Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философские проблемы бытия.

Читайте также:
  1. I. Диагностика проблемы
  2. I. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
  3. I. Философско-нравственные проблемы
  4. II. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса «Актуальные проблемы уголовного права».
  5. Quot;Утешение Философией": философские представления Боэция
  6. XII. Проблемы биоэтики
  7. XIII. Церковь и проблемы экологии
  8. XVI. Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма.
  9. Активация осознания проблемы потребителем
  10. АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ НА ГЛОБАЛЬНОМ, НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ


В XVII веке картезианцами, в частности Гоклениусом, был введен термин "онтология", который используется в современной философской литературе для обозначения учения о бытии как таковом.
Онтология как учение о бытии разрабатывалась и разрабатывается в двух формах: объективного бытия и субъективного бытия. Онтологические концепции объективного бытия характеризуются стремлением познать универсальные связи и отношения и место в них человека, в то время как в онтологических концепциях субъективного бытия внимание акцентируется на исследовании психики, интимных душевных и духовных процессов.
В осмыслении того, что такое бытие в истории философской мысли выделились две тенденции - материалистическая и идеалистическая. Материалистически ориентированные философы отождествляют бытие с чувственно воспринимаемой материей, с фактическим существованием чего бы то ни было материального. В идеалистической философии говорят о чистом существовании (Абсолюта, Логоса, Бога) и причастных ему сущностях.
Идея единства, целостности бытия позволяет утверждать, что существуют и природное, и духовное начала. Поэтому бытие нельзя сводить либо к материально-предметному миру, либо к идеальной реальности в ее объективной или субъективной форме. Первоначально нерасчлененное бытие может проявляться как в форме объективной реальности, так и в форме реальности субъективной. В данном случае под объективной реальностью понимается не только материально-предметный мир, но и объективизированный мир человеческого духа, мир культуры. Субъективная реальность как факт онтологии во многом формируется через гносеологическое отношение субъекта к объекту. Способность отражать мир как объективную реальность предопределяет появление человеческой субъективности (психики, сознания). С развитием компьютерной техники особым миром измененного состояния человеческого сознания становится виртуальная реальность.
Разными видами форм реальности выступают материальное бытие, идеальное бытие, бытие человека и социальное бытие. Материальное бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком. Идеальное бытие порождено интеллектуальной деятельностью человека. Это мир человеческих мыслей и идей, это феномены личного и общественного сознания. Бытие человека представляет собой субъективную реальность - тот внутренний мир, который он сам создает, - а также все то, с чем он взаимодействует: природные и социальные условия его жизни, отношения с другими людьми, те идеи, которые "витают в воздухе". Социальное бытие включает в себя как индивидуальное бытие человека в обществе и историческом процессе, так и общественное бытие.
Каждая из основных форм бытия в человеческом опыте предстает в виде конкретных типов бытия: механического, физического, химического, биологического, социального. Основание и внутреннее содержание этих типов составляют простейшие формы бытия, т.е. формы бытия отдельных предметов, явлений, процессов, состояний. Онтологические категории - это наиболее общие и первоначальные определения бытия объектов познания. Они с различных сторон характеризуют содержание и всевозможные проявления бытия и представляют собой единую систему, в которой фиксируется всеобщая связь, взаимодействие и развитие всего существующего. Бытие описывается посредством таких онтологических категорий, как взаимодействие, качество, количество, противоречие, единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма, возможность и действительность, система и элемент, целое и часть и др.
Бытие соотносится с ничто. Бытие и ничто не существуют друг без друга. Ничто - это отсутствие, небытие конкретного сущего. Ничто как абсолютное небытие является ключевой категорией лишь объективно-идеалистических систем онтологии, в то время как материалистическая философия, которая утверждает неуничтожимость материального мира, отрицает чистое несуществование, абсолютное небытие. Бытие характеризуется как бесконечным многообразием вещей, их свойств и отношений, так и их общностью. Такое представление о мире получило выражение в категориях "единичное" и "общее". Единичное - это предмет или явление в совокупности его неповторимых сторон, свойств, признаков, составляющих индивидуальную определенность предмета, которая отличает его от всех других предметов и явлений. У ряда единичных предметов всегда можно выделить общие черты, которые объединяют их в определенный класс. Общее - это сходные, повторяющиеся стороны, свойства и признаки предметов и явлений.

 

64. Этические категории — это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и нравственности.

Основные понятия морального сознания служат для выражения различных сторон нравственного отношения человека к действительности, производства общих оценок самой реальности и поступков отдельных людей с точки зрения их желательности или, наоборот, нежелательности для нормального существования общества и для счастья самого человека.

В самом общем плане основные понятия, или категории, этики (они же категории морального сознания) могут быть разделены на категории, отражающие общие оценки действительности с точки зрения их желательности или нежелательности для человека: «добро», «зло», «справедливость», «счастье и смысл жизни»; категории, фиксирующие способы упорядочивания совместной жизни людей: «норма», «принцип», «оценка», «идеал»; и категории, отражающие индивидуальные механизмы работы нравственного самосознания: «долг», «совесть», «стыд», «честь и достоинство», «моральные чувства».

Происходит это потому, что сам предмет этики тесно взаимосвязан с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в своей повседневной жизни. Система этических категорий опирается на определенные представления об идеалах — высших ценностях, повернутых к индивиду своей манящей, призывной стороной, выступающих как высшие цели личностного развития – высших образцах, конечной цели нравственной деятельности, ценностях — нравственно значимых представлениях, нормах — требованиях к человеку, указаниях границ дозволенного. Все это в совокупности определяет общую стратегию, линию поведения человека.

С понятиями морали и нравственности, морального и нравственного в поведении человека связаны оценки его как доброго, добродетельного, соответствующего морали общества или нравственности какого-либо человека, либо как злого, аморального, безнравственного. Этическая проблема добра и зла неотделима от соответствующей фундаментальной проблемы философии, которая в свою очередь связана с трактовкой бытия, человека, признанием или отрицанием существования Бога и его антипода, с проблемой соотнесения свободы и необходимости в действиях человека. «Почему человек, зная, «что есть хорошо», поступает плохо?». Этим вопросом задавался еще Сократ, и сегодня он звучит актуально, особенно когда мы анализируем причины агрессивности человека, причины конфликтов и войн, экологического кризиса. Для ответа на этот вопрос следует понять, а что есть сам человек? Вот к чему на протяжении веков и тысячелетий и стремится философия в лице своих лучших представителей. И возможно ли трансформировать человеческое сознание от доброго к злому и наоборот? От того или иного ответа на этот вопрос зависят, возможно, перспективы выживания человека на планете.

Некоторые категории традиционно выделяются парами. Это, например, такие категории, как: добро (благо) и зло; долг и склонность; любовь и ненависть; любовь и дружба; стыд и совесть; честь и достоинство; свобода и ответственность; счастье и смысл жизни. Смысл объединения категорий по парам заключается в том, что одна и та же реальность общественной жизни фиксируется в них с разных сторон. Иногда это прямо противоположные понятия, радикально противопоставленные друг другу оценки (добро — зло), иногда — разные стороны отношения к явлениям в целом, оцениваемым положительно и близким по своему характеру (честь и достоинство, любовь и дружба).

Основной целью рассмотрения категорий этики является ответ на вопрос о специфике нравственной мотивации.

 

52 Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.

Каждая наука имеет свою методологию

Сходное понятие научной методологии права и государства дано в учебнике по теории государства и права: это применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений.

По мнению других авторов, методология есть учение о методах, применяемых в правовых науках для изучения своего предмета.

Существуют следующие уровни методологии:

1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания.

2. Частная методология научных исследований для группы родственных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания, например, государственно-правовых явлений.

3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология криминалистики, криминологии и других юридических наук.

Классификация методов научного познания

Классификация методов научного познания сводится к многоуровневой концепции методологических знаний, которая включает в себя следующие основные группы.

Философские методы. К этой разновидности методов относится диалектический метод научного познания, и метафизический. Это самые известные, всеобщие методы научного познания. Кроме вышеназванных, к философским методам можно отнести аналитический (свойственный современной аналитической философии), феноменологический, интуитивный и герменевтический.

Общенаучные подходы, а также методы исследования.

Специальные методы (частнонаучные) исследования.

Дисциплинарные методы научного познания.

Методы междисциплинарного исследования.

Классификация методов научного познания в разрезе философского подхода к изучению основных его закономерностей, зачастую использует именно диалектический подход к проблеме.

 

Диалектика, в свою очередь, подразделяется на три основные формы. К первой относится античная диалектика, названная «стихийной и наивной», поскольку ее аргументами был исключительно житейской опыт.

 

53 Наука и техника. Диалектика их развития.

 

Современное развитие человечества не может мыслиться вне категорий науки и техники. На протяжении мировой истории ремесло, а затем и техника мыслились как опосредующее звено в цепи между человеческим замыслом и его реализацией. Безусловно, наука и техника призвана обеспечивать и удовлетворять бесконечные потребности человечества.

Научные и технические достижения составляют элемент культурного слоя общества, являясь индикатором его развития.

Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья.

В наше время технические новшества стали неотъемлемой частью жизни. Уровень прогресса может вполне адекватно измеряться количеством и качеством гаджетов (бытовых устройств в повседневной жизни, например, мобильных телефонов), девайсов (устройств специального назначения, например, видеокамер) и их инвайронмента (среды, окружающую их и которую они формируют).

Технологический детерминизм (предопределенность развития общества наукой и техникой) в нынешнее время приобретает новое звучание, свободное от идеологических штампов прошлого ("холодной войны", например) и образует новую реальность, оформляя пространство и время.

Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики и ЭВМ.

Диалектика их развития

Диалектика взаимосвязи техники и технологии носит вполне четкий характер. Между

материальными техническими объектами (техникой) и технологической формой

движения материи (технологией) возникают, по сути, те же отношения, что и между

техническим объектом и технологической операцией. Прежде всего, технология

детерминирует развитие техники, является ведущей стороной в этом процессе, а

технологическая революция вызывает общетехническую революцию и управляет ею.

–Одновременно с технологическим переворотом совершается и революция в

производственных отношениях. «Вместе с происшедшей однажды революцией в

производительных силах, - писал К. Маркс на основе анализа промышленной

революции XVIII-XIX вв., - которая выступает как революция технологическая,

совершается также и революция в производственных отношениях»

. Отсюда следует важный практический вывод: любая научно обоснованная

концепция ускоренного развития общественного производства должна закладывать

новые широкомасштабные концептуальные подходы к технологии и средствами

технической политики обеспечивать их приоритетную реализацию в плане

научно-исследовательском, проектном, инвестиционном и др.

Другой вид отношений между техникой и технологией обусловлен процессами их

совместного функционирования. Функционирование техники вызывает заранее

намеченные изменения в технологическом движении. Отношение техники и

технологии в данном аспекте – это отношение управляющего и управляемого.

Опираясь на методологический анализ технологии, можно сформулировать и ряд

вопросов, связанных с перестройкой и переориентацией техноведения, на роль

теоретико-методологического ядра и интегратора которого претендует особая

дисциплина – общая теория техники. Взгляд на технику и технологию как на

стороны единого целого позволяет расширить и сделать логически завершенной

объектную область техноведения и открыть в нем новое, более важное

 

54 Научные революции и смена типов рациональности.

 

Научная революция — это перестройка оснований науки. Возможна благодаря:

1. Результат внутридисциплинарного развития

2. Междисциплинарное взаимодействие

Перестройка оснований приводит к смене типов рациональности

Философские основания науки. Онтологические основания науки представляют собой принятые в той или иной науке представления о картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и развития и т. д. Гносеологические основания науки — принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношения чувственного и рационального, теории и опыта и т. п. Логические основания науки — принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий и утверждений и т. п.. Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки представления о методах открытия и получения знания, способах доказательства и т. п.. Ценностные или аксиологические основания науки — принятые представления о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в общей системе науки, о целях науки, научном прогрессе и т. д.

Две разновидности научных революций. 1) Идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается. 2) Одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но ее философские основания.

1ая научная революция 17 век

Тип рациональности: классический тип научной рациональности. Принцип тождества мышления и бытия. Идеальный план работы мысли. Изменения: Античный Космос отождествлен с природой. Человеческий разум потерял свое космическое измерение, наделялся статусом суверенности (появление Объективизма). Появление эксперимента. Однозначность содержания истинного знания. Отказ от объяснения цели

2ая научная революция конец 18в-первая половина 19 в

Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науки (геология, химия, биология). Тип рациональности: на основе классического научного типа рациональности возникают элементы нового неклассического типа рациональности: Введение субъективного фактора в содержание научного знания => Ослабление жесткости принципа тождества мышления и бытия. Понятие цели.

3ья научная революция конец 19-середина 20вв.

Тип рациональности: неклассический тип рациональности. Включение взаимодействия объекта с прибором, связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности ученого(отвержение объективизма, как идеологию). «Непрозрачность» бытия, отказ от идеальных моделей и проектов. Признание относительной истинности теорий и картины природы.

 

4ая научная революция последняя треть 20века.

Тип рациональности: постнеклассический тип рациональности. Использование исторической реконструкции, как типа теоретического знания, в космологии, астрофизике, физике элементарных частиц => изменение картины мира. Возникновение нового направления в научных дисциплинах: Синергетика. Субъект познания становится главным участником протекающих событий. Использование ЭВМ. Смена ценностно-нейтрального исследования.

 

72 Происхождение и сущность глобальных проблем человечества.

 

истоком является глобальность самой человеческой природы и сущности, выражающейся в её универсальности и изменчивости, "безбрежности способностей человека" (В.С. Барулин); его сознание, труд и творчество определяют, в конечном итоге, основные принципы глобальных процессов в мире).

Эта тенденция глобализации охватывает собой всё социокультурное бытие цивилизации, что, с одной стороны, ведет к сближению стран и регионов мира, а значит – к необходимости перестройки всей системы мировых общественных отношений (эта позитивная сторона глобализации обеспечивает то, что достижения человеческого разума становятся достоянием всего мирового сообщества), а с другой стороны, в ходе этого процесса возникают антагонистические противоречия, конфликты, которые порой разрастаются, что ведет к глобальному противостоянию (эта негативная сторона глобализации ведет к нарушению достигаемого паритета, а значит – нарушению гармонии в мире.

 

Как показывает реальный, конкретно – исторический опыт XXв., в современных условиях человечество столкнулось с совокупностью проблем общемирового характера, получивших название глобальных.

Актуализация глобальных проблем связана с возникшем на Западе так называемом "Римском клубе", президентом которого был известный ученый А. Печчеи, ныне покойный. Если с самого начала работа этого клуба носила позитивный характер, то затем он стал политизироваться, что привело к его деградации и исчезновению.

В социальной философии марксизма выделены две основные причины. В XX в. они возникли: 1) в условиях "раскола" мира на две противоположные общественные системы; 2) в связи с растущей интернационализацией мировых хозяйственных, социальных, политических и культурно – духовных связей, с углублением международного разделения труда; 3) в связи с универсальной и изменчивой природой и сущностью самого человека.

 

Существуют также различные классификации глобальных проблем. Обычно среди них выделяют:

1) проблемы наиболее «универсального» характера;

2) проблемы природно-экономического характера;

3) проблемы социального характера;

4) проблемы смешанного характера.

I. Экологическая проблема.

II. Демографическая проблема. Демографический взрыв во всем мире уже пошел на убыль. С целью решения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действий в области народонаселения»,

III. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

 

IV. Продовольственная проблема. В настоящее время, по данным ООН, почти 2/3 человечества проживает в странах, где ощущается постоянная нехватка продуктов. Для решения этой проблемы человечество должно полнее использовать

V. Энергетическая и сырьевая проблема – прежде всего – проблема обеспечения человечества топливом и сырьем.

VI. Проблема здоровья людей. В последнее время при оценке качества жизни людей на первое место выдвигается состояние их здоровья

VII. Проблема использования Мирового океана, который играет важную роль в общении стран и народов.

VIII. Проблема освоения Космоса. Космос является общим достоянием человечества.

Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание. Но все они тесно взаимосвязаны. В последнее время центр тяжести глобальных проблем перемещается в страны развивающегося мира. Наиболее катастрофический характер приобрела в этих странах продовольственная проблема. Бедственное положение большинства развивающихся стран стало крупнейшей общечеловеческой и общемировой проблемой. Главный путь ее решения заключается в проведении коренных социально-экономических преобразований.

1 Предмет философии. Структура философского знания.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | <== 22 ==> | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав