Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Читайте также:
  1. D. Это объем жидкости, протекающий через сечение трубы в единицу времени;
  2. I. Структура урока изучения нового материала.
  3. II. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
  4. II. Засвоєння учнями нового матеріалу.
  5. II. ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО МАТЕРІАЛУ, ВИВЧЕННЯ НОВОГО
  6. III Расчет учебного времени
  7. III. Вивчення нового матеріалу
  8. III. Изложение нового материала.
  9. III. Изучение нового материала.
  10. III. Изучение нового материала.

Новое время, наступившее в XVII веке, стало эпохой утвержде­ния и постепенной победы в Западной Европе капитализма (промыш ленной цивилизации) как нового способа производства, эпохой быст­рого развития науки и техники. Под влиянием, в первую очередь, таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердил­ся механицизм. В рамках этого мировоззрения природа рассматрива­лась как огромный механизм, а человек — как инициативный и дея­тельный работник.

Основной темой в философии раннего Нового времени (XVII век) стала тема познания, путей и способов получения научного знания о мире. Сложились два крупных философских течения (эмпиризм и ра­ционализм), по-разному трактовавших источники и природу челове­ческого знания. Сторонники эмпиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс.Дж. Локк и др.) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения, чувственный опыт человека. Наиболее об­стоятельно и аргументирование такая позиция была изложена в твор­честве английского философа Ф.Бэкона, автора известного тезиса "Знание — сила". Бэкон был сторонником так называемых эмпири­ческих методов познания (наблюдение, эксперимент и др.). Но более всего он известен разработкой научного метода индукции, исследова­нием препятствий и противоречий ("идолов") процесса познания. От частного к общему — так, по убеждению ученого, должен протекать научный поиск и движение к истине. Что касается философии, то она представлялась Бэкону опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее объектом должен быть весь окружающий мир, включая и самого человека. Важнейшей целью общества и науки должно быть познание природы и расширение власти над ней. Следуя Бэкону, сторонники эмпиризма призывали во всем опираться на данные опыта, челове­ческой практики. Они отстаивали свой основной тезис: "Нет ничего в разуме, чего не было до этого в чувственном опыте человека".

Напротив, сторонники рационализма (Р.Декарт, Б. Спиноза, Г.Лей­бниц и др.) утверждали, что основным источником достоверного знания является разум, понятийное мышление человека. Основателем рациона­лизма считается Декарт, автор крылатого выражения "Подвергай все сомнению!". Он явился также и создателем дедуктивного метода научно­го познания. Философ считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные факты, и ничто нельзя принимать за окончательную ис­тину. Мышление должно подвергать анализу чувственный опыт челове­ка, преодолевать сомнения и... вновь сомневаться в достигнутом. "Я мыслю, следовательно, я существую» —подчеркивал Декарт. Проделы­вая долгий путь от самых общих положений к частным выводам, науки постигают таким образом великую и таинственную "Книгу мира". По­знание — это как бы развертывание тех интеллектуальных сил, которы­ми обладает человек. Подчеркивая особую роль "света разума" в позна­нии, Декарт развивал тем самым традицию рационализма, которая ши­роко представлена в истории европейской философии.

Наряду с быстрым развитием научного познания, в XVII веке существовал и философский агностицизм, отрицавший способность че ловека познавать внутреннюю сущность вещей и процессов. Он проявил себя прежде всего в творчестве Д. Беркли и Д.Юма, полагавшие что человек в своей жизни познает всего лишь "мир явлений", но способен проникнуть в глубину вещей и дойти до знания законов а, ружаюшей его природы.

Атеистическую направленность имели взгляды Б. Спинозы, утвеждавшего, что природа есть причина (субстанция) самой себя и все протекающих в ней процессов. По убеждению философа, Бог не на» дится над природой, а является ее внутренней причиной. Истинное знние достигается разумом, и оно является первейшим условием свобод ной деятельности человека.

Немецкий философ Г.Лейбниц подчеркивал духовный характе, мира. Он полагал, что основой всего мироздания являются некие мод нады как неделимые единицы бытия. Они придают миру разнообра­зие и вместе с тем — гармонию.

Большой вклад в развитие точных наук и философии Нового вре­мени внес И.Ньютон. Сформулированные им законы классической механики и астрономии имеют не только большое естественнонаучное, но и философское значение.

В социальной философии XVII века значительное распростране­ние получило т.н. "юридическое" мировоззрение. В его рамках разви-1 валась, во-первых, теория "общественного договора" (Т.Гоббс, Д.Локк и др.}, которая объясняла происхождение государства добровольными соглашением людей во имя собственной безопасности и цивилизован-Д ного существования. Во-вторых, это мировоззрение исповедовало идекД "естественных" прав человека (на жизнь, на имущество и т.д.), которыеД якобы даны ему от своего рождения. На почве "юридического" миро-Д воззрения в последующем сформировался европейский либерализм — идеология, ставящая во главу угла принцип индивидуальной свободы человека. "Юридическое" мировоззрение выражало умонастроения молодой буржуазии как класса, сформировавшегося в Новое время.

В развитие социально-философских учений Нового времени замет­ный вклад внесло французское Просвещение XVIII века. Просветители (Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.) идейно подготовили Ве­ликую французскую революцию4! 789 — 93 гг. Многие из просветите­лей были воинствующими атеистами и воспринимали религию и цер­ковь как воплощение невежества и мракобесия, тормоз прогрессивного развития общества. По их убеждению, общественный прогресс возмо­жен лишь при помощи разума, науки и образования*. (* Разум для просветителей — это: а) ум человека, свободная мысль; б) совокуп­ное знание, представленное в формах культуры, науки, техники). История человечестна— это история противоречивого, но неуклонного восхождения к дзуму, к свету. Грядущее общество, которое возглавит "просвещен-Ный государь", непременно станет воплощением разумности и цивили­зованности. Что же касается человека, то он является природно-соци-яльным существом и способен к бесконечному развитию и совершен­ствованию своей деятельности. Однако частная собственность делает дюдей неравными, порождает зависть, вражду и конфликты между ними. Следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости, солидарности между людьми. Просвети­тели стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика как форма народовластия.

Значительный вклад в учение о происхождении, сущности и при­роде человека, путях его воспитания внесли такие последовательные французские просветители-материалисты, как Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах иЖ.Ламетри. Они подчеркивали, что человек является про­дуктом окружающей его природной среды, венцом ее эволюции. Он появляется как дитя природы, но социальные качества обретает в об­ществе. "Человек, — учили просветители, — рождается от природы ни добрым и ни злым, он становится таковым лишь в обществе". Сле­довательно, для совершенствования нравов людей необходимо, в пер­вую очередь, изменить обстоятельства их жизни, общественные отно­шения и институты, устроить мир по-человечески. В последующем эта идея просветителей стала одним из источников возникновения и фор­мирования классической марксистской философии, в которой была теоретически обоснована идея коммунистического общества.

Просветительство получило распространение не только во Фран­ции, но и в Германии, Англии, США, а также в России (А.Н.Радищев и др.). Его дух выражал восходящую линию в развитии человечества и соответствующие ей умонастроения.

Весьма важным явлением общественной мысли Нового времени была классическая немецкая философия, которая развивалась, в основ­ном, в первой половине XIX века. Ее специфика состояла в обращенно­сти к "небу", т.е. к теме Духа в различных его формах (индивидуальное и общественное сознание) и его роли в мироздании. Истоками этой философии были учения Платона, Аристотеля, Руссо, а непосредствен­ными предшественниками явилиод (немецкие просветители И.Гете, Ф.Шиллер, И.Гердер. В немецкой классике на идеалистической основе большое развитие получила диалектика как теория единства и разви­тия всего сущего, метод философского мышления. Суть диалектики со­стоит в объективном и всестороннем рассмотрении мира как единого, противоречивого и динамичного целого. Классическая немецкая фило­софия стала вершиной диалектической мысли, что проявилось, прежде всего, в многогранном творчестве Г.Гегеля. Немецкие философы внесли также значительный вклад в осмысление человека как существа ду­ховного и деятельного, творца новой реальности — мира культуры.

Родоначальником классической немецкой философии принято считать И.Канта. Вначале ("докритический период") в творчестве этого мыслителя преобладали философские проблемы естествознания, а в последующем ("критический период") на первый план выдвину­лись вопросы гносеологии и этики. Кант рассмотрел человеческое по­знание как процесс, которому присущи определенные ступени — чув­ственное, рассудочное и разумное. Он показал, что разуму человека свойственны не только сила и настойчивость, но и определенные гра­ницы возможностей, сложные противоречивые состояния. Противо­речивы не только предметы всякого рода ("вещи в себе"), но и челове­ческие представления о них, понятия и идеи. По природе своей стре­мясь объять весь мир как целое, разум впадает в антиномии (противо­речивые состояния) и запутывается в них, уступая место вере. (Мож­но, например, утверждать о бытии Бога, но так же можно полагать и его отсутствие). Исходя из этого обстоятельства, Кант делал вывод о слабости разума и наличии границ его возможностей. Призвание ра­зума — познать мир как единое и бесконечное целое, но решение этой задачи выявляет слабость и беспомощность разума.

И.Кант разработал также учение о нравственности и долге чело­века. Сформулированный им всеобщий нравственный закон ("кате­горический императив ") призывал человека поступать так, чтобы пра­вило его личного поведения стало правилом поведения для всех лю­дей. Этот закон обладает принудительной силой, и он должен быть внутренне присущ каждому индивиду. Что же касается свободы, то на деле она есть, в понимании Канта, добровольное подчинение челове­ка нравственному закону, т.е. исполнение долга.

Символом классической немецкой философии, ее наиболее круп­ной и авторитетной фигурой является Г.Гегель. Наиболее заметный вклад он внес в диалектику как философскую теорию единства и раз­вития мира. Этот мыслитель любил подчеркивать, что на всем без ис­ключения лежит печать изменения и развития, а противоречие и есть то, что на самом деле движет этим миром. Закономерное развитие присуще также и человеческому обществу, которое неуклонно пере­ходит от состояния несвободы к^врбоде.

Немецкий философ создал философскую систему, которую принято называть абсолютным идеализмом. Основное понятие в творчестве Геге­ля — "абсолютная идея ", или некий мировой разум. Она подразумевает духовную энергию, которая присутствует в мире и придает ему органи­ческую целостность и динамику, строго определенную логику своего дви­жения и развития. Этот разум есть бесконечная мощь и неисчерпаем' духовное содержание, исток всего. В скрытом ("свернутом") виде абсолютная идея содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления.

Гегель считал, что человек является всего лишь орудием во влас­ти мирового разума, как бы его марионеткой. Даже выдающиеся лично­сти — и те есть всего лишь "представители" Духа. Все действительное разумно, — считал немецкий философ, — а все разумное рано или поздно станет действительным (существующим). Им была разработа­на теория развития всемирной истории, называемая европоиентриз-мом. Она полагает, что исторический процесс зародился на Востоке, где лишь один человек (правитель) был свободен. История двигалась через Древнюю Грецию, где свободным был уже целый слой людей (граждане). В германском же мире, по убеждению Гегеля, наступает всеобщая свобода, которая исходит от христианства. История, таким образом — это прогресс в развитии свободы, движение Духа в соци­альном времени и пространстве.

В ходе своего развития ("шествия в мире") абсолютная идея про­являет ("отчуждает") себя в виде природы, общества и человеческой истории. Процесс развития всегда разумен и закономерен, он развер­тывается от низшего к высшему. Двигательной силой развития явля­ется противоречие ("корень всякого движения"), а самому развитию органично присущи отрицания (смена старого новым) и скачки (пе­реходы предмета в новое качество). Диалектический метод мышления Гегеля, убежденность философа в изменчивости всего сущего находи­лись, однако, в несоответствии со всей его консервативной теорети­ческой системой, которую он рассматривал как завершение всей ис­тории мирового духа и философии. Да и в целом творчество Гегеля — это искаженный, мистифицированный образ действительности, ког­да реальный мир силой философского воображения ставится с ног на голову.

С позиций идеализма диалектику в немецкой классике активно развивал также Ф.Шеллинг. По его убеждению, в природе властвует принцип полярности и градации. Существуют такие противополож­ные силы, как притяжение и отталкивание, раздражимость и воспри­имчивость и т.д. Природа — это система ступеней, где высшее рожда­ется из низшего. Все люди по природе своей свободны и деятельны. Но существует и некая таинственная "рука истории", которая (рука) настойчиво направляет разрозненные действия людей к единому ре­зультату. Само же общество представляет собой систему взаимодей­ствия людей, арену их совместной деятельности.

Другой немецкий философ, — И. Фихте — отмечал изначальную активность человека как познающего субъекта, деятеля. Внешняя сре­да всегда оказывает сопротивление людям. Задача же человека состо­ит в том, чтобы преобразовать природу по меркам своих желаний и представлений. Это очень высокая задача, и даже смерть не должна п, рывать ее. "Философия активности" Фихте подчеркивала особую ми сию человека — быть творцом мира и тем самым достигать собства ной свободы и бессмертия.

Что касается творчества Л. Фейербаха, то он известен прежде в< го своим учением о человеке, которого рассматривал как высший пре мет философии, а ее саму — как антропологию, универсальное учен о человеке. По убеждению философа, феномен человека должен и:

чаться комплексом всех естественных наук. Антропологический пр\ цип в философии означает, по Фейербаху, сведение якобы сверхъес ственного к естественному, к познанию всех сторон природы чело] ка средствами различных наук, и тем самым — к преодолению ум< рительных представлении о человеке. С точки зрения Фейербаха,' ловек является существом природным, чувствующим и страдающ» Его религиозные верования — это прямой результат страданий ч ловека. "Чем тяжелее страдания, тем сильнее молитва", — подчерк) вал философ. Бог есть то, в чем человек повседневно нуждается, а р лигия зарождается в сердце человека как вместилище чувственност Единственным путем преодоления чуждости внешнего мира являет» любовь, т.е. тяготение людей друг к другу, их взаимная солидарность Зло всегда разрушает, и лишь любовь созидает, творит полноту б тия человека. По убеждению Фейербаха, новое общество должно бы основано на любви и иных высоких общечеловеческих ценностях.

В 40-е годы XIX века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса, сформировалась классическая марксистская философия. Ее основателями были К. Маркс и Ф. Энгельс. а теоретическими источниками — французский материализм XVIII века и классическая немецкая философия, естествознание своего вре­мени. Специфика марксистской философии состояла, прежде всего, в ее изначальной обращенности к проблемам "земли", т.е. к злободнев­ным вопросам общественной жизни (экономика, социальные отноше* ния, политическая жизнь). Философия марксизма — это диалектичес­кий и исторический материализм, продолжившие традиции "линии?' Демокрита". Принципы материализма были последовательно примем нены к исследованию природы, общества и самого человека. С точки зрения марксизма, мир — это движущаяся материя, а общество — со^ циальная материя, которая формируется и существует на основе труч довой деятельности людей. Марксистской философии органично при-! суща также и диалектика как теория единства и развития всего суще­го, метод философского мышления. Для этой философии характерна также ориентация на практическое, по сути своей — революционное преобразование социального мира. Формулируя принципы своей фи' лософии, Маркс подчеркивал, что она должна иметь "земную" ориентацию: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".

Классическая марксистская философия представлена во многих произведениях ее основателей. Назовем ряд наиболее известных тео­ретических работ К.Маркса и Ф.Энгельса.

В работе "К критике гегелевской философии права", в "Экономи-ческо-философских рукописях 1844 года" и "Тезисах о Фейербахе" Марксом были изложены основы "новой" философии, обозначена ее практическая социальная ориентация.

В "Святом семействе", "Немецкой идеологии" и "Нищете фило­софии" сформулирована марксистская теория исторического процес­са, предложено его материалистическое понимание.

"Манифест Коммунистической партии" стал первым программ­ным произведением марксизма. В нем была всесторонне обоснована всемирно-историческая миссия рабочего класса — уничтожение част­ной собственности и становление коммунизма.

В некоторых произведениях ("Классовая борьба во Франции", "Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта") развивалась марксистс­кая социально-политическая теория и философия политики.

Основным теоретическим произведением классического марксиз­ма является "Капитал" К.Маркса. В этой работе глубоко и детально раскрыта экономическая "анатомия" (строение) капиталистического общества середины XIX столетия.

В "Диалектике природы" Ф.Энгельс разрабатывал марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования. В "Анти-Дюринге" как своеобразной "энциклопедии марксизма" Эн­гельсом были соединены воедино три составные части марксизма — философское учение, политическая экономия и теория научного соци­ализма.

Особое место в марксизме занимает материалистическое понима­ние истории, которое раскрывается рядом ключевых понятий.

Большое мировоззренческое значение имеет марксистское поня­тие отчуждения человека. С помощью этого понятия Маркс и Энгельс характеризовали современное им капиталистическое общество как бесчеловечную и чуждую человеку среду, порождающую социальное неравенство и несправедливость, эксплуатацию людей людьми. В мар­ксизме весь исторический процесс был разделен на две крупные эпо­хи. Первая — это "предыстория", или неподлинная история человече­ства (первобытная, рабовладельческая, феодальная и буржуазная об­щественно-экономические формации). В этих обществах человек не­свободен, поскольку подавлен властью общины или же государства, стихией рынка, другими социальными обстоятельствами и институ­тами. Но на смену предыстории все же должна прийти "подлинная" история человечества, которая будет твориться людьми сознательно и планомерно.

Радикальным способом перехода общества из состояния несво­боды в царство "подлинной истории" станет, по убеждению Маркса и Энгельса, социалистическая революция. В классическом марксизме революция рассматривалась как изменение прежде всего экономичес­ких основ общества, преодоление частной собственности как источ­ника эксплуатации человека человеком. Этот глубокий переворот при­зван осуществить пролетариат как неимущий класс, а сама револю­ция станет мощным двигателем ("локомотивом)" исторического про­цесса, очистительной грозой для угнетенного человечества.

Основное место в классическом марксизме занимает понятие ком­мунизма. Под коммунизмом Маркс и Энгельс понимали такое состоя­ние общества, где наконец-то произойдет преодоление всех форм и проявлений отчуждения, будут восстановлены человечность и разум­ность. По убеждению марксистов, коммунизм явится принципиально новой эпохой в истории человечества, эпохой разумного контроля человека над развитием природного и социального мира. Однако ста­новление коммунизма не сведется лишь к единовременному акту. Это будет длительный период бурь и потрясений, действительное движе­ние глубоких преобразований во всей системе общественных отноше­ний и институтов, смена самого образа жизни людей. В итоге будут преодолены старые отношения и формы жизни, утвердится ассоциа­ция свободных тружеников во всемирном масштабе.

Во второй половине XIX века марксизм получил широкое рас­пространение и признание. В Западной Европе наиболее известными марксистами были Ф.Меринг и К.Каутский (Германия), П.Лафарг (Франция), А.Лабриола (Италия). В Россию марксистская теория стала проникать в 80-е годы по инициативе прежде всего Г.В.Плеханова и его единомышленников*.

Особое место в истории русского марксизма занимает деятель­ность В. И.Ленина. Ленинизм в России — это марксизм эпохи подго­товки и попыток практического осуществления пролетарских рево­люций в некоторых странах Европы. На этом этапе марксистское уче­ние обрело еще более приземленный характер, что было обусловлено решением конкретных проблем социальной и политической практи­ки. Философские и социально-политические взгляды Ленина изложе­ны, прежде всего, в таких его работах, как "Материализм и эмпири­окритицизм", "Философские тетради", "Государство и революция". Ленин был не только ученым, но прежде всего — революционером радикального толка. Вполне естественно, что и его мировоззрение носило максималистский характер, а в марксистской теории он видел в первую очередь инструментальную функцию, которая обслужи­вала бы практику политической борьбы. По выражению Н.А.Бер­дяева, Ленин "соединил марксизм со Стенькой Разиным" и придал этой теории воинствующий и непримиримый характер.

Марксизм оказал огромное воздействие на судьбу и развитие рос­сийского общества в советский период его истории (1917 — 1991 гг.). В эти годы марксистское учение являлось официальной государствен­ной идеологией, которая обосновывала практику "коммунистичес­кого строительства" в Советском Союзе.

В оценках марксизма, его места и роли в истории общественной мысли следует избегать крайних позиций. Конечно, он не есть "един­ственно верное" учение, пригодное для всех времен и обстоятельств. Но было бы неверным воспринимать его и как некую "псевдонауч­ную религию", которая якобы восприняла от науки лишь ее внешнюю форму и язык. Марксизм не "умер", как и вся богатая социалистичес­кая традиция в истории общественной мысли. В марксизме ведь есть не только часть утопическая, но и научное содержание. Основным в этой сложной теоретической системе является дух активного преоб­разования общества как мира бытия человека, стремление устроить этот мир по-человечески, т.е. разумно и справедливо. Сделать мир человечным — таков основной пафос классического марксизма, и это делает его гуманистическим социально-философским учением.




Дата добавления: 2015-04-26; просмотров: 40 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ| ФИЛОСОФИЯ XX СТОЛЕТИЯ

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав