Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Социально-исторические и культурные истоки календарной обрядности. Русский народный календарь.

Читайте также:
  1. I. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  2. I. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  3. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  4. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  5. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  6. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  7. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  8. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь.
  9. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь. Поставьте к тексту 7 вопросов разного типа.
  10. Англо-русский союз 1907 г.

Вопросы для всей группы (в рамках вопроса №1):

1.Кем были славяне и русские по образу жизни?

2. Какой ведущий принцип земледельческого календаря?

3. Почему календарь славянских народов называют аграрным?

4. Что такое солнцеворот и солнцестояние?

5. Какие дни в годовом цикле были особенно важными?

6. Совпадали ли сезоны в русском аграрном календаре с современными летом, зимой, весной?

7. Все ли дни были праздничными?

8. Что такое обряд?

9. Какое понятие более широкое: обряд или обычай?

10. На каких представлениях славян основывались аграрные обряды?

11. Кем были русские по своим мифологическим или религиозным

воззрениям?

12. Когда в Россию приходит христианский календарь?

13. Как вы понимаете выражение: «Христианский календарь упорядочил аграрный»

14. Что такое двоеверие?

15. Приведите пример, когда христианский по названию праздник соседствовал с

языческими представлениями

16. Приведите пример, когда день, названный именами христианских святых,

содержал в себе погодные приметы или регламентировал виды деятельности человека.

17. Что такое явление ассимиляции? Приведите примеры.

18. К какому веку относится народное православие, устоявшееся сочетание

христианских и языческих элементов?

19. Какие вы знаете неподвижные праздники?

20. Какой праздник у христиан самый важный? Какие его временные границы?

21. Какой комплекс обрядов проходил на 7 неделю после Пасхи?

22. Какие вы еще знаете подвижные праздники?

23. Когда праздновался Новый Год на Руси? 24. Что такое високосный год?

25. Что такое старый и новый стиль?

26. Почему мы празднуем Рождество 7.01, а католики 25.12?

2. Песни зимне-весеннего обрядового цикла

2.1"колядки", "овсянки", 2.2"подблюдные песни", 2.3"масленичные песни".

3. Песни весенне-летнего обрядового цикла

3.1"веснянки", "семицко-троицкие песни". 3.2 Песни осеннего цикла ("жнивные песни").

Литература

Обязательная:

1. Русское народное поэтическое творчество: Учебное пособие / Под ред. А. М. Новиковой. М.: Высшая школа, 1978. С. 56 – 72. (или Зуева, Кирдан, с. 51-86; Аникин, Круглов, с. 57-67; Кравцов, с. 34-52; Кравцов, Лазутин, с. 41-55).или Зуева, Кирдан http://marina-marija.narod.ru/SUEVA_KIRDAN.doc, с 71-86.

2. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. М.: Высшая школа, 1978. с. 10 – 19. Или раздел в других хрестоматиях по фольк­лору. К примеру, Зуева, Кирдан. Хрестоматия.- с. 5-60.

Дополнительная:

Тексты

1. Поэзия крестьянских праздников / Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. И. И. Земцовского. Л., 1970. (Читать и анализировать циклы песен по выбору).

2. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. Новосибирск: Наука, 1981. (Читать и анализировать циклы песен по выбору).

3. Зоренька вечерняя: Сб. песен Сост., вступ. ст., коммента­рии и общ. ред. И. Е. Карпухина; Сост. и муз. ред. И. Н. Василь­ева.- Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000.- С. 3-46.

4. Круглый год: Русский земледельческий календарь М.: Изд-во «Правда», 1989.

5. Обрядовая поэзия. М.: Современник, 1989- 735 с.: ил. (Классическая б-ка «Совре­менника»). См.: с. 5-319.

И сследования

6. Аникин В. П. Календарная и свадебная поэзия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. С. 3 – 67.

7. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа.- М.: Бета-Сервис, 1998.-С. 323-442.

Тема: ФОЛЬКЛОР КАК ИСКУССТВО

Цель занятия: закрепить знания студентов о своеобразии фольклора как особого вида искусства.

Вопросы для обсуждения

1. Фольклор как искусство слова. Основные признаки фольклора. Фольклор и литература как две системы

2. Фольклор как коллективное творчество народа. Содержание понятия коллективность.

3. Эстетическое содержание понятия "устное народное творчество".

4. Проблема народности народного творчества.

Форма проведения занятия – собеседование.

Студенты отвечают на вопросы, поставленные преподавателем, и коллективно обсуждают их. В конце занятия - самостоятельная работа.

Литература

Обязательная литература:

1. Лазарев А. И. Трудные темы изучения фольклора: Уч. пособие. Челябинск.: Изд-во ЧелГУ, 1998. Гл.1.

2. Аникин Владимир Прокопьевич.Устное народное творчество. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования.Серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат.Издательство: Академия (Academia), 2011. Глава «Художественное своеобразие фольклора».

3. Конспект лекций.

Дополнительная литература:

1. Азбелев С. Н. К определению понятия "фольклор" // Рус. лит. 1974. № 3.

2. Емельянов Л. И. Природа предмета и специфика проблемы. (О функции фольклора) // Рус. лит. 1987. № 1.

3. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного творчества. М., 1971. Гл.: Фольклор как особая форма творчества. С. 396 – 384.

4. Соответствующий раздел в рекомендованных выше учеб­никах (Зуева, Кирдан, с. 5-14; Аникин, Круглов, с.3-49, 364-381; Новикова, с. 5-13; Кравцов, с. 5-33, 353-383; Кравцов, Лазутин, с. 7-21,337-363).

5. Фрагменты работ В.Д. Бонч-Бруевича, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, Н.П. Андреева, Ю.М. Соколова, Б.Н. Путилова, В.П. Аникина, П.Г. Богатырёва, В.Е. Гусева, В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова, С.Г. Лазутина, В.М. Жирмунского и В.М. Гацака, по­мещенные в хрестоматии по фольклористике Круглова (Раздел 3, с. 38-134).

6. Фрагменты работ В. А. Проппа, В. П. Аникина, С. Н. Азбелева, В. М. Гацака в кн.: Зуева, Кирдан. Хрестоматия исследований, с. 4-17.

7. Аникин В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для филол. спец. вузов.- М.: Высш. шк., 1987.- С. 3-82.

8. http://rusprogram.ru/f1. Раздел: устное народное творчество. Главы «Особенности содержания фольклора»; «Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений.»; «Общественная ценность фольклора».

№ 3

Тема: ПОЭТИКА БЫЛИН

Цель занятия: развивать навыки самостоятельного анализа художественного произведения; способствовать зарождению творческих способностей студентов, развитию культуры письменной речи.

Форма проведения занятия:

Студенты читают тексты былин, готовятся к викторине по былинам. Кроме этого, студенты пишут в домашних условиях сочинения и зачитывают их на практическом занятии (конкурс на лучшее сочинение). Сочинение может быть проверено преподавателем в письменном виде.

Распределение студентов по циклам (темам) былин:

Студенты, фамилии которых начинаются с букв:

А, Б, В Г, Д, - читают и анализируют поэтику былин об Илье Муромце;

Е, Ж, З, И К, – о Добрыне Никитиче;

Л М, Н, – об Алеше Поповиче;

О, П, Р, С Т, У – о Садко;

Ф, Х, Ч Ш, Щ Э,Ю,Я – о Буслаеве;

Структура сочинения

Характеристика поэтики цикла былин (или одной былины) обязательно должна включать следующие элементы анализа:

1) Концепции о времени происхождения былины, классификации по месту возникновения и характеру исполнения (точки зрения разных ученых);

2) Типичные и индивидуальные черты образа богатыря (точки зрения разных ученых);

3) подтверждение фактами идеализированного характера художественного обобщения в былинах;

4) своеобразие композиции и сюжета: наличие расхождений в развитии сюжета в разных вариантах данной былины(если варианты имеются);

5) своеобразие изобразительно-выразительных средств:

а) эпитеты. их типология;

б) сравнения, их типология:

в) ирония;

г) гипербола и гротеск

д) разные виды параллелизма, их идейно-художественные функции;

е) ритм и начальная рифма былинного стиха

Доклад по сочинению – не более 10 минут. Обязательной литературой считаются исследования (см. список). В сочинении должны быть ссылки на источники.

Литература

Сборники былин (по выбору):

1.Сборник Кирши Данилова. Сер. Лит. памятники / Подгот. А.П. Евгеньева, Б. Н. Путилова. 2-е изд. М.: Наука, 1977(или другое издание).

2.Собрание народных песен Н.В. Киреевского. Т. 1 / Подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. А.Д. Самойлова. Л.: Наука, 1977.

4. Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сер. Лит. памятники. / Подгот. Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолицкий. М.: Наука, 1974.

5.Былины Сост., автор предисл.В.И. Калу­гин.- М.: Современник, 1986.- 559 с. (Классическая б-ка «Со­временника»).

6. Былины Сост., вступ. ст., подгот. текстов, коммент. Ф.М. Селиванова.- М.: Сов. Россия, 1988.- 576 с. (Б-ка русского фольклора; Т. 1).

Исследования (по выбору):

1.Раздел в учебниках «Былины»(Зуева, Кирдан, с. 186-249; Аникин, Круглов, с. 197-249; Новикова, с. 172-209; Кравцов, с. 143-173; Кравцов, Лазутин, с. 137-171).

2. Буслаев Ф. И. Русский богатырский эпос. Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 1987. С. 92-183

3.Аникин В. П. Русский богатырский эпос: Пособие для учите­ля.- М.: Просвещение, 1964.

4.Астахова A.M. Былины. Итоги и проблемы изучения.- М.-Л.: Наука, 1966.

5..Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.; Л.: АН СССР, 1963. Раздел: Былины

6.Юдин Ю.И. Героические былины.- М.: Наука, 1975- 120 с.

7.Калугин В. Герои русского эпоса: Очерки о русском фольк­лоре.- М.: Современник, 1983.-351 с.

8.Селиванов Ф.М, Русский эпос: Учеб. пособие для вузов.-М.: Высш. шк., 1988.

9.Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени: Исто­рическое исследование поэтики,- М., 1989.

10.Астафьева Л. А. Сюжет и стиль русских былин.- М., 1993.

11. Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Русский былинный эпос: Учеб. пособие.-Курск, 1995.

12 Лазутин С. Г. Сюжет и композиция былин // Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высш. шк., 1981.

13.Лихачев Д. С. Эпическое время былин // Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1979.

14.Пропп В. Я. Русский героический эпос. 2-е изд. М.: ГИХЛ,1958.

15.Селиванов Ф. М. Поэтика былин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.

№4

Тема: ПОЭТИКА СКАЗОК

Цель занятия: закрепить теоретические знания о художественных особенностях сказок.

Форма проведения занятия: Студенты должны выполнить следующие виды самостоятельной работы:

1)Выписать из книг А.Н. Афанасьева (см. задание 4 из раздела «Самостоятельная работа») пять примеров отражения мифологических сюжетов в русской сказке;

2) Провести сравнительный анализ вариантов (1-2) сказочных сюжетов, пользуясь сравнительными указателями сюжетов.

3) На первый вопрос отвечают заранее подготовленные студенты. Каждый студент, помимо письменного выполнения самостоятельных заданий, выбирает один (2,3,4) вопрос для выступления. Перед занятием староста распределяет вопросы и готовит список с указанием вопросов для преподавателя. В конце занятия самостоятельная работа по текстам сказок.




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | Возможна инсценировка фрагмента пьесы или сценки. | Часть 2. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав