Читайте также:
|
|
Менталитет этноса – коллективно формируемый в обществе строй мышления и психики, который присутствует у всех членов общества играет решающую роль в социальном поведении каждого.
Восточный тип суфизма – особое мистическое религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама, представители которого считают возможным через посредство личного психологического опыта общения (созерцание или соединение) человека с божеством.
Махамат – учение о последовательных ступенях (столпах) мистического пути духовного совершенствования.
Тарикат – мистический путь, основным принципом которого является аскетизм; вступивший на этот путь ученик (мудрид) должен был отречься от своей воли, подчинить себя авторитету избранного наставника.
Марифат – мистическое познание, на стадии которого в экстатическом состоянии достигается временное общение с Богом.
Ходжа Ахмет Яссави - основатель тюркской традиции мусульманского мистицизма.
Аруахи – покровительствующие духи умерших предков, а также пророков, святых, знаменитых людей, являющиеся хранителями счастья и благополучия людей, предохраняют их от опасностей, вселяют добрые помыслы.
Шаманизм – ранняя форма религии, возникшая на определенном этапе развития анимистического мировоззрения, базирующееся на вере в необходимость посредников между людьми и духами – шаманов.
Толерантность – терпимость к чужим взглядам, мнению, верованиям, религии, идеалам, обычаям и поведению.
Юрта – традиционное жилище кочевников-скотоводов и в определенном смысле, близком кочевнику, является моделью мироздания.
Тенгрианство – самая ранняя форма верований казахов, связанное с обожествлением неба.
Черты казахского традиционного мировоззрения – космизм, гуманизм, толерантность.
«Жизнь в блужданиях» - работа представителя казахского просвещения, поэта, философа, демократа С.Торайгырова, в котором он поднимает проблемы жизни, смерти и бессмертия человека.
И.Алтынсарин – первый народный учитель, педагог-новатор, написавший казахскую хрестоматию и открывший множество школ; его мировоззрение носит условно-деистический характер.
Особенности мировоззрения И.Алтынсарина – близость к деизму, признающему объективное существование мира одновременно с Богом, принимающим участие в его творении.
«Следы шаманства у киргизов» - работа казахского философа, историка, этнографа Ч.Ч.Валиханова, в которой он рассматривает вопросы причин существования форм первобытных верований у казахов.
Касымжанов А.Х. - ученый арабист, внесший существенный вклад в становление и развитие казахстанской философии и сделавший доступным для массового читателя богатое наследие восточного философа-энциклопедиста Аль-Фараби.
Абдильдин Ж.М. – видный казахстанский ученый, один из основателей отечественной школы философии, внесший большой вклад в разработку проблем логики и методологии науки, гегелевской философии в том числе.
Т ема №11 Онтологические проблемы философии.
Бытие – реальность, включающая в себя весь материальный и духовный мир; все актуально и потенциально сущее.
Атрибут – неотъемлемое свойство чего-либо.
Абсолют – духовное первоначало бытия – единое бесконечное вечное.
Объективная реальность – все, что существует независимо от сознания.
Субъективная реальность – вся сфера духовной жизни индивида.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности.
Пространство – форма бытия материи, означающая протяженность существования, т.е. структурную соположенность (соотнесенность) элементов в системе.
Время – длительность бытия материи, т.е. последовательность смены, состояний развивающегося объекта.
Движение – изменение вообще, любое изменение.
Ничто – потенциальное сущее, бытие в возможности, неактуализированное, неставшее, непроявленное.
Нечто – ставшее, проявленное, актуализированное, наличное бытие.
Социальное время – длительность, последовательность этапов человеческой материальной и духовной жизни.
Социальное пространство – отношения противоположности и сосуществования, возникающие в процессе жизнедеятельности человека.
Социальная форма бытия – вся совокупность материальной и духовной жизни общества.
Деятельность – единство процессов опредмечивания и распредмечивания, субъективирования и объективирования, построения идеальной программы действия и ее актуализация.
Личное время – длительность самосознания, длительность процессов самоорганизации человека.
Единицы измерения календарного (астрономического) времени – секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы, столетия, тысячелетия и т.д.
Единицы измерения социального времени – созыв, сезон, семестр, сессия, эпоха, эра.
Одиночество – экстремальный случай суженого до предела бытия личности.
Уединение – «автономия личного пространства», пространство самосознания. Чем выше самосознание индивида, тем больше у него потребность в уединении и избирательном общении.
Диалектика – в широком смысле слова учение о противоположностях и развитии.
Противоположности – стороны, моменты в явлениях, процессах, объектах, взаимоотрицающих и, одновременно, взаимопредполагающих друг друга.
Противоречие – взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений.
Категории – всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.
Сущность – внутреннее, недоступное чувствам, содержание предмета и его смысл.
Явление – обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам; внешние свойства предметов, которые человек познает через органы чувств.
Содержание – это то, из чего состоит предмет или явление.
Форма – это порядок, в котором сосуществуют составные части предмета или явления.
Система – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов.
Элемент – это неделимое в предмете данной системы, ее составная часть, содержание системы.
Структура – совокупность связей между элементами системы; форма системы.
Единичное – отдельные, неповторимые свойства предмета, выступающие в форме несущественных его признаков.
Особенное – признаки, свойства, характеристики объекта, отличающие его от других объектов; признаки различения объектов.
Необходимость – закономерный тип связей и явлений, который обусловлен их внутренней, устойчивой основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития.
Случайность – такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами.
Возможность – это скрытые тенденции развития наличной действительности, т.е. нечто неразвернувшееся в ней.
Действительность – это реализованная возможность, нечто уже непосредственно ставшее, что уже осуществилось, возникло.
Причина – это явления, обуславливающие и порождающие другие явления.
Следствие – явление, порожденное другим явлением.
Детерминизм – учение об объективной связи и взаимной обусловленности явлений материального и духовного мира.
Индетерминизм – учение, отрицающее объективность причинной связи.
Диалог – общение, предполагающее «взаимопредложение себя взаимовосприятие другого» на равных, бытие в тексте вопроса-ответа.
Закон – это объективная, существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь в процессах, явлениях, объектах.
Закон единства и борьбы противоположностей – это основной закон диалектики, указывающий на источник развития и усматривающий его в борьбе противоположностей, составляющих объект.
Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно – это основной закон диалектики, объясняющий механизм перехода от одной качественной определенности объекта к другой, осуществляющейся в форме скачка.
Закон отрицания отрицания – основной закон диалектики указывающий на общее направление (по пути прогресса) и форму развития (объемной спирали).
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |