Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Проблема сущности мира

Читайте также:
  1. I.Выберите правильный ответ для обоснования вывода о социальной сущности человека.
  2. VIII. Осуществление сестринского ухода при общих проблемах
  3. А) Проблема смертной казни
  4. Автотранспорт как экологическая проблема
  5. Алкоголизм как социально-педагогическая проблема
  6. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возросту. Проблема кризиса подросткового возраста.
  7. Антропогенез. Проблема прародины человека, древа антропогенеза.
  8. Антропологическая проблема в русской философии
  9. Арал проблемасы
  10. Асинхронные параллельные потоки. Проблематика разработки многопоточных приложений.

Понятия, которыми мы пользуемся, можно классифицировать по двум признакам: по содержанию и по объёму. Содержание понятия – это существенные признаки обозначаемых понятием предметов. Объём понятия – это все предметы, для которых эти признаки являются существенными. Например, понятие студент – человек, обучающийся в вузе. Существенные признаки студента – человек, обучающийся в вузе – это содержание понятия «студент». Объём понятия «студент» - все люди, обучающиеся в вузе.

Между объёмом и содержанием понятия существует обратная зависимость: чем больше признаков в определении понятия, тем меньше будет предметов, обладающих этими признаками, и наоборот, чем меньше признаков в содержании, тем больше предметов, которые ими обладают (студент – студент 3 курса; университет – ПермГУ).

Эти, казалось бы простые свойства понятий являются основой для их классификации, знание которой позволяет избежать путаницы и неоднозначности в понимании смысла некоторых ключевых для нашего курса понятий.

По содержанию понятия делятся на конкретные и абстрактные.

Конкретные понятия – это понятия, обозначающие какой-нибудь предмет или предметы (даже когда мы употребляем слово «студент» в единственном числе, ему будут соответствовать все студенты).

Абстрактные понятия – обозначают свойства или состояния предмета, взятые отдельно от предмета (счастливый студент – конкретное понятие, счастье – абстрактное; тяжёлый камень - тяжесть).

Мы можем отделить свойство предмета от самого предмета только в нашем сознании. В действительности свойства предметов никогда не существуют отдельно от предметов (нет тяжести отдельно от того, что тяжёлое, нет счастья отдельно от того, кто счастлив). Поэтому искать в реальности счастье как таковое или тяжесть бессмысленно.

По объёму понятия делятся на 3 основных типа – единичные, общие, всеобщие

Единичным соответствует один предмет (как правило, имена собственные или описания конкретных предметов – В.В.Путин, корпус №2 ПГУ и т.д.).

Общие понятия - студент, человек, дом, дождь. Им соответствует не менее 2 предметов.

Всеобщие понятия (категории) – их объём равен бесконечности, т.е. они обозначают свойства, характеристики, которыми обладают все предметы, = характеристики мира как целого (существование, движение, необходимость и т.д.)

Следует отметить, что единичные понятия – всегда конкретные, всегда обозначают предмет. Они не могут быть абстрактными, потому что ни у одного предмета нет такого свойства, которого бы не было ни у одного другого предмета.

Общие понятия могут быть как конкретными, так и абстрактными (обозначать как предметы, так и их свойства).

Всеобщие понятия могут быть только абстрактными. Они всегда обозначают свойства и состояния. За одним исключением. Есть одно всеобщее понятие, которое можно считать конкретным – мир (и его синонимы – Вселенная, Универсум, Космос). Оно обозначает все предметы, которые существуют, которые есть.

В дальнейшем, когда мы будем говорить об абстрактных понятиях (категориях) – надо знать, что это означает.

Проблема сущности мира является центральной проблемой для любого философского учения и для познания мира вообще, потому что любой вопрос, любая проблема выводит нас в конечном счёте, в итоге на вопрос «что такое мир»? и «почему он именно так устроен»? – а это проблема сущности мира.

В разделе Объективный идеализм мы уже рассматривали проблему сущности Бога и трудности, которые возникают при ответе на вопрос «что такое Бог»? (в чем трудности. У него нет наблюдаемых признаков, по которым его можно отличить от чего-то другого).

Отвечая на вопрос «что такое мир»? мы тоже испытываем затруднения, хотя и иного рода (реальность мира очевидна – мир наблюдаем, однако что такое мир?)

Традиционный способ ответа на вопрос о сущности предмета – через ближайший род и видовое отличие. Для понятия «мир» нельзя подобрать родового понятия. Почему? Потому что мир – это всё и за его пределы мы выйти не можем и не можем отличить его от чего-то другого. Поэтому определить сущность мира так же, как мы определяем сущность конкретных предметов и явлений, мы не можем.

 

Эта проблема встаёт при определении всех категорий.

 

Самый простой способ ответить на вопрос «что такое мир» = определить его сущность – это найти свойство, которым обладает каждый предмет. Такое свойство находится довольно легко.

Какое?

Это свойство существования. К этой мысли – что в основе всего существующего лежит именно существование – философы пришли ещё в античности (элеаты). Это действительно самая общая характеристика мира: в мире нет ничего несуществующего. Но при этом категория существования (бытия, реальности, действительности) является совершенно бессодержательной. Сказать о том, что некий предмет существует – значит не сказать о нём ровным счётом ничего. От реальности предмета не зависят его прочие свойства, они не могут быть выведены из факта его реальности. По признаку существования мы не можем отличать предметы друг от друга, мы не можем даже отличить вещь от мысли – поскольку мысль тоже существует (в нашей голове). Поэтому в науке категория существования (реальности) вообще не используется. А если этот термин всё же встречается, в научном дискурсе, то смысл у него другой.

Что мы имеем в виду обычно, когда говорим, что какой-то предмет существует (не существует)? Атом существует? Дед Мороз существует?

Под реальностью предмета мы понимаем его невымышленное, независимое от нашего сознания существование. Именно такое определение сущности мира (всеобщего свойства; мир – то, что существует независимо от нашего сознания) является базовым в процессе познания человеком мира.

Это определение более конкретно. Но за счёт чего оно стало более конкретным? Мы только что разбирали проблему определения сущности мира и говорили, что мир не от чего отличить, потому что вне его ничего нет. Но в последнем определении (мир – то, что существует независимо от нашего сознания) мы всё-таки отличаем мир от одной из его частей. От того, что находится внутри его (мира) – от сознания.

Почему именно от сознания? Чем эта часть мира «лучше» других?

Во-первых, именно при помощи сознания человек познаёт материальный мир. Именно в сознании он отражается. Поэтому логично, что мы определяем мир в противоположность нашему сознанию.

Во-вторых, человек, наделённый сознанием, находится в универсальном – практическом – отношении к бесконечному миру. Это означает неограниченные возможности в познании его сущности и неограниченные возможности в его преобразовании (подробнее – в теме «Развитие»).

Несмотря на кажущуюся тривиальность такого определения сущности мира (мир – это не сознание), сформулировано оно было только в 19 в. ВИЛ «МиЭ». Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущение, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Почему до такого простого определения люди доходили так долго?

Дело в том, что философы-материалисты до Ленина пытались дать «позитивное» определение сущности мира (сказать, чем мир является). Как правило, в качестве позитивных существенных признаков выбирались какие-то частные характеристики – подобие воде, подобие воздуху, мир как состоящий из мельчайших частиц.

В Новое время философы-материалисты стали отождествлять материю не столько с эмпирически фиксируемыми вещами, сколько с общими свойствами вещей. Осмысление материи стало происходить через процедуру возведения в форму всеобщего каких-то свойств, воспринимаемых органами чувств. Клод Адриан Гельвеций (1715-1771): «Под словом материя следует понимать лишь совокупность свойств, присущих всем телам».

Так Ф. Бэкон (1561 - 1626) материю сводит к бесконечному многообразию чувственно воспринимаемых свойств, простых свойств – твёрдости, проницаемости, тяжести, лёгкости.

Джон Локк считал, что сущность материи составляют протяжённость и плотность.

В рамках механики Галилея и Ньютона определяющим признаком материи выступила масса. В конечном итоге материя отождествилась с массой, носителями которой являлись прежде всего неделимые атомы. Материя отождествилась с неделимым атомом, с неизменной массой

Выбирая в качестве существенной характеристики мира какое-либо частное свойство, мы никогда не обретём гарантий того, что по мере расширения сферы нашего опыта мы не найдём в мире таких объектов, которые этим качеством не будут обладать.

Так в конце Х1Х – начале ХХ вв. в период революции в физике была выявлена изменчивость атомов, их способность самопроизвольно распадаться с выделением теплоты, излучением электронов, альфа-частиц, электромагнитных волн. Обнаружилось, что масса электронов изменяется в зависимости от скорости их движения. А так как материя отождествилась с неделимым атомом, с неизменной массой, то обнаружение делимости атомов и изменчивости масс послужило основанием для формулирования утверждения, что «материя исчезает». В физику стал проникать идеализм.

Именно анализ этой ситуации в физике дан в работе ВИЛ «МиЭ».

По форме это определение отрицательное (поскольку в нём говорится, чем мир не является, но ничего не говорится о том, чем мир является). Однако по содержанию это определение оказывается положительным, потому что в процессе познания и в практической деятельности человек всегда считает элементом мира такой предмет, такое явление, которое существует вне его головы, независимо от его сознания. Превратить такой житейский принцип (вещи вне моей головы и в этом сущность мира) в ранг философской абстракции – это показатель гениальности философа. До него философы дистанцировались от повседневного опыта человека, пренебрегали здравым смыслом, обыденным мышлением. Потому и не смогли увидеть ценность некоторых, казалось бы, тривиальных моментов мировоззрения людей.

Определение сущности мира как материи, как объективной реальности, данное ВИЛ, является абсолютным, потому что всё, что мы только можем в мире обнаружить, можно отнести только к одной из двух реальностей – либо к объективной, либо к субъективной.

В этом определении схвачено действительно всеобщее, действительно существенное свойство внешнего мира, которое имеет принципиальное значение как для науки, так и для познания в целом, потому что первое требование, которое предъявляется наукой к предмету её исследования – это реальное, невымышленное существование. Т.е. предмет, который мы изучаем, существует не в нашем воображении, а в мире, независимо от того, мыслим мы о нём или нет. В процессе познания мира мы постоянно руководствуемся этим критерием, даже тогда. Когда мы этого не осознаём.

Однако определение сущности мира не ограничивается одной единственной характеристикой (объективная реальность). Кроме того, что мир является материей (объективной реальностью), он является ещё и субстанцией (от лат. Substantia – то, что лежит в основе, то, что не имеет никаких причин, причина самой себя - causa sui)

Поясним. Любой вопрос из области науки или из повседневной жизни с необходимостью выводит нас на вопрос почему мир устроен именно так и не иначе (или что является причиной мира, что порождает существующий порядок вещей)? Если у мира есть причина, которая его породила, мы должны её найти.

В итоге мы можем получить бесконечную регрессию причин, ни одну из которых мы не сможем определить и не сможем доказать реальности ни одной из них. Обычно до такого люди не доходят, находя первопричину, у которой причин нет – она ниоткуда не возникает, её существование самодостаточно, она сама себе причина – т.е. субстанция.

 

Термин субстанция встречается у Аристотеля, который понимал субстанцию как первопричину, обусловливающую определённость вещи, предмета.

 

У Баруха Спинозы (1632-1677) субстанция уже основа всего, в мире, нет ничего, кроме субстанции, она бесконечна, самостоятельна, является причиной самой себя и всего существующего (causa sui). Но она неподвижна, не развивается, поскольку совершенна, в ней изначально всё есть. Нет различия – субстанция материальна или идеальна, поскольку Спиноза пантеист.

 

Гегель выделил внутреннюю противоречивость субстанции, ввёл понятие её саморазвития. Но у него субстанция идеальна.

 

В религиозной философии субстанцией (причиной, которая породила мир) выступает Бог.

 

Однако почему мы должны выбирать в качестве причины очевидно реального мира - Бога, реальность которого неочевидна и недоказуема? Почему мы не можем признать субстанцией сам материальный мир? Ведь следуя принципу Оккама, мы не должны умножать сущности без необходимости, а сущности, которые ничего не объясняют – должны быть исключены из науки как ненужные, как бессмысленные.

Реальностью бога можно объяснить только одно – возникновение мира. Если бы было очевидно или доказано, что мир всё-таки возник, а не существовал всегда, но это не очевидно и не доказано. Поэтому современный диалектический материализм, строясь на принципах науки, признаёт субстанцией сам материальный мир. В диалектическом материализме – субстанция

материальна,

бесконечна,

самостоятельна,

находится в состоянии постоянного развития.

 

Категория материи и категория субстанции выражают только одну грань сущности мира – его единство (Субстанция – это то, что обеспечивает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений, процессов, посредством которых и через которые субстанция существует).

Но помимо того, что мир един, образует единое целое, он ещё и многообразен – состоит из различных элементов, которые мы не можем отличить друг от друга по степени материальности: все они существуют одинаково независимо от нашего сознания. Более того, разнообразие элементов мира – это не хаос, это порядок, иерархия, которую мы довольно легко обнаруживаем.

Чтобы описать эту особенность материального мира, необходимо ввести дополнительные категории и принципы.

Попробуем определить характер упорядоченности элементов мира.

Любая упорядоченная совокупность элементов (система) формируется благодаря особому типу отношений между элементами, благодаря которому они образуют систему, порядок – это системообразующее отношение. Его критерии.

1-оно должно быть реальным – должно существовать в реальности, а не в воображении

2- должно быть всеобщим, охватывать все элементы системы

3-должно быть существенным, складываться на уровне сущности, а не быть чисто внешним.

Например, отношение большого и малого является реальным, всеобщим, но не является существенным, потому что в этих отношениях схватываются только внешние характеристики.

Какие отношения в мире между элементами удовлетворяют названным трём критериям? Благодаря каким отношениям между элементами мира возникает наблюдаемый в мире порядок?

Попробуем этот порядок описать. На какие крупные группы можно разделить элементы мира.

Во-первых, живое – неживое. В чём принципиальное их отличие? В том, что у живого есть такое содержание, которое отсутствует у предметов неживой природы – это признак жизни. Это означает, что содержание живого богаче, многообразнее, чем содержание неживого (при этом между ними есть и общее – предметы живой и неживой природы одинаково состоят из молекул и атомов, имеют массу, объём) или, иными словами, живое сложнее неживого. Именно отношение простого и сложного между элементами мира соответствуют всем трём вышеперечисленным критериям, и оно является системообразующим отношением мира – отношением, благодаря которому формируется наблюдаемая нами иерархия элементов мира.

Далее. Миропорядок можно описать более конкретно. Живую природу мы можем разделить в свою очередь на две группы элементов – это разумные живые существа и неразумные. (разумные сложнее, собержательно богаче неразумных) Неживую природу тоже можно разделить на 2 крупные группы элементов – молекулярные соединения (1) и атомы и элементарные частицы (2). В науке эти группы элементов принято называть формами материи. Соответственно С,Б,Х,Ф фм.

Отношение простого/сложного применимо к любой паре элементов, к любой форме материи.

 

Уточним понятие сложность.

Сложность – это богатство содержания. Понятие сложности имеет три аспекта.

1. субстратный (от позднелат. Substratum – основа, букв. «подстилка» - общая материальная основа явлений - элементы, из которых состоит объект).

2. Структурный (от лат. Struktura – строение, расположение, порядок – совокупность устойчивых связей элементов, которые обеспечивают целостность и тождественность объекта, взаимодействия, в которые вступают элементы)

3. Динамический – разнообразие изменений, происходящих с объектом).

По этим критериям и можно различить друг от друга фм

Физическая Химическая Биологическая Социальная
Сложность субстрата
Элементарные частицы, атомы и поля Атомы и молекулярные соединения Живые существа, состоящие из молекул Живые существа, наделённые разумом
Тип движения и взаимодействий
Масс-энергетические взаимодействия: передача энергии от одной частицы к другой, синтез и распад атомов Химические реакции, образование качественно новых веществ. Атом Н и О с точки зрения физики отличаются только количественно (разным числом электронов и протонов), а с точки зрения химии это качественно различные вещества Самодвижение и саморегуляция. Если химические вещества во взаимодействии теряют свои исходные состояния в продукте реакции (Н + О = Н2О), то живой организм при взаимодействии с миром сохраняет свою индивидуальность и изменяется в зависимости от оценки внешней среды (какова оценка, таково и изменение: опасно/безопасно, съедобно/несъедобно …) Самодвижение, саморегуляция. Но при взаимодействии с миром человек не только изменяется сам, но и целенаправленно изменяет мир.

Далее. Сегодня является фактом науки, что эти группы элементов (фм) появились не одновременно. Сначала возникают более простые фм, а затем более сложные. Причём более сложные фм появляются не из ниоткуда, а на основе более простых. Так, молекулы состоят из атомов; живые существа состоят из молекул, разумные существа обязательно живые. Т.е. каждая более сложная фм включает в себя более простую + добавочное содержание, которое в низшем не присутствует в чистом виде.

Такое отношение простого и сложного, в котором обнаруживается генетическая связь различных по сложности элементов, в диамате называется отношением низшего и высшего.

Ещё одно важное дополнение.

Мир – это не просто упорядоченная совокупность различных по сложности элементов. Мир – это процесс, процесс превращения более простых элементов в более сложные. Это процесс изменения от низшего к высшему, процесс, который получил название ЕЗМП или процесса развития.

 

 

Мир – это материя, которая является субстанцией, и которая находится в процессе развития.

 

 




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Теоретичні відомості | Вправа 1.5 Read the extract from the text in Ex.1.2 on page 2 and underline all the uses of A and THE and all the nouns that do not have an article in front of them. | Read the rules and complete the information below with examples from the text on page 2. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав