Читайте также:
|
|
Большое значение Эпикур в своих трудах уделял нравственному идеалу, то каким же должен быть человек. Это один из наиболее важных вопросов в Этике, поэтому стоит подробней остановится на данном аспекте.
Для Эпикура идеалом выступает свобода духа и его независимость. С точки зрения Эпикура не существует никакого блага, которое находилось бы для человека вне его. Человек должен быть свободен от мира.
Само удовольствие Эпикур определяет негативно, а именно как отсутствие страданий. В доказательство этого можно привести цитату в одной из работ Эпикура: «Предел величины удовольствий есть устранение всякого страдания». Философ под удовольствиями, составляющими конечную цель, он имеет ввиду «свободу от телесных страданий и от душевных тревог». Определяя удовольствие негативно, Эпикур подчёркивает, что человеческий индивид может и должен находить удовлетворение в самом себе. Для мыслителя удовольствие- это прежде всего непосредственное свидетельство человеческой индивидуальности. Эпикур выделяет 3 вида удовольствий:
1) природные, но для жизни необходимые
2) природные и не необходимые для жизни
3) неприродные и не необходимые для жизни.
Мудрый человек должен стремиться только к первым и воздерживаться от остальных. Большинство людей несчастливо потому, то их терзают непомерные и пустые желания. Подлинное наслаждение доступно лишь тому, кто умеет довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей. Только так можно добиться полной невозмутимости и безмятежности, которая и составляет основу счастья. Умение воздерживаться от пустых желаний - одна из основ нравственности человека.[6]
Как было замечено ранее, для Эпикура идеалом нравственности является мудрец с прочными убеждениями. Однако, мудрец может быть подвластен и страстям, но не подвластен любви, так как любовь порабощает. Идеальный(нравственный) человек должен быть свободен от мира и от индивидуумов. Люди подвержены вздорным страхам, а поэтому представляют опасность друг для друга. Нравственные люди учатся нейтрализовать свою враждебность друг к другу. Они заключают между собой социальный договор, который они основывают на справедливости. Эпикур говорит что нужно жить незаметно, социальная пассивность- признак мудрости. Мудрец и истинно нравственный человек никогда не станет заниматься государственными делами. Человек должен быть лоялен к обществу, не привязан к нему сердцем. Единственное общественное отношение, которое не таит в себе зла- эта дружба. Она очень ценна сама по себе. Эпикур выше всего ценит дружбу, основанную на равенстве и единомыслии. Высоко нравственный человек никогда не покинет друга в беде, а если надо, то и умрёт за него. Дружбу он никогда не сведёт к выгоде. Его бескорыстная дружба будет всегда связана с готовностью оказать поддержку и прийти на помощь в трудных ситуациях. Мудрость и дружба неразрывно связанны- истинная дружба порождается мудростью. Эпикур говорит, что «Благородный человек всегда более занят мудростью и дружбой, одна из них есть, благо смертное, а другое – бессмертное, ибо память о нём сохраняется друзьями».[7]
Заключение.
По моему мнению, Этика Эпикура противостояла верованиям, которые унижают человеческое достоинство и доказала необоснованность многих человеческих страхов.
Эпикур преподал нам урок нравственной цельности и душевного мужества. Вопреки своим жизненным страданиям он всегда провозглашал жизнерадостность. Его оптимизм, умение радоваться и заботиться о других существовало на протяжении всей его жизни. В доказательство этого хочется прочитать следующие строки предсмертного письма Гермарху: “Гермарху от Эпикура привет! Когда я писал тебе это, я переживал счастливый день, который вместе и мой последний день. Меня преследовали такие муки, что ничего, кажется, нельзя было прибавить к их силе. Но страданиям тела противопоставил я радость духа, исходившую из воспоминания о моих изобретениях. Ты же, Гермарх, чтобы дать новое доказательство той привязанности, которую ты смолоду питаешь ко мне и моей философии, имей попечение о детях Метродора”.
Список использованной литературы:
Гусейнов А.А. «Великие моралисты», изд. 2-е, доп., Москва, 2008г.
[1] Гусейнов А.А. «Великие моралисты», изд. 2-е, доп., Москва, 2008г.
[2] Гусейнов А.А. «Великие моралисты», изд. 2-е, доп., Москва, 2008г.
[3] Гусейнов А.А. «Великие моралисты», изд. 2-е, доп., Москва, 2008г.
[4] Гусейнов А.А. «Великие моралисты», изд. 2-е, доп., Москва, 2008г.
[5] Гусейнов А.А. «Великие моралисты», изд. 2-е, доп., Москва, 2008г.
[6] Гусейнов А.А. «Великие моралисты», изд. 2-е, доп., Москва, 2008г.
[7] Гусейнов А.А. «Великие моралисты», изд. 2-е, доп., Москва, 2008г.
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Отношение философа к страхам. | | | Введение |