- М.: Наука, 1988. -159 с.

5. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов[Текст]: учебник/ В. О. Голубинцев. -3-е изд.. -Ростов н/Д: Феникс, 2006. -506 с.

6. Спиркин,А.Г.Философия[Текст]: Учебник для технических вузов/ А.Г.Спиркин - М.: Гардарики, 2000. - 368 с.

 

 




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Христианская концепция смысла человеческой истории.| Вопрос 1. Динамика и структура населения мира. Демографическая политика.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав