Читайте также:
|
|
Чтобы понять философию мы должны начинать с психологии. Брентано рассматривает психологию Аристотеля (уч о душе). Психология Арис посвящена нусу(активному уму). Брентано хочет показать, что нус это часть человеческой души, благодаря которому возникает активная часть души. В дальнейшем Брентано отходит от идей Аристотеля и опирается на Декарта. Для него актуален вопрос, возможна ли психология как самостоятельная наука? Он различает естественные науки (предмет- физические феномены) и психические(предмет – психические феномены). Он различает естест и психические науки по предмету.
Психология – это базовая философская дисциплина, так как другие науки прямо или косвенно имеют дело с нашим психическим сознанием. Все науки имеют в своей основе психологию. Феномены различают как физические и психические. Брентано предлагает классифицировать феномены по способу направленности. Психические феномены – это акты сознания, наши переживания (любовь, ненависть),а то на что они направлены это физические феномены.1. Психические феномены являются либо представлением либо имеют представления в своей основе2.все психические феномены можно охаректеризовать(интецианальность)3.все п ф познается из внутреннего восприятия. 4.психические феномены реальны, а физические наоборот. реальное познание осуществляется в психологии. Брентано хотел показать как из психических феноменов можно доказать существование души.
Сознание – это не что-то простое, сознание имеет множество частей, элементов. Даже простые переживания являются сложными комплексами психических отношений. Задача: выявить законы по которым строится наша психическая жизнь.
Брентано проводит различие между генетической и дискрептивной психологией. Генетическая психология должна объяснить психические явления, и должна показать их причины. Она не завершенная, не является точной наукой. Задача дискрептивной психологии – описание частей сознания и способа их взаимодействия. Дискрептивная психология может быть точной наукой. С появлением дискрептивной психологии происходит переход к философии сознания.
22. Проблематика познания в Марбургской школе(Наторп "Кант и марбургская школа")
неокантианство канонизировало Канта в качестве главного философа современности. Лидерами марбск школы явл коген наторп и касссиер, они интерпретировали кантовское понятие априори. Кант понимал априори как неэмпирические законы, в соотеветсвии с которыми опыт обретает единство. Они разделяют эпирический и фил метод канта. У самого канта такого четкого разделения не было. В м.ш четкая критика психологизма. У канта априори это всеобщие принципы познания, а в м.ш априори канта начинает истолковываться как методологич принципы.
Кант открывает трансцендент метод исследования, хотя самого понятия тр.метода у него не было. Оно впервые вводится в м.ш. Трансценд метод заключает в себе 2 гл элемента: факт науки и общезначимость – это так интепретировали в м.ш. Трансц метод являя критическим, так как он противопоставляет себя любой форме догматизма. Канта интересовал естеств и донаучный опыт, а в маар шк используют научный опыт. Несмотря на то, что м школа возводит свою философию к канту, они отрицают множество его гл положений, так напр вещь в себе как источник многообразия ощущений или чувтвсенной данности. Коген и Наторп определяли свою позицию как чистый идеализм, и поэтому они исключали вещь саму по себе.
23 Шпенглер. "Закат Европы": мир как природа и мир как история.
Природа – это гештальт (образ, основа), в рамках которого человек
сообщает единство и значение непосредственным впечатлением своих чувств.
История – гештальт, из которого его фантазия стремится постичь живое бытие
мира по отношению к собственной жизни.
Природа - есть мир, увядший в понятии. Созерцать - значит добывать из мира историю.
Познавать - значит добывать из мира природу. Природа живет в понятии, в законе, в числе, в причинности, в пространстве. История всецело покоится по ту сторону всех этих понятий, по ту сторону всякой науки. Научный подход к истории является потому для Шпенглера методологической бессмыслицей. В истории нельзя искать не только законов, но и никаких причинных рядов. Историю нужно творить. Всякое природоведение завершается научной систематикой. Всякое историческое постижение завершается "ф и з и о н ом и к о й". Шпенглер убежден, что будущее принадлежит открытой им физиономике, что через сто лет все науки превратятся в куски единой физиономики.
Для каждой души всемирная история есть, в конце концов, ни что иное, как история ее же собственной судьбы.
Ошибка всех историков заключается, по Шпенглеру, прежде всего в том, что все они писали историю с точки зрения современного человека, деля ее в связи с этим на куски древности, средневековья и нового времени. Задача Шпенглера - покинуть эту Птолемеевскую точку зрения, стать Коперником от истории, перестать вращать историю вокруг мнимого центра западно-европейского мира.
24. Шпенглер. "Закат Европы": понятие души культуры, объективизации души.
Целостность культурного организма Шпенглер обозначает понятием Душа. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей. Как только цель достигнута, — культура коченеет, надламывается и становится цивилизацией.
Шпенглер в своем трактате «Закат Европы» дает следующее определение феномену культуры. Каждая культура мыслится Шпенглером, как обладающая специфической «душой», воплощенной в соответствующем ей «мире» [2, c. 33]. Каждая культура обладает отличной от других «душой», раскрывающийся через базисный символ. В центре внимания Шпенглера три культуры: греко-римская, западноевропейская, византийско-арабская. «Душа» греко-римской («аполлоновской») культуры проявляется в символе чувственного тела, византийско-арабская культура воплощает свою «душу» в строгом противопоставлении души и тела, западно-европейская («фаустовская») в символе беспредельного пространства и времени.
Душа культуры. Исходя их принципа символики культур, Шпенглер предлагает описание аполлоновской, фаустовской и магической души.
Аполлоновский ученый называет душу античной культуры, избравшей чувственное тело идеальным типом пространства. К этому типу им отнесены скульптура обнаженного человека, механическая статика, чувственные культы олимпийских богов, политически изолированные греческие города. Аполлоновская душа Греции - это телесность, статичность, природность, законченность, это мир, чуждый всякой динамике и истории, всякому порыву к бесконечному, безграничному и потустороннему.
Фаустовская душа воплощена в западноевропейской культуре, родилась в X-м столетии. Символами стали искусство фуги в музыке, динамика Галилея, католическая и протестантская догматика, великие династии эпохи барокко с их политикой, живопись, соединяющая пространства посредством света и тени.
Магическая душа арабской культуры между Тигром и Нилом, Черным морем и Южной Аравией выражается в алгебре, астрологии и алхимии, мозаиках и арабесках, халифатах и мечетях, таинствах и священных книгах персидской, индийской, христианской религии.
В общей исторической картине какой-либо культуры может господствовать только один образ - стиль этой культуры.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 12 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |