Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Школа Элеатов

Читайте также:
  1. I. Классическая школа управления.
  2. а) европейская школа - рассматривающая общество как социальную систему (Конт, Спенсер)
  3. Австрийская школа предельной полезности
  4. Австрийская школа. Взгляды К. Менгера и О. Бем. – Баварка
  5. Административная (бюрократическая) школа
  6. Административная (классическая) школа в управлении
  7. Административная (классическая) школа.
  8. Административная или классическая школа менеджмента
  9. Адміністративна класична школа управління
  10. Американская неоклассическая школа.

 

Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.)

Состав школы

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Характеристика

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом (т.е. из допущения движения и множества). Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия. Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля.

 

Школа получила название от города Элея, греческой колонии на юге Италии. Учение элеатов было направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального, имеющего особый неизменный предмет — бытие. Это открытие создало возможность для существования философского и вообще точного, доказательного знания. Элеаты ввели в философию такие общие понятия, как бытие, небытие, движение и т. д.

ОСНОВАТЕЛЕМ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ называют Ксенофана (570 — 480 до н. э.). Он резко критиковал антропоморфизм — обыденное представление о богах, подобных во многом людям, говоря, что животные представляли бы себе богов подобными животным. Мифологическому политеизму (представлению о множественности богов) Ксенофан противопоставлял монотеизм. Бог, согласно Ксенофану, вечен, неподвижен и шарообразен, не похож на людей ни телом, ни душой, весь целиком видит, слышит, мыслит и правит миром силой ума. Ксенофан провел различие между чувственным восприятием и мышлением, правдоподобным мнением и истинным знанием. Его сочинения сохранились в немногих фрагментах.

Еще один представитель элейской школы Парменид приписывал умопостигаемому бытию следующие свойства: бытие не рождено, ведь родиться оно могло только из небытия, а небытия нет; оно существует в настоящем, ведь прошлое то, чего нет, а будущее то, чего еще нет; оно неделимо, поскольку не включает в себя иного, небытия, и, таким образом, однородно; оно имеет границу, по-скольку то, что не имеет границ завершения, — несовершенно, а бытие не может быть несовершенным, иначе ему чего-то недоставало бы, а недостающее — это небытие.

ПУТИ ИСТИНЫ противоположен путь мнения, основанный на чувственном восприятии, которого придерживаются большинство людей. Они наблюдают в природе возникновение, уничтожение, движение и множественность вещей (что, по Пармениду, только иллюзия) и стремятся объяснить их. Они принимают два начала — сущее и несущее (свет и тьму, добро и зло и т. д.). Все предметы кажутся им различными, поскольку они по-разному наполнены этими двумя началами. Парменид не отвергает данного пути, но замечает, что, следуя ему, можно найти не истину, а лишь правдоподобное мнение.

Позицию Гераклита, выраженную в словах: «Бытие и небытие — одно и то же», Парменид не принимает вовсе, называя последователей Гераклита слепыми и глухими людьми о двух головах.

Учение Парменида, вступающее в противоречие с очевидностью существования движения и множественности, вызывало критику, зачастую сводящуюся к указанию на существование движения в реальности. Мелисс (V в. до н. э.), последователь Парменида, выступил на защиту учения о неподвижном бытии. В трактате «О природе» он изложил свое учение в виде тезисов с доказательствами. Мелисс попытался обосновать концепцию неподвижного бытия, противоречащую очевидности движения, исходя из другой очевидности: из ничего не может возникнуть ничего. А если это так, то сущее существует вечно, ведь оно могло возникнуть только из сущего; раз оно вечно, то оно и бесконечно, ведь у него нет начала, из которого оно возникло, и нет конца; раз оно бесконечно, то и единственно, поскольку если бы существовало нечто другое, то оно ограничивало бы сущее; коль скоро оно одно, то оно всюду одинаково, поскольку если бы оно в различных частях было разным, то его можно было бы счесть за множество разных вещей; коль скоро оно вечно, бесконечно и всюду одинаково, то оно должно быть неподвижным, ибо двигаться допустимо лишь куда-то, а оно не может двигаться ни в какое-либо заполненное пространство, поскольку ничего, кроме этого сущего, не существует, ни в пустоту, поскольку пустоты также не существует; такое сущее не ведает страданий, болезней и не терпит какого-либо ущерба, иначе, если бы оно утратило хоть волосок, то за бесконечное количество времени исчезло полностью.

Из жизни великих...

От испытавшего влияние Ксенофана Парменида (515 г., согласно Платону, или 544 г., по утверждению Аполлодора) дошли большие фрагменты поэмы «О природе», где повествуется о том, как богиня Истина сообщает «путь истины», по которому можно следовать благодаря разуму. Главное положение, открывающееся разуму на этом пути: существует только сущее, бытие, а несущего, небытия, не существует. Также человеку дано помыслить только бытие, а небытие не доступно мысли, следовательно, «мыслить и быть - одно и то же».

Апория Зенона

Ахиллес и черепаха. Если быстроногий Ахиллес, соревнуясь в беге с черепахой, даст ей фору, то он не сможет ее догнать: в то время как он пробежит расстояние, изначально отделявшее его от черепахи, она уже успеет пройти некоторый путь, и так будет повторяться до бесконечности.

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Зенону также принадлежат апории, направленные против допущения множества. Предположим, можно разделить единое на несколько частей. Но в таком случае, можно разделить и каждую часть на еще более мелкие части и так продолжать до бесконечности. Таким образом, получается бесконечное множество бесконечно малых частей. Но из бесконечного множества бесконечно малых частей не может получиться определенная конечная величина. Следовательно, допущение делимости приводит к абсурду. Или еще: мы видим, что существует множество, состоящее из единиц, например множество людей, в которое входят Зенон, Парменид, Сократ и пр. Но ведь Сократ не только человек, но и «лысый», «пузатый» и т. п. Следовательно, Сократ одновременно и единица, и множество, состоящее из «человека», «лысого», «пузатого» и т. п. Следовательно, допущение, что единица = множеству, абсурдно.

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

Дихотомия

Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Эпикуреизм. | Скептицизм. | Стоицизм. | Школа киников | Поняття та юридичні ознаки фермерського господарства. | Поняття і особливості правового становища державних та комунальних сільськогосподарських підприємств | Поняття та основні ознаки сільськогосподарських кооперативів | Поняття та основні ознаки сільськогосподарських товариств. Порядок їх створення та принципи діяльності | Висновок |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав