Читайте также:
|
|
История гегелевской школы в Германии заняла не так много времени – два десятилетия (30-40-ые гг. XIX века). К концу 30-ых годов наметилось разделение на «старогегельянцев», начинавших ещё при Гегеле, и на «младогегельянцев», чьё становление произошло в основном после его смерти. Философские позиции «младогегельянцев», или «левых» гегельянцев», сформировались к началу 40-ых годов. Происходит ожесточённая полемика между собой таких теоретиков, как Б. Бауэр, М. Штирнер, А. Цешковский, М. Гесс, молодой Маркс.
Цешковский развивал мысль о претворении философии в жизнь путём сознательной и активной деятельности. Эта мысль, оказавшая влияние на
М. Гесса, положила начало критике гегелевской системы. По мнению Цешковского, в «эпохе будущего» осуществится синтез классической немецкой философии и французского социализма.
Философия должна опираться на знание з-ов истории,чтобы переделать мир. Для Гегеля человеческая деятельность-это мышление. А для Цешковского она еще и воля. Чтобы переделать мир нужно вывести из прошлого и настоящего главные черты будущего. Гегелевскую философию нужно заменить философией действия,практикой-выявить логич структуру бытия. Научная фил-я обязана дать указание для достоверного познания сущности. Познание сост из чувства(античность),знания(от христ-ва до гегеля),действия. Им соответствуют реальные этапы историч действия. Будущее-акты сознат творческ деят-ти людей.
Факты действия-это результаты бессознат-ой деят-ти людей,сознание приходит позднее.
Акты-результаты сознат. целеполагающей деят-ти.
Социальное зло берется из фактов. Должно наступить общество актов. Противоположность между обществ-ым и личным снимается. Свободное действие индивидов в моральном и материальном должно быть.
Будущее, по мнению Цешковского, есть не диалектическое отношение осуществлённой мысли, а такая мысль, которая по своей сущности только всё опережает и путём обращения к свободе индивидуумов привлекает к себе. Такую современность воспевать не следует.
Г.Гесс-автор нов фил принципа,как сам считает. «Я действую прежде,чем я есть». Действие-это первое и последнее. Практическая духовная деят-ть-нравственное совершенство чел. Развивается в действующую нравственную форму.
3. Идея личности в книге М.Штирнера "Единственный и его собственность"
Книга Штирнера «Единственный и его собственность «подразделена на 2 части: 1) человек; 2) Я
Ш. челов-ю жизнь делит на 3 этапа: 1) борьба ребенка за самоутверждение – на этом этапе чел реалист; 2) чел продолжает бороться в области духа – он самобытен; 3) личный интерес преобладает над своими интересами – он эгоист.
Все челове-во прошло эти стадии: 1) язычество 2)Новое время 3) свободные люди, которым предстоит стать высшим типом эгоистов.
Как чел м.б свободным? И жить в обществе?
Чел обосновывает эгоизм. Осуществление самого себя – это принцип времени. Весь мир – моя собственность. Во мне есть все и все ценно по отношению ко мне. Ш. предлагает искать себя. Чел – это всемирная история. Он развивает себя, а не идею. Ш. предлагает оглядываться на природу. Чел как и животные живет для себя, живет своими интересами.
Среди людей нет равенства и свободы. Лицемерие - это основа равенства. Чел считает, что нет никого равного ему. Я – никого не уважает.
Мораль – основана на лицемерии, мешает правильному бытию. Религиозная вера – закономерная власть Бога. Какое имеет отношение ко мне жизнь блаженного? Достояние чужого человека моя собственность. Личность нельзя понимать абстрактно, ее надо понимать как «Я – это конкретное Я», но у каждого есть Я.
Нужно признать такую же единственность – это качественная характеристика человека, личности. Личность качественно неповторима. Я – исключительно не имеет общего с другим. Я с другим даже не противоположно. Люди между собой совершенно не одинаковы, нельзя разлагать личности. Необходимо целое восприятие личности, каждое Я неповторимо. Я это живое Я, поэтому личности можно дать описание. Ш. в учении о личности критикует Гегеля, У Гегеля единичный чел подвижен и изменчив. Дух у него развивается, а идея становится. Нельзя понимать личность как застывшую уникальность – она развивается. Нельзя давать имя личности, так как это имя не будет выражать ее сущность. Своеобразие Я и есть ее сущность.
Слабость чел-а заключается в том, что когда личность не м.б оторвана от обстоятельства. Абсолютная свобода невозможна! Нельзя от всего освободиться.
Личность что-то подчиняет себе, а с чем-то мирится. Я могу что могу!
Ценности: единственная ценность – это уникальность личности. В каждом Я есть все и все ценно. Здесь нет места критериям, таким как – добро и зло и др.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |