Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия И. Канта.

Читайте также:
  1. II. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
  2. IV. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  3. Ай философияда мәдениет алғаш рет философиялық зерттеудің пәні болып қалыптасқан?
  4. Айта өрлеу дәуірі Еуропалық өркениет дамуындағы сілкініс және Жаңа замандағы философия мен ғылымның қалыптасуы
  5. Аналитическая философия
  6. Аналитическая философия
  7. Английская философия XVII века: Т. Гоббс и Дж. Локк.
  8. Антика дәуріндегі философия аясында жеке ғылымдардың бастауларының пайда болуы
  9. Античная философия
  10. Античная философия

Иммануил Кант (1724 – 1804) создал учение о чувственности, рассудке и разуме. В работе «Критика чистого разума» Кант разъясняет свою позицию в отношении различения видов познания – созерцания и рассудка. Теорию чувственного познания, чувственности он основывает на способности человека к созерцанию и называет эту познавательную способность эстетической. Кантовская трансцендентальная философия демонстрирует, что в действительности всякое знание по своей природе антиномично, поскольку в основе представляет собой единство двух противоположных элементов – чувственности и рациональности. Если чувственность делает возможным созерцание, то рассудок – понятийность, мыслимость. Над рассудком возвышается разум как высшее условие возможности всех синтезов рассудка. И если рассудок заполняет содержательно чувственный материал, то разум опирается на сверхчувственные, умопостигаемые, идеальные содержания, вещи в себе. «Вещь в себе» - это то, что недоступно нашему созерцанию, что лежит по другую сторону человеческого познания и остается, таким образом, непознаваемым. К «вещам в себе» Кант относит в том числе реальные аспекты интеллигибельного содержания – Бога, душу и мир как целое, а также человека. Критерий истины «не может быть дан», он может быть только «задан». У Канта «способность к безусловному» понимается как внутренняя потребность человека к метафизическому познанию, в основании которого лежит источник – человеческий чистый разум в его «высших эманациях». Конечность же человеческого познания ограничивается все-таки не столько границами существования и бытия человека, сколько самой способностью разума к логической формальности. Кант создает трансцендентальную теорию познания и рассматривает ее как раздел философского знания, основным вопросом которого являются условия достоверности и истинности получаемого в результате познания знания. Кант отказывается от догматической постановки вопроса: «Познаваем ли мир?» и формулирует свой: «Возможно ли достоверно познать предметы, их сущности, природу и проявления?». Цель «критической философии» И. Канта – «преодоление недостатков» старой философии и формулирование необходимого требования всякой философии вообще. Речь должна идти не о сущности вещей, а о сущности их познания. Только в таком случае возможен вопрос о знании. Всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. В познании существует возможность употребления таких способностей и сил человека, как созерцание, рассудок и разум, которые не зависят от опыта и являются тем самым необходимым условием всякого опыта вообще. К таким условиям кенигсбергский философ относит прежде всего формы чувственности и рассудка. Эти условия – созерцание и рассудок – принадлежат к познавательной способности субъекта. В этом, по словам самого философа, и заключается смысл «коперниканского переворота в философии».




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 16 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Основания возникновения философии. | Философские учения Древней Греции (милетская школа, диалектика Гераклита, Пифагор, софисты, Сократ). | Становление европейской философии в Древней Греции (философия Демокрита и Платона). | Позитивизм и его эволюция. | Иррационализм и его эволюция. | Неотомизм. | Экзистенциальная философия и ее основные направления. | Герменевтика. | Основные законы диалектики. | Современная наука о происхождении человека. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав