Читайте также:
|
|
1. Исторические этапы развития средневековой философии и особенности средневекового философского мышления.
2. Схоластика как рационализация христианского вероучения.
3. Арабоязычная философия средних веков (Авиценна, Аверроэс).
4. Основные черты философской мысли эпохи Ренессанса.
5. Возрожденческий титанизм и его обратная сторона. Крайности индивидуализма в эпоху Возрождения.
6. Историческое значение Ренессанса. Ценностно-мировоззренческие установки и идеи эпохи Возрождения как духовная основа становления техногенной цивилизации в Западной Европе.
Первый вопрос:
Средневековая философия, продолжая традицию стоицизма, неоплатонизма, христианского вероучения, развивается под влиянием теологии. Основными направлениями и этапами ее развития были апологетика, патристика и схоластика. Схоластику надо представить как рационализацию христианского вероучения, в рамках которого получают свою реализацию не только религиозные, но и философские проблемы: спором об универсалиях, концепцией «двойственной истины», учением о добре и зле и др.
Начало зарождения - Римская империя в 1-У вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в У-Х111 вв. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.
Основные черты:
1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования – Бог)
2. Задача философии – это интерпретация Священного писания («философия – служанка богословия»).
3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план
4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другойстороныкак греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.
Основные этапы средневековой философии:
1. патристика («патер» - отец, имеются в виду отцы Церкви) 1- У111 вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов – прежде всего Платона и Аристотеля.
2. схоластика («схолэ» - учеба) Х-Х1У вв. (И.Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийскй). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируются. Схоластика означает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно влияние Аристотеля.
2. Начало схоластики приходится на IX столетие, и ее развитие продолжается до конца XV столетия. Она носила лишь религиозный характер, мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к богу.
Метод схоластической философии был предопределен еще в ее исходных посылках. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т. е. философии. Из этого вытекают три цели: первая - с помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека, вторая - придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов; третья – используя философские аргументы, исключить критику святых истин. Все это не что иное, как схоластический метод в широком смысле слова, в котором господствует формализм.
В узком смысле слова схоластический метод состоит в формально логической операции вывода из противоположных тезисов, возражений «за» и «против» путем выявления различий выводятся заключения, которые служат для того, чтобы эту схоластическую «диалектику» использовать для подтверждения спекулятивного содержания христианства. Точно так же и исследование действительности производится этим формально-логическим способом и служит потребностям репродуцирования ее религиозным образом. Сущностью схоластической «диалектики» является ее формальное рассуждение о понятиях, категориях без рассмотрения их реального содержания. Все подчинено авторитету христианского вероучения. По сути эта «диалектика» сводилась к силлогистическому суждению, в котором исчезала и деформировалась живая, конкретная действительность. Главным предназначением схоластической философии было непосредственное слияние с теологией.
Фома Аквинский (Х1Ув.) Выступил против распространившейся
в христианском богословии положения о противопоставлении духа и
природы, что вело к отрицаниюземнойжизни и всего, чтос ней связано («дух – все, тело – ничто» - наследие Платона). Фома утверждал, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. «Труп (тело) – этоне человек, нои привидение (дух)- тоже не человек». Человек – это личность в единстве души и тела, а личность - самая главная ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Природу создал Бог и в ней отражается, так же как и в человеке. Надожить в реальном мире, в единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому блаженству.
Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств существования Бога (только онтологическое, когда существование бога выводится из существования его творения – окружающего мира):
1. движение: все, что движется, приводится в движение чем-то (кем-то) другим– следовательно, есть первичныйдвигатель всего - Бог;
2. причина: все, что существует. Имеет причину, следовательно есть первопричина всего – Бог;
3. случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, есть первоначальная необходимость – Бог;
4. степени качества: все, что существует, имеет различные степени качества (лучше, уже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно
существовать высшее совершенство – Бог;
5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему - Бог.
Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |