Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

БИЛЕТ №10

Читайте также:
  1. Билет # 1
  2. Билет # 10
  3. Билет # 12
  4. Билет # 13
  5. Билет # 14
  6. Билет # 15
  7. Билет # 16
  8. Билет # 17
  9. Билет # 18
  10. Билет # 2

1. Категории философии, язык и мышление.

Категории – это наиболее общие понятия, в которых отражаются важнейшие свойства, закономерности мира. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием.

Категории философии – это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. К философским категориям относятся прежде всего категории материи, движения, пространства, времени, причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. В слове отражается не какой-нибудь один предмет, а множество их связей. Мысль – отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. В языке и мышлении отражается то, что люди знают о самих себе и о внешнем мире, а также о том, каковы средства познания, имеющиеся в их распоряжении в данный момент.

2. Материализм, его история и разновидности.

Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая, таким образом, познаваемость природы.

Первые учения материализма появляются в рабовладельческих обществах древних Индии, Китая, Греции. Дальнейшее свое развитие материализм получил в 17-18 вв. в странах Европы. Вершиной в развитии этой формы материализма на Западе был «антропологический» материализм Фейербаха. В России и других странах Восточной Европы во второй половине 19 века дальнейшим шагом в развитии материализма явилась философия революционных демократов. Высшей и самой последовательной формой материализма стал диалектический материализм.

3. Явление.

Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона объективной действительности, определяющая природу данного явления.

Явление – внешняя, более подвижная и изменчивая сторона объективной действительности, конкретное обнаружение сущности. Во всяком явлении обнаруживается сущность, так же как и нет сущностей, которые не проявлялись бы так или иначе. В ощущениях и восприятиях отражаются прежде всего отдельные явления и вещи, сущность же недоступна непосредственному чувственному восприятию –постигается теоретическим мышлением на основе знания явлений.

 

БИЛЕТ

1. Особенности использования хранящейся в памяти информации и основные типы памяти.

Память - это способность человека относительно быстро воспроизводить ранее выработанную информацию. Различают кратковременную и долговременную память. Для кратковременной памяти типично вербально-акустическое кодирование, для долговременной - семантическое (смысловое). Объем кратковременной памяти в сотни и тысячи раз уступает объему долговременной памяти. В процессе припоминания человек имеет дело с представлениями.

В основе всех психических процессов лежит память - способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

(Галкин) Память - это способность хранить информацию. Идеальная память хранит всю полученную информацию и не искажает ее в процессе хранения и выдачи. Реальная память реального человека подобными качествами не обладает, в то же время такие ее качества как забывчивость и ошибочность воспроизведения, обеспечивают изменчивость информационных блоков (движение мысли) и определяют в совокупности уровень интеллекта человека. Ошибки работы памяти заставляют перепроверять старые решения и, тем самым, создавать новые.

2. Проблема духовности. Свобода воли.

Духовный мир человека - прежде всего феномен; он конкретен и при том неконкретен не в том смысле, что он слагается из множества самостоятельных образований, а в том смысле, что реальная ткань этого мира непрерывна, и только в своем функционировании это едино-цельное образование проявляет себя по-разному. Духовность индивидуальна и субъективна. Эта субъективность выступает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта или тупости, смекалки, воли и т.д.

Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Воля - это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребностей. Свободна не воля, к-рая выбирает, исходя лишь из желаний субъекта (волюнтаризм, экзистенциализм), а воля, которая выбирает правильно, в соответствии с объективной необходимостью.

3. Действительность.

Действительность - это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, единичного и общего, причины и следствия, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии. Понятие действительности употребляется и в смысле лишь наличного, непосредственного бытия: действительность противопоставляется возможности или соотносится с нею. Действительность - это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. В природе превращение возможности в действительность происходит в целом стихийно.

 

БИЛЕТ

1. Философские и логические задачи: переходы между ними.

Диалектическая логика - логическое учение диалектического материализма, наука о законах и формах отражения в мышлении развития и изменения объективного мира, о закономерностях познания истины. Диалектика потому и есть логическое учение, что она исследует логические, познавательные функции общих законов и категорий развития. В качестве общего логического принципа в диалектической логике имеет большое значение способ восхождения от абстрактного к конкретному, в котором наиболее полно воплощено единство исторического и логического. Диалектическая логика строится как система логических категорий, в которых синтезируются результаты познавательной и практической деятельности человечества.

2. Вещь, свойство и отношение. Объективная и виртуальная реальность.

Вещь - любая часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное и устойчивое существование. Вещь характеризуется целостностью свойств, через посредство которых она связана и взаимодействует с другими вещами.

Свойство - сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Всякое свойство относительно.

ОТНОШЕНИЕ - необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира. Отношения вещей тек же объективны, как и сами вещи. Вещи не существуют вне отношений, последнее всегда есть отношение вещей.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - весь материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях. Понятие объективной реальности относительно. По отношению к индивидууму - это все, что существует вне его сознания и отражается им. Абстрагируясь от индивидуального взгляда на мир, можно сказать, что объективная реальность совпадает с реальностью вообще.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также другими возможными, вероятными формами бытия, наличествующее в сознании человека.

3. Материя.

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Материя неисчерпаема вглубь – нет никакой абсолютно простой субстанции.

Основные свойства материи:

-структурность материи

-неуничтожимость

-свойство при любых обстоятельствах быть в движении

 

БИЛЕТ

1. Формы мышления: линейное, плоскостное и объемное мышление.

ОБЪЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Объемное мышление позволяет видеть и учитывать разные точки зрения, рассматривать все через закономерность и взаимосвязь и получать объемную картину для уравновешенного решения задачи с учетом всех интересов.

Что такое линейное мышление? Это когда мы свои мысли и действия выстраиваем последовательно, друг за другом, это логическое мышление. Самый хороший пример линейного взаимодействия - это книги. Буквы, следуя друг за другом, выстраиваются в слова, слова - в предложения, предложения - в абзацы и т.д.

Выработанная годами и десятилетиями привычка думать линейно блокирует нелинейное мышление. Непосредственное восприятие мира и общение с ним как-то и когда-то заменяется точечным и последовательным восприятием.

2. Статистическая и динамическая модели Вселенной.

Вселенная - пространство, содержащее в себе материю; не область пространства, а все пространство, хотя и есть такое понятие наша Вселенная - доступная наблюдению с Земли часть Вселенной. Во Вселенной УДОБНО выделить микромир, макромир, мир и мегамир.

АТРОПНЫЙ ПРИНЦИП: Ряд ученых считает, что в природе действует скрытый принцип, организующий Вселенную определенным образом, и что это не физический, а антропный (духовный) принцип. Антропный принцип формулируется следующим образом: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель». Этот принцип английский астрофизик П. Девис характеризует так: «Такая Вселенная обязана обладать свойствами, необходимыми для возникновения разума… антропный принцип сродни традиционному религиозному объяснению мира: бог сотворил мир, чтобы люди населяли его».

3. Движение.

Движение - это способ существования сущего. Быть - значит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Движение несотворимо и неуничтожимо. Каждой форме движения присущ определенный носитель - субстанция. Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти систему.

 

БИЛЕТ

1. Критическое, традиционное и догматическое мышление. Самостоятельное и несамостоятельное мышление.

Каждой социальной системе соответствует особый тип мышления.

Критический тип мышления соотносится с открытым обществом, а традиционный, или догматический, тип мышления соответствует закрытому обществу.

Традиционный тип мышления. Все таково, каким было всегда, следовательно, по другому быть не может. Это можно считать центральным догматом традиционного типа мышления. Традиционный тип мышления не в состоянии увидеть различие между общественными и природными законами.

Основной функцией критического типа может считаться выбор из нескольких возможностей. Критический тип мышления - это больше, чем подход: это существующее положение вещей. Некоторые из конкурирующих идей гипотетические и открыты для критики; другие же догматические терпят возражений.

Несамостоятельное мышление осуществляется на основе постулатов авторитетного мнения, представляет собой особую форму «клише» мыслительного процесса, характеризуется заданностью, предсказуемостью, низкой содержательной процессуальной емкостью. Самостоятельное мышление - высший тип мышления, характеризующийся субъективностью, индивидуализмом, резко выраженной личностной компонентой, присуще развивающемуся, творческому типу мышления.

2. Человек, пространство и время.

пространство можно охарактеризовать мерностью, связностью, подвижностью, изотропностью;

время - мерностью, связностью, подвижностью, изотропностью.

Пространство и время как философские категории отображают объективно существующие, независимо от познающего субъекта, пространство и время как формы бытия движущейся материи. Вечность существования и неисчерпаемость материи определяют вечность пространства, времени и неисчерпаемость их свойств. Понятие времени отражает процесс изменения материи со стороны отношений следования. Противоречивость пространства связана с наличием его протяженности и структурности, противоречивость времени - с бесконечной длительностью и сменой моментов.

3. Качество.

Совокупность свойств, позволяющая вещи отличаться (отличить вещь) от всех других вещей мира, называют качеством. Отсюда, качество – это полная совокупность свойств вещи. В плане ее характеристики - это та же сущность вещи, рассматриваемая лишь под углом определения ее как отдельной вещи выделяющейся из ряда других вещей.

БИЛЕТ

1. Непрерывность мира. Отношение между реальностью и возможностью.

НЕПРЕРЫВНОСТЬ - ЭТО СОМКНУТОСТЬ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, ПОСТЕПЕННОСТЬ. НЕПРЕРЫВНОСТЬ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК СОХРАНЕНИЕ ДАННОГО КАЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, а прерывность - как изменение качественного состояния в существовании вещи, процесса, явления. НАШ ФИЗИЧЕСКИЙ МИР В СИЛУ ЗАКОНА МЕРЫ ДИСКРЕТЕН, ПРЕРЫВЕН В КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ СТРУКТУРЫ МАТЕРИИ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ, НО НЕПРЕРЫВЕН В СВОЕМ РАЗНООБРАЗИИ.

Действительность - это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Действительность есть процесс, и для нее существенен внутренний, скрытый момент возможностей. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности. Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени возможность предшествует действительности. Действительность же, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется через появление новой действительности.

2. Движение, изменение и развитие как способы существования материи.

Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих систем. Различают две разновидности процессов развития. Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая - процессы перехода от одного уровня к другому.

3. Пространство.

ПРОСТРАНСТВО ЕСТЬ ФОРМА КООРДИНАЦИИ СОСУЩЕСТВУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ, СОСТОЯНИЙ МАТЕРИИ. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

(ГАЛКИН) пространство можно охарактеризовать мерностью (трехмерно), связностью (непрерывно, дискретно), подвижностью (текуче, эластично, жестко), изотропностью (изотропно, неизотропно, дискретно);

 

БИЛЕТ

1. Понятие вещи. Базовые категории философии. Интеллектуальные модели (категории).

Вещь - любая часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное и устойчивое существование. Вещь характеризуется целостностью свойств, через посредство которых она связана и взаимодействует с другими вещами.

Категории - это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Все категории есть понятия, но не все понятия - категории. Категории философии - это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. К философским категориям относятся прежде всего категории материи, движения, пространства, времени, причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.

Интеллект - основной компонент информационных систем: внутриклеточных образований, клеток, организмов и биосферы в целом - определяющий их как информационные.

ИНТЕЛЛЕКТ → ПАМЯТЬ, РАЗУМ, ВОСПИТАНИЕ и ИНФОРМАЦИЯ.

2. Идеализм и его разновидности.

Идеализм (греч. образ, понятие) - философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального и вторичности материального, что приводит к его сближению с положениями религии о конечности во времени и пространстве и сотворенности его богом.

Разновидности идеализма делятся на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличностный дух, некое сверхиндивидуальное сознание; субъективный идеализм, конструирующий мир на основе особенностей индивидуального сознания.

3. Время.

Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. ВРЕМЯ - ЭТО ФОРМА КООРДИНАЦИИ СМЕНЯЮЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ И ИХ СОСТОЯНИЙ.

(ГАЛКИН) время можно охарактеризовать мерностью (одномерно направленно), связностью (непрерывно, дискретно), подвижностью (текуче, эластично, жестко), изотропностью (изотропно, неизотропно).

БИЛЕТ

1. Феномен человека и его интеллекта. Алгоритм передачи информации.

ЧЕЛОВЕК - общественное существо, высшее звено в цепи развивающегося бытия, особый феномен, мера всех вещей, отличительными признаками которого являются сознание, способность мышления, культура и труд.

(Галкин) Основным свойством живого, в том числе и человека, является наличие сознания и самосознания. Наличие сознания является первым фактом, данным нам в ощущениях (феноменом).

Интеллект - основной компонент информационных систем: внутриклеточных образований, клеток, организмов и биосферы в целом - определяющий их как информационные. Его структура одинакова и определяется темпоральными особенностями нашего мира. ИНТЕЛЛЕКТ → ПАМЯТЬ, РАЗУМ, ВОСПИТАНИЕ и ИНФОРМАЦИЯ.

Информация - это то, чем наполнена память информационной системы (в данном случае человека). Без информации не может быть мышления - нечем и нечего обрабатывать.

Воспитание - привычка пользоваться теми или иными алгоритмами обработки информации, а также ее качество.

Система экстренной обработки сигналов.

Система медленной подсознательной обработки сигналов.

Система сознательной обработки сигналов - разум.

АЛГОРИТМ: Испытав информационное взаимодействие, информационная система:

· создает информационный блок в своей памяти;

· оценивает наличие в нем смысла;

· определяет наиболее значимый;

· определяет желаемые и возможные действия;

· принимает решение о совершении действия;

· совершает действие.

 

2. Особенности философского мышления. Спекулятивность и парадоксальность.

СПЕКУЛЯТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ - философские системы, основанные на спекулятивном типе построения знания, т.е. на выведении его без обращения к опыту, при помощи рефлексии.

ПАРАДОКСЫ возникают тогда, когда два взаимоисключающих суждения оказываются в равной мере доказуемыми. Поскольку формально-логическое противоречие разрушает рассуждение как средство обнаружения и доказательства истины, возникает задача выявления источников парадоксов и нахождение способов их устранения.

3.Количество.

Количество - вырожденное качество. Количество – это качество, не позволяющее нам отличить одну вещь от другой, того же качества.

 

БИЛЕТ

1. Структура интеллекта и личности.

Личность - человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми.

Поскольку, как говорят исследователи, память человека помнит практически все, что в ней когда-то было отражено, структура самооценки личности может быть представлена несколько иначе. Личность представляет, что она «не помнит» чего-то очень важного.

ИНТЕЛЛЕКТ - ПАМЯТЬ, РАЗУМ, ВОСПИТАНИЕ и ИНФОРМАЦИЯ.

В общем случае воспитание «начинает работать» несколько ранее, чем память и разум, то есть воспитание находится, вероятно, в цепи обратной связи информационной системы «человек общественный»

2. Вечные проблемы в отношениях человека к миру. Видение мира в «человеческих измерениях».

Человек вступает в отношения с созданными им вещами, объективным миром и другими людьми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начинает относиться к самому себе как, лишь относясь к другому человеку как к себе подобному. Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире.

Мировоззрение человека - это обобщенная система его на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение называют идеалистическим или материалистическим. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Философия принадлежит к теоретическому уровню миропонимания.

3. Противоречие.

Противоречие - категория, выражающая в диалектике источник всякого движения, корень жизненности, принцип развития. Именно признание противоречия в вещах и явлениях объективного мира отличает диалектику от метафизики.

 

БИЛЕТ

1. Классификация наук. Философия в системе естественных, технических и гуманитарных наук.

(Галкин) Выделив Науку, как отдельный центральный компонент человеческой деятельности, представляется целесообразным разделить ее на три группы: 1. Естественные науки - науки, в которых человек изучают природу; основная особенность этих наук заключается в том, что объекты природы достаточно просты и стабильны, существуют реально, а их свойства совершенно не зависят от желания и действия человека. Критерий истины - практика - дает человеку ответ на основные, характерные для них вопросы: «что?», «как?», «почему?», «когда?». 2. Инженерные науки, в них мы имеем дело, как с естественными природными объектами, так и с результатами собственной деятельности и, что очень важно, результатами деятельности других людей; с объектами, которых в природе в естественном виде не существует, и которые появляются в результате человеческой деятельности (искусственными). 3. Гуманитарные науки - науки, в которых мы имеем дело преимущественно с человеком, сообществами людей, их делами и качествами. Гуманитарные науки наиболее сложны с точки зрения методологии.

2. Случайность и необходимость. Волюнтаризм, фатализм и авантюризм.

СЛУЧАЙНОСТЬ - ЭТО ТО, ЧТО В ДАННЫХ УСЛОВИЯХ МОЖЕТ БЫТЬ, НО МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ, МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ТАК, НО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ И ИНАЧЕ.

НЕОБХОДИМОСТЬ - ЭТО СУЩЕСТВЕННАЯ ЧЕРТА ЗАКОНА. Как и закон, необходимость может быть динамической и статистической.

Волюнтаризм (философия жизни) утверждал, что раз жизнь целостна и находится в непрерывном становлении, то ее нельзя понять рациональными, а потому односторонними методами науки.

Фатализм (от греч. роковой) - философская концепция, согласно которой в мире и в человеческой жизни все предопределено роком и судьбой.

авантюрности бытия - что было то было, что есть изменить нельзя, что будет - посмотрим. Вариант естественен для человека познающего: опираясь на предшествующий опыт (знание), строим модель будущего и смотрим, что получилось.

3. Закон.

Закон - внутренняя существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое, закономерное развитие.

ЗАКОН - ЭТО НЕОБХОДИМЫЕ, УСТОЙЧИВЫЕ, ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ, СУЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ ВЕЩЕЙ. ОН УКАЗЫВАЕТ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, ТЕНДЕНЦИЮ РАЗВИТИЯ.

БИЛЕТ

1. Свойство-проявление сущности вещи.

Свойство - это определенная сторона качества объекта, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними.

Явление - совокупность многообразных, внешних, подвижных, непосредственно открытых чувствам свойств и отношений предмета, представляющая собой способ проявления, обнаружения сущности. Единство явления и сущности проявляется: 1) они не существуют друг без друга, 2) они переходят друг в друга.

2. Познание качества через его количественные характеристики.

Качество - это целостная характеристика функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия от других объектов, а также сходства с ними.

Мера выражает единство количества и качества применительно к предметам, для которых характерно просто превращение, изменение в пределах данного уровня организации материи, как например, при превращении воды в пар, элементарных частиц друг в друга и т.п. Но мера выражает и границы перехода с одного уровня организации системы на другой, т.е. она разграничивает развитие объекта.

3. Необходимость.

Необходимость - философская категория, отражающая вид объективных связей материального мира. Необходимость вытекает из внутренней сущности явлений и обозначает их закон, порядок, структуру.

БИЛЕТ

1. Цивилизация и культура: общее и различия.

(Галкин) Существует много определений и понятий: что такое ЦИВИЛИЗАЦИЯ и что такое КУЛЬТУРА. Иногда говорят, что цивилизаций было много: древнегреческая, древнеримская, европейская, азиатская; можно считать, что цивилизация это - Мир людей. Цивилизация - это общество с присущей ему основной характеристикой, а именно: "способом и уровнем овладения Человеком силами природы и самого общества" и отличаем понятие цивилизация от понятия культура, которая является свойством общества возникающим в результате овладения Человеком своей собственной природой и своими силами.

Цивилизация - система связей естественного и искусственного в окружающей человека среде. И культура, и цивилизация суть не что иное, как предшествующая деятельность людей. В этом плане бессмысленно искать отличие цивилизации от культуры. Они просто тождественны....

2. Самодвижение как способ разрешения противоречия.

САМОДВИЖЕНИЕ - движение, имеющее источник. причину в самой движущейся вещи. Бесконечное самодвижение материи в космосе выступает как результат единства противоположных процессов рассеяния материи и энергии в ходе эволюции звезд и их обратной концентрации. ведущей в конечном счете к возникновению звезд, галактик и других форм материи.

3. Случайность.

Случайность - философская категория, отражающая вид объективных связей материального мира. Случайность имеет свое основание не в сущности явления, а в другом, в воздействии на данное явление других явлений, и есть то, что может быть и может не быть, может произойти так или иначе.

 

БИЛЕТ

1. Мораль и практика. Правда и ложь.

Мораль - форма общественного сознания, в к-рой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности. Мораль представляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей, определяющих их обязанности и отношения друг к другу и обществу.

ПРАКТИКА - ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА, И ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОЦЕСС МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ ОСНОВУ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ВСЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЕДУЩИЕ К ИЗМЕНЕНИЮ МИРА.

Правда - «сообщение», которым передается информация, соответствующая миру. ПРАВДА И ЛОЖЬ - это нравственно-психологические феномены. Правда - это адекватное отражение действительного состояния дел. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложь - высказывание, искажающее действительное положение вещей.

2. Восхождение от абстрактного к конкретному.

В качестве общего логического принципа в диалектической логике имеет большое значение способ восхождения от абстрактного к конкретному, в котором наиболее полно воплощено единство исторического и логического. Абстрактное (лат. - отвлечение) - сторона, часть целого, одностороннее, неразвитое; Конкретное (лат. - срастаться) - составное, сложное, многостороннее. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному, которое есть всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях. Необходимо различать конкретное как изучаемый объект и конкретное как завершение. Итог исследования, как научное понятие об объекте (мысленное конкретное).

3. Форма и содержание.

Форма и содержание - философские категории, к-рые служат для выявления внутренних источников единства, целостности и развития материальных объектов. Содержание - совокупность тех элементов и процессов, к-рые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их форм. Категория формы выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления как между собой, так и с внешними условиями.

БИЛЕТ

1. Особенности мышления человека. Типы мышления. Сознание и подсознание.

Мышление - это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

Оценка и проверка истинности полученных результатов не являются чисто сознательными процессами. Поток информации от органов чувств в подсознание на много порядков превышает поток информации в область сознания. Их разница дает величину неосознаваемой информации, которая никак не регистрируется сознанием.

Система “сознание - подсознание” представляет собой оптимальную структуру, отработанную процессом эволюции. С одной стороны, сознание не перегружено информацией, что позволяет приближенно, но в темпе реального времени моделировать свое поведение в окружающем мире. С другой стороны, используется вся доступная информация, которая обрабатывается в подсознании и откуда готовые результаты передаются в область сознания.

2. Принцип системности в познании.

Системность и обоснованность научного знания - существенный признак, отличающий его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей.

Системность познания выражается в исследовании сложных развивающихся объектов как многоуровневых, иерархических, как правило самоорганизующихся биологических, социальных и иных систем, всего многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой.

3. Правда и ложь.

(Галкин) Правда - «сообщение», которым передается информация, соответствующая миру. Сообщение может быть классифицировано как «истинная правда», «достаточная правда», «правда-ложь», «ложь-правда», ложь. То, что обычно называют «абсолютной истиной», в сообщении может быть определено как «истинная правда». ПРАВДА И ЛОЖЬ - это нравственно-психологические феномены. Правда - это адекватное отражение действительного состояния дел. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложь - высказывание, искажающее действительное положение вещей. ИСТИНА и ЛОЖЬ - это особые оценки, с помощью которых мы отделяем знания, соответствующие объективной реальности, от несоответствующих ей.

БИЛЕТ

1. Системы познания (мышления): схоластическая, механистическая, статистическая, системная и диатропическая.

1. Схоластическая познавательная модель. Для нее характерно видеть природу как текст, который надо уметь прочесть, или как шифр, который надо разгадать. (Аналитический подход к познанию).

2. Механистическая познавательная модель - рассматривает природу как машину, прежде всего - как часы.

3. Статистическая познавательная модель - представляет мир как совокупность балансов. Развитие понятия балансов привело к разработке в физике принципов сохранения.

4. Системная познавательная модель. В этой модели природа, как и общество, уподобляются организму, т.е. трактуются как нечто целое и целесообразное, как единая система; а организм часто трактуется как система автоматической регуляции.

5. Диатропическая познавательная модель. Диатропическая познавательная модель видит природу как сад, как ярмарку; эти понятия надо отличать от таких чисто функциональных понятий, как огород и рынок.

2. Поиск смысла жизни. Практика как проекция человеческой сущности.

СМЫСЛ ЖИЗНИ - то, что является самым значимым в жизни человека и выражает его специфику. СМЫСЛ ЖИЗНИ выражается его ценностями. Смысл человеческого бытия - это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Каждый человек поступает не иначе как в полном соответствии со всоими ценностными установками, соизмеряя их друг с другом.

3. Взаимосвязь, содержание и форма.

В мире нет ничего стоящего особняком, все взаимосвязано. Эта взаимосвязь объединяет все предметы и процессы мира в единое целое, носит всеобщий характер. Взаимосвязь - это взаимозависимость одного явления от другого в разнообразных отношениях. Связь - это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные.

Форма и содержание - философские категории, к-рые служат для выявления внутренних источников единства, целостности и развития материальных объектов. Содержание - совокупность тех элементов и процессов, к-рые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их форм. Категория формы выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления как между собой, так и с внешними условиями.

1. Общественные и негуманоидные процессы. Общественный кризис в 9 - 20 веках.

2. Формы научного познания. Проблема, научный факт, гипотеза и теория.

ФАКТ - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления. свойства и отношения.

ГИПОТЕЗА - это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений. Гипотеза - это вид умозаключения, пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира.

ТЕОРИЯ - это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и лежащих в основе научного предвидения.

3. Явления и сущность.

Явление - совокупность многообразных, внешних, подвижных, непосредственно открытых чувствам свойств и отношений предмета, представляющая собой способ проявления, обнаружения сущности. Единство явления и сущности проявляется: 1) они не существуют друг без друга, 2) они переходят друг в друга.

БИЛЕТ

1. Категории бытия, основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания.

Согласно закону единства и борьбы противоположностей, во всех видах реальности друг другу противостоят противоположности, которые находятся в противоречивых отношениях.

СОГЛАСНО ЗАКОНУ КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ КОЛИЧЕСТ-ВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НЕМИНУЕМО ПРИВЕДУТ К КАЧЕСТВЕННЫМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМ.

Согласно закону отрицания отрицания изменения происходят в два этапа: сначала исходное явление превращается в свою противоположность, затем происходит возврат к исходному явлению, но на более высоком уровне. Данный закон характерен для процессов с циклическим характером развития.

2. Чувственное и рациональное в познании.

ЧУВСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ - это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредовано. Исходным чувственным образом в познавательной деятельности является

3. Причина и следствия.

(Галкин) Изучение мира показывает, что все явления связаны с другими и причинно обусловлены. Говорят даже о всеобщей связи вещей. Философы уже в древности говорили, что «Природа не терпит пустоты». И если материальный либо идеальный объект движется в своем пространстве, то он вытесняет из этого места другой (происходит их взаимодействие). Если же его «убрать» из Вселенной, то что-то «должно» заполнить это место. Но, откуда оно возьмется? Говорят, что из Вселенной нельзя вынуть даже песчинку, чтобы не рухнуло все Мироздание.

БИЛЕТ

1. Мировоззрение, мироощущение, миропонимание.

Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью.

2. Единство противоположностей как онтологический принцип.

Формула «единство-и-борьба» противоположностей выражает напряженное взаимодействие полярных свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание - эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое.

3. Принцип меры.

(Галкин)«Мера - философская категория, выражающая органическое единство качества и количества какого-либо предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена некоторыми пределами, за границами которых количественные изменения приводят к изменениям качественным (закон перехода количественных изменений в качественные). Эти границы и есть мера. В свою очередь изменения качества данного объекта ведет к изменению его количественных характеристик и меры. Ни качество, ни количество не являются застывшими и неподвижными категориями. Качество проходит через разные свои моменты, пока не исчерпает себя, уступая место новой категории количеству... Если рассматривать развитие объекта, то точки перехода от одной качественно отличной ступени этого процесса к другой выступают как узловые точки изменения меры. О системе таких узлов принято говорить как об узловой линии мер». «Мера - философская категория, выражающая единство количества и качества какого-либо предмета или явления. Каждому количественно своеобразному (определенному) объекту можно сопоставить качественные характеристики.

БИЛЕТ

1. Восстание масс. Идея правового общества, права человека: теория и практика.

ХОСЕ ОРТЕГА ГАССЕТ. "Восстание масс" В современном общественной жизни Европы есть один важный факт вся власть в обществе перешла к массам. Масса - это средний, заурядный человек. Принадлежность к массе - чисто психологический признак.

Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного; он чувствует себя, что он - "точь-в-точь", как все остальные, и от этого чувствует себя счастливым. Избранный - тот, кто к себе самому требовательней, чем к другим.

Править - значит задавать работу, ставить на свои места, и тем предупреждать извращения, к которым приводит праздная, пустая жизнь. Нью-Йорк и Москва - исторический камуфляж, т.е. внешность не выявляет сущность. В России юность бьет через край. У нее еще нет своих идей. Нужны столетия. Америка моложе России. Она еще не страдала, поэтому у нее нет добродетелей, властителя. Европа ослабила вожжи, которыми управляла миром. Жизнь гибнет, когда она предоставлена самой себе. Только сознание своей власти и дисциплины ответственности могут держать в должном напряжении духовные силы запада.

2. Эволюция и развитие.

Если изменение не выходит за пределы данного качества, то оно называется ЭВОЛЮЦИЕЙ, в противном случае оно выступает как РАЗВИТИЕ, изменение качества.

Эволюционная теория - учение о развитии живой природы - разработана гл.обр. Ч. Дарвиным и обобщает результаты многовековой селекционной практики, достижения биологии, геологии и палеонтологии. Главными факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и отбор (дома- искусственный, в природе - естественный). Эволюция -лат. развертывание - нарастание количественных изменений в развитии явлений.

3.Количество и качество.

БИЛЕТ

1. Информационный шум, его причины и возможные негуманоидные последствия. Методы борьбы с информационным шумом.

Состояние биосферы, в котором управление и развитие происходит под контролем и в интересах человеческого разума, обычно называют «ноосферой». Начиная с начала прошлого века и до сих пор, в обществе господствует мнение, что, несмотря на несовершенство отдельной особи, коллективное использование в глобальных масштабах разума и порождаемых им новых и новейших технологий, как в области производства, так и управления, позволят разрешить все проблемы цивилизации, вставшие перед человечеством. Представляется, что это положение в общем случае не соответствует действительности. Ограниченность и нестабильность интеллектуальных, физических, физиологических и моральных ресурсов человека, а также существенное отличие естественных общественных отношений от «требуемых» системе «человек-природа-общество», не позволяют считать, в конечном итоге, все совершаемые человеком (и человечеством) действия «разумными», в том числе и в отношениях с информационным шумом.

2. Эволюция форм отражения.

Способность человеческого мозга отражать действительность есть результат длительного развития высокоорганизованной материи.

Отражение как общее свойство материи обусловлено тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи ивзаимодействии.

3. Единичное и общее.

Единичное - это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Общее - это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Наука имеет дело с обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает возможность устанавливать законы и тем самым вооружать практику предвидением. В этом сила науки, но в этом же кроется ее слабость. Единичное и особенное богаче общего. Только через строгий анализ и учет единичного, особенного путем наблюдения, эксперимента достигаются углубление, конкретизация законов науки. Общее раскрывается в понятии только через отражение единичного и особенного. Благодаря этому научное понятие воплощает в себе богатство особенного и индивидуального. Если игнорируется изучение единичного, то тем самым обедняется знание общего.

БИЛЕТ

1. Диалектическое мышление. Методы ведения спора.

МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ СПОРА: В древнегреческой культуре с развитием античной демократии высоко ценилось умение полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту. 1) Искусство диалога Сократа - маевтика, подразумевающая, что диалог помогает рождению истины как чего-то нового (евристический подход, от греч. открывать, отыскивать, подчеркивающий, что новое решение - результат диалога). 2) метод средневекового философа Пьера Абеляра (изложен в его книге «Да и нет»), построенный как система вопросов, задаваемых учителем, и ответов учеников. Учитель подводил учеников к заведомо неверному выводу, а потом неотразимым и бесспорным доводом опровергал их рассуждения, заставлял принять свою точку зрения. 3) диалектическая полемика - умение обсуждать сложные проблемы, выявлять, понимать, уточнять разные, порой противоположные точки зрения, ее цель - не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам.

2. Проблема истины. Критерии истины. Конкретность истины.

ИСТИНА ЕСТЬ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРЫ АДЕКВАТНОСТИ ЗНАНИЯ, ПОСТИЖЕНИЯ СУТИ ОБЪЕКТА СУБЪЕКТОМ. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.

НЕТ АБСТРАКТНОЙ ИСТИНЫ, ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА.

Подтверждаемость\неподтверждаемость непротиворечивость\противоречивость эффективность\неэффективность

(концепция соответствия) (концепция когеренции) (концепция прагматичности)

Истинность как характеристика психических форм личности подвержена качественным градациям. ШКАЛА ИСТИННОСТИ:АБСОЛЮТНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ --- ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ --- АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА

Истинность - процесс, перемещение по шкале истинности, причем чаще слева направо, т.е. по направлению к абсолютной истине.

3. Возможность, действительность и вероятность.

Действительность - это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовная культура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимого и случайного, единичного и общего, причины и следствия, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии.

Возможность - это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени возможность предшествует действительности.

Вероятность - это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Стопроцентная вероятность, или необходимость, - это полная достоверность события. Отсутствие всякой вероятности - это полная недостоверность, или невозможность, события. Между этими крайними полюсами располагается шкала различных степеней вероятности, исчисляемых математической теорией вероятностей.

 

 




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

БИЛЕТ №2. | БИЛЕТ №4 | БИЛЕТ №5 | БИЛЕТ №6 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.043 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав