Читайте также: |
|
Время потеснения средневековой философии гуманистической философии эпохи Возрождения.
Основные достижения:
1. Разработка теории универсалий
2. Формирование религиозной философии, которая нашла свое продолжение в современной католической философии: томизме, неотомизме.
3. Герменевтическое (Гермес – бог)
Гуманизм - Альберти Леон Баттиста, Лоренца Балла, Монтень, Эразм Роттердамский –время отвержения догматической схоластики и обоснованной идеи возрождения человека из духа античности. Поэты - Данте, Петрарка и Боккаччо.
Человек у гуманистов – центр вселенной, творец самого себя, не просто природное существо, а господин природы.
=> изменение морально-этических построений, которыми должен руководствоваться человек. В основе принцип равенства всех людей, а доблести оказываются важнее его происхождения. Необходимость чувственности и наслаждения человека, что говорит о возрождении эпикуритов.
Отношение к человеку как к творцу самого себя рождает и иное отношение к искусству, которое рассматривается как выражение творческих потенций человека. Человек уподобляется Богу. В рамках натурфилософских построений утверждается пантеизм (все есть Бог). Бог сливается с природой, природа представляется единым целым, с которым все взаимосвязано. Итальянская философия, как разновидности гуманистической тенденции, базирующаяся на идеалах античной культуры. Телезио, Кампанелла, Бруно и др.
Реформация влечет за собой переворот во всей духовной культуре, в рамках религий усиливается рационалистическая тенденция с элементами античного восприятия мира и роли человека. Проявляется тенденция возврата и новозаветного учения. Протестантизм приводит к становлению новой этики, которая оправдает труд в любой его форме, предпринимательства, которое становится в любой его форме нравственно обязательным и отражает стремление человека работать. («Протестантская этика и духовный капитализм» Вебер)
Дух возрождения проявляется и в области государства и права. (Макиавелли, Локк)
Теория естественного права, общественного договора, разделения морали и политики. Культура Возрождения, т.о. характеризуется глобальной сменой мировоззренческих установок и в центре мировосприятия оказывается не космос античности, не Бог средневековья, а человек.
Кузанский.
1. Синтезирует идея Платонизм – Пифагореизм
2. Разработка принципов совпадения противопоставлений единопредметьев.
3. Антитеологическая трактовка Бога не как единого творца, => пантеизм. Единое - все. Бог - все.
4. Мерой всего сущего - бесконечное. Центр мира - Бог, который ограничивает бесконечность. Но мир нельзя мыслить конечно, поскольку не имеет пределов, не замкнут.
5. Человек как особый микрокосмос, своеобразное подобие Бога и природы. Человеческий ум = система способностей, главная из которых - чувства, рассудок, разум. Чувства обеспечивают волевую обстановку, рассудок опосредуют чувства и разум. Главное отличие от животных.
Наука эпохи возрождения (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей) – основы современного естествознания. Образ науки. Наука занимается объективизируемыми отношениями, которые можно выразить конечным числом, в математической форме. Вопросы, традиционно считающиеся научными (метафизические) о смысле жизни, природе и т.п. отодвигаются на второй план. В истории философии эпоха Возрождения воспринимается как эпоха нового времени, окончательно и оформляется.
8. Философия Нового времени: проблема методов.
17 в. – начало философии
Общая характеристика: основной вопрос античной философии – «что есть сущее?» Указывает на чтойность сущего, то есть на суть или сущность сущего. Отвечая на этот вопрос, античная философия называет первопричину основания, благодаря чему есть сущее. В новое время этот вопрос претерпевает трансформацию, вопрос заключается в том, как есть сущее. Вопрос об основании или причине сущего трансформируется в вопрос о способе, методе, данности или представленности сущего. Основание, благодаря которому сущее дается или есть отныне отождествляется с человеческой субъективным сознанием. =>
3 принципа философии нового времени:
1. Субъектно-объектное оппозиция
2. Принцип репрезентации (представления)
3. Принцип гносеологизма.
Как? Вопрос о методе, о способе – вопрос нового времени. Теперь объективность сущего отождествляется с субъективностью, следовательно, человек – мера всего.
1. Трансцендировать, выйти из мира – чтобы описать мир. Человек, вышедший из объекта – субъект. Объект – то, что он описывает.
2. Пред-ставить = поставить перед собой, => изучение объекта (предмета). Абстракции помогают в описании мира.
3. Связь между субъектом и объектом осуществляется сознанием, так как цель – познать мир. Бытийная связь человека с миром исключается, связь есть только через сознание.
Объект становится благодаря субъекту
С – обоснование О. Для того чтобы включить субъект, систему нужно сделать шире, но появляется точка вне, следовательно, «дурная бесконечность» (Гегель), шизофрения (клиника).
С одной стороны – дурная бесконечность, абсолют = ограничение системы. (Бог), следовательно фундамент закрывает систему. Мир. Философ. Бог.
Философия 20 века разрушает философию нового времени.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 19 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |