Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основные типы художественных взаимодействий.

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  3. B. Основные приложения метода координат на плоскости.
  4. I. Основные богословские положения
  5. I. Основные положения
  6. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  7. I. Основные формы исследования ППО
  8. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  9. I. Основные характеристики финансовых активов
  10. II. Основные направления безотходной и малоотходной технологии

Заимствование - перенос элементов одной художественной системы в другую.
Влияние - использование некоторых сторон художественного опыта предшественника, при котором свойства оригинала не сохраняются.
Подражание (стилизация) - нарочитая похожесть нового текста на источник, копирование системы мировосприятия, основных стилистических особенностей, формы, творческой манеры предшественников.
Пародия - подражание, утрировано повторяющее особенности оригинала, выражающее насмешливо - критическое отношение к героям, идеям, стилистическим особенностям источника. Травестия - пародирование со снижением.
Эпигонство - нетворческое подражание, характеризующийся незначительной степенью переработки первоисточника.
Плагиат - литературное воровство.

Цитация - прямое художественное использование первоисточника с отсылкой к нему. Включение чужого текста в текст своего произведения. Формально маркированные фрагменты текста.
Репродукция - прямой перенос композиции произведения источника в современное произведение.
Реминисценция - любые интертекстуальные связи. Заимствование отдельных элементов из предшествующих литературных источников с некоторым изменение этих элементов.
Компеляция - соединение различных фрагментов различных произведений в единое законченное произведение. (Создаются сборники)
Контаминация - органическое сочинении двух или нескольких произведений (или частей), которое приводит к созданию нового произведения или варианта уже известного произведения. (Создаются былины)
Симулякр - (симуляция, симуле - делать вид, притворятся) это копия не имеющая оригинала в реальности, которая симулирует сама себя. —-> это некий семиотический знак у которого нет означаемого объекта в реальности. Слово в употребление ввел Жорж Баталь (ввел в лингвистику), другой французский ученый употребил этот термин в литературоведение. Он пояснял, что симулякр - это картина которая кажется фотографией чего-то, но на самом деле изображает то, чего не существует.
Римейк -интерпретация ранее созданного произведения.
Ремикс - ближе к музыкальным произведениям. Ремиксы литературные, чаще бывают театральными - новое прочтение пьесы.
Сиквел - книга/фильм или др. по сюжету являющимся продолжением чего-то, имеет тех же героев. (Есть духовные сиквелы, где могут использоваться другие герои в главной роли).
Триквел - третья часть из серии последовательных произведений.
Интерквел - сюжетные события происходящие между двумя ранее изданными,
Приквел - это книга/кинофильм/комп.игра - время, когда происходит ранее созданного произведения и предшествует им по внутренней
Красовер - худ.произведение любого жанра или отдельный сюжет,в котором смешиваются элементы двух или более независимых проищведений (соединение художественных миров). Чаще встречается в Фанфикшене.
Спинофф - раскручивается какой-то сюжет. Побочное произведение, в котором могут участвовать герои. Обычно герои второстепенные.
Постишь (поститься от итал.) - вторичное литературное произведение, являющее собой продолжение, либо другую сюжетную версию первичного (авторского), при этом сохраняя авторский стиль и проч.
Фанфик - жанр массовой литературы создаваемый для поклоников. Может быть и продолжением, и пародией.
Гипертекст - текст ветвящийся или выполняющий действия по запросу, обычно это набор текста содержащих узлы перехода между ними, которые позволяют изберать читаемые сведения или последовательность чтения. (Например, современный словарь, содержащий ссылки, а литературоведении - форма организации текстового материала, при котором его единицы предоставлены не в линейнойпоследовательности а как система явно указанных возможных переходв, связей между ними). Появилась новая характеристика "гипертекстовость", характеризуются произведения, которые содержат внутренние карелляционные ссылки, в которых нет линейного повествования. Используется для эффекта игры. Свойственны для современной литературы, не классической. Например: Дмитрий Далконский "Бесконечный тупик"

 

05.12
Литературный процесс. Понятие художественного метода, литературного направления, литературного течения, литературной школы. Художественные и стили.
Литературный процесс - процесс изменения литры во времени, историческое существование, функционирование и эволюция в литре как в отдельную эпоху, таки на протяжении всего существования страны.

 

Концепция развития всемирной литры была предложена Конрадм. В основе его концепции - идея открытия человека как высшей ценности.

 

Древность => средневековье => ренессанс => литература нового времени

 

Согласно концепции Лихачева стиль монументального историзма в русской литературе соответствует в романской литературе.

 

Концепция Аверинсова: представление о традиционности и рефлексивности культур. Он выделяет три больших периода в литературе:

  1. Культура древности (нерефлексивная и традиционная литература появилась как явление, но она не осмысливается. Она существует до 5 века до н.э);
  2. (Рефлексивная и традиционная начинается в 5 веке до н.э, появились устойчивые системы жанров);
  3. (Рефлексия сохраняется, а традиционность нарушается, связано с появлением романа).


Современные литературоведы говорят об измене в литературном процессе, а не о развитии литературы. Изменения могут быть как прогрессивными и регрессивными.
Исторически складывающиеся худ.общности называют литературными направлениями, течениями и школами.
Литературное направление - это литературная общность, характеризующаяся каким-либо творческим методом, а более мелкие ответвления получили названия течений.
Школа - это небольшое объединение литераторов на основе единых худ.принтов, более или менее сформулированных.
Метод определяет содержание и форму в искусстве, он определяется:

Задачи метода:

Творческий метод выступает как система принципов, формирующих определенные направления в искусстве, стили.
Направления характеризуются признаками:

Лит.течение, в которое входят ближайшие последователи выдающегося писателя, например натуральная школа является последователем Гоголя.
В науке различают реалистический и романтический типы творчества в зависимости от того, исходит ли художник из предмета объективного или субъективного восприятия действительности.

 

Читать: Повесть о старце просившем царскую дочь себе в жены; Вашингтон Ирвинг "сказка об арабском астрологе"; Пушкин "Сказка о золотом петушке".

 

 

Периодизация художественного процесса.
Античная литература - 7-6 век до н.э по 5 век н.э. Направление совпадает с художественной эпохой. Реализм свойство подлинного искусства

Средневековая литература
Полна аллегорий, символов, цветовые характеристики.
Жанр архитектуры - собор; в живописи - иконы; в скульптуре - святые.
Идеальный герой - глубоко религиозный, человек, следующий по образу и подобию божьему.
Мир средневековые иерархичен.Появляется светское искусство.
Основной конфликт - человеческое <=> божественное
Основные жанры и литературные формы:
Лит-ра делится на светскую и религиозную.
— Клерикальная литература (церковная)
— Героический эпос
— Рыцарская литература (лирика трубадуров и прозу - рыцарские романы)
— Городская и народная литература (сатирические и дедактические произведения)

Русская средневековая литература:

1. Литература строилась на идеях и представлениях
2. Использовалась для оформлений богослужений и торжественных процессий
3. Традиционная, строгая и формализованная жанровая система
4. Большое влияние византийского стиля; этикетность; церемониальность изображения

 

Выделяют периоды русской средневековый литературы:

1. Исторические хроники
2. Патерик
3. Летописи
4. Апокриф

 

13 век --> хождения, исторические повести, хронографы, публицистические жанры, исторические песни, духовные стихи

Эпоха возрождения (14-15 века)
От символики, романтизма до реалистки.
Создается новая модель мира в центре которой человек - антропоцентрическая модель мира.
Начинается новый тип образования художников (он должен хорошо знать анатомию).
Взгляд земной изображает явления неба, уже равные земным --> смена мировоззрений.


Основные черты для литературы возрождения:

- стихийный синкретизм восприятия (художественный мир изображается как некий живой организм)
- идеал —-> всесторонне развитый человек, титан.
- идеологическое отношение с предшествующими философско-эстетическими традициями и художественно-творческими.
- связь с народной, смеховой карнавальной культурой (языческая культура)
- синтетизм художественной формы и художественного мышления, выражающийся в тенденции к философизации поэтического языка и мифотворчеству.

 

Жанры:

1. Эпос (разные виды романов, пасторальный, философско-сатирический, новеллы, поэмы)
2. Лирика (любовная и философская)
3. Драма (комедии и трагедии)

 

Особенности русского возрождения (16-17 век):

· вера в разум, в силу убеждения слова

· стремление к преобразования общества на разумных началах

· свойственна идея начальной разумности и устройства мира

· идея служения государства интересам народа


Происходит секуляризация жизни, искусства, литературы. Появляются отдельные жанры секульярной литературы.
Новые жанры и формы:

· жанр "ведений"

· авантюрный роман

· бытовая и сатирическая повесть

· новеллы

· анекдот

 

Эпоха барокко (17-18 век). Барокко было порождено кризисом возрождения.
Цель барокко исторгнуть изумление красотой.
Барокко - с португальского --> жемчужина неправильной формы
Барокко это трагизм мироощущения;
Идеальный герой - человек с неуравновешенной художественной фантазией.
Конфликт - между личностью и неуравновешенным миром.
Метафоризм поражает воображение.
Сансационализм барокко.


Основные жанры высокого барокко:

· трагедия

· героическая поэма

· религиозная и светская лирика

· пастораль

· притча

· панегирическая поэзия


Жанры среднего барокко:

· путешествия

· утопия

· политический трактат

· ученые сочинения

· занимательная повесть

· плутовской роман

 

Особенности русского барокко:
Русское барокко характеризуется жизнеутверждающим и человекоутвреждающим мышлением, разностороннее изображение действительности.
Изображение человека в связи со средой, бытом, другими людьми. Герой впервые показывается не столько плоско, соизмерим с людьми.
Возвращение к средневековым представлениях о мире, как книге.
Усиление межнациональных и народных контактов


Жанры высокого барокко:

· церковно-панагерические произведения

· одическая поэзия


Жанры низкого барокко:

· сатирические произведения

Эпоха классицизма (с 17 по начало 19 века)
Основная черта:

· привнесение индивидуального в общественное


Корнель "Сид"
Основные черты:

· гражданский пафос

· четкость и ясность моральный и эстетических оценок

· дидактизм

· назидательность


Все герои - не естественные и плоские.
Строгая организация в системе художественного произведения

Основные высокие жанры:
Эпос => героическая поэма, высокая ораторская речь
Лирика => ода
Драма => трагедия

Низкие жанры:
Эпос => басня
Драма => сатира, комедия

Особенности русского классицизма:
Элементы сохраняются до начала 19 века; темная связь с просветительской идеологией.
Утверждение исторически прогрессивная сторон государственной жизни.
Ведущий жанр социально-бытовой роман.




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 188934 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Художественные взаимодействия как внутренние связи художественного процесса. Понятие интертекстуальности.| ПОЯСНЮВАЛЬНА ЗАПИСКА

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав