Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Билет 6

1 Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского. По Аристотелю, материяэто потенция, ограниченная фор­мой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарооб­разностью, и т. д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выво­дам о том, что: все сущее на Земле обладает потенцией (собственно матери­ей) и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Носителем сознания, поАристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа; разумная душа. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако допол­няется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функ­ции. Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что человек: по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе). Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

2 Понятие "природа" имеет два основных значения. В широ­ком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и чело­век, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверх­ность Земли с ее всевозможными качественными характеристи­ками, климат, полезные ископаемые и т. д.). Общество - совокупность форм организации жизни и дея­тельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура). Взаимоотношения общества с природой понимаются как от­ношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропо­генное влияние (то есть влияние человека и его деятельности). Первоначально отношения человека и природы представля­ли собой взаимное воздействие друг на друга - человек само­стоятельно (без применения сложных технических средств) из­влекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископае­мые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее. Главная проблема (и опасность) современного антропогенно­го влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема — пробле­ма охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

 

Билет 7

1 Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии: теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога; господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии); сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом. Средневековая теологическая философия (в отличие от античной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью – бытием, теологическая философия разделяет на: бытие (существование); сущность. Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она: стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени; сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения; способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии – учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное учение о познании);

2 Общество - система деятельности и жизни людей, объединен­ных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, за­конами, направленностью развития. Общественное бытие имеет две стороны: объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.; субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей. Основными сферами жизни общества являются: экономическая; социальная; политическая; духовная. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя: производство; распределение; обмен; потребление материальных благ (содержание экономической сферы).Экономическая сфера существует в следующих формах. экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь; деятельность институтов управления экономикой; способ производства материальных благ. Способ производства материальных благ имеет две составляющие: производительные силы; производственные отношения. Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.Значение материального производства(экономической сфе­ры жизни общества) в том, что оно: создает материальную базу существования общества; способствует решению проблем, стоящих перед обществом; непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); влияет на политические процессы; влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содер­жание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

 

Билет 8

1. Структура научного познания может быть представлена в различных срезах и соответственно в совокупности своих специфических элементов.можно выделить основные специфические черты, гносеологически отличающие научное познание мира от всякого иного отражения. Эти черты таковы: не только констатация, сбор, но и обобщение, объяснение фактов; выяснение причин и законов, определяющих события и процессы в познаваемых предметах; системность и высокая точность измерений; доказательность; проверяемость практикой; способность прогнозирования и дальнейшего развития. Причем, диалектический по своей сущности процесс научного познания движется через взаимодействие практики и познания, непосредственное и опосредованное отражение, эмпирический и теоретический уровни; взаимодействие разных методов научного познания. Метод в самом общем значении — осознанный способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть сознательно осуществляемый способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта. Объект определяет способы практической и духовной деятельности, которые превращаются в метод; субъект формирует способы практической и теоретической деятельности. Философия сформировала два основных универсальных метода познания: метафизический и диалектический; в истории эти методы соответствуют уровню развития науки. Среди научных методов исследования особое место занимает системный подход, представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых любые объекты могут быть рассмотрены как системы. Исходя из логики движения знания, из характера организации знания в научном исследовании, можно выделить два основных уровня: 1. Эмпирический уровень, на котором идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях. 2. Теоретический уровень, на котором достигается высший синтез знания (в форме научной теории) и который знаменует собой более высокую ступень в развитии научного познания. Методы научного познания ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ,ЭМПИРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ,ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ, восхождение от абстрактного к конкретному формализация аксиоматизация, абстрагирование, индукция, дедукция, моделирование, исторический, логический, наблюдение сравнение измерение эксперимент, Методы эмпирического исследования.

2 Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются. Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы: 1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни. 2. Потребности познания.3. Потребности всемирного объединения людей. Следующим основанием для выделения больших групп потребностей является разделение потребностей по их социально-гуманистической ориентации (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных потребностей. По этому основанию можно выделить разумные и неразумные потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные. Биологические (естественные) потребности. Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой. Материальные потребности Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Социальные потребности В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1. Потребности для других 2. Потребности для себя 3. Потребности вместе с другими. Духовные потребности. духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами. Управлять потребностями - значит управлять своей деятельностью, стремиться к достижению результата. Если вы осознали свою потребность получить высшее образование, вы должны подчинить этой потребности все текущие кратковременные потребности и цели, рассчитать свои силы и средства так, чтобы полностью усваивать программу каждого курса. Точнее говоря, учеба в вузе должна занимать ведущее место в вашей жизни.

 

Билет 9

1 Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: •окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; •окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; •материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Таким образом, бытие - это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее. Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы («субстанции») всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Монизм первоначально имел форму наивного представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, например «вода» (у Фалеса), «огонь» (у Гераклита). Главную проблему философского монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма. Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (плюрализм в гносеологии). Термин «плюрализм» был предложен немецким философом X. Вольфом. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала - материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира.

2 Человек – понятие родовое для обозначения представителя вида гомосапиенс, определяющее биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием. Индивидом называют единичного представителя человеческого рода. Индивид – это отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Личность – это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств. Личностью называют человека, обладающего социальными качествами. Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Существуют различные точки зрения на проблему природы и сущности человека. В целом сама проблема человека – это проблема его сущности, его положения в современном мире, его будущего, его развития и индивидуальной судьбы как личности. Долгое время сущность человека видели либо в божественной сущности его души, либо в противоречии между божественной по своей природе душой и бренным телом. сама сущность человека определяется существенными социальными свойствами, к которым относятся: обладание сознанием; способности к мышлению; обладание способностью к трудовой производственной деятельности, к духовной жизни; обладание способностью к политической деятельности и к семейно-бытовой жизни. Все эти социальные свойства определяют социальную сущность человека. Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока. Все социальные качества и свойства каждый индивид приобретает, находясь во взаимосвязи и взаимодействии с внутренними частями и структурными организациями целостной общественной системы.

 

Билет10

1 Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер. Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись: гуманистическое - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское- пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью; политическое - изучало проблемы управления государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство; перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию; принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира. большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству; торжество индивидуализма; широкое распространение идеи социального равенства.

2 Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что: метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией; на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике. Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики: по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое; по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок; по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития; в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое; в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое"; в отношении к познанию — согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер; в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

 

 

Билет 11

1 Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­блем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.

2 Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки, получили название научных революций. В зависимости от того. Какой компонент основания науки перестраивается, различают две разновидности научной революции: а) идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается; б) одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания. революции знаменуются формированием соответствующих типов научной рациональности, под которыми понимается специфический стиль мышления и соответствующий ему продукт – научное знание. Существует 4 главных ее типа: логико-математическая, естественнонаучная, инженерно-технологическая и социально-гуманитарная. Первая научная революция сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. Вторая научная революция, хотя, в общем, и закончилась окончательным становлением классического естествознания, тем не менее способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. Произошел переход от классической пауки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Третья и четвертая научные революции привели к пересмотру всех указанных выше компонентов основания классической науки.

 

Билет 12

1Содержание закона раскрывается через понятия " отрицание ", " диалектическое отрицание ", " отрицание отрицания ". Термин "отрицание" употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опровержение, а в более общем смысле уничтожение. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Диалектика считает, что основным содержанием отрицания являются два взаимосвязанных момента: 1) уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям и 2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете.Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи с другой. В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу "или" "или". Этим страдали, некоторые теории исторического круговорота. Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде.

2 Общество - система деятельности и жизни людей, объединен­ных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, за­конами, направленностью развития. Основными сферами жизни общества являются: экономическая; социальная; политическая; духовная. К. Маркс, сформулировав принципы материалистического понимания истории, пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Иными словами, общество - это система общественных отношений, носителями и сторонами которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, социальные институты. Философское понимание истории — это деятельность "биографически конкретных" людей, которые представляют столь же конкретные группы и организации (партии, предприятия, творческие союзы и т. п.), образующие в совокупности конкретные общества и международные объединения. Философское понимание истории позволяет трактовать ее как событийную конкретизацию общественной жизни людей в реальном времени и пространстве, как ту живую плоть социального, из которой абстрагируются типологические модели социума, "общества вообще" или обществ определенного социального типа.

 

Билет 13

1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера". Качество -Это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Качества объективны, т.е. существуют независимо от нашего сознания, они объективно присущи предметам и явлениям. Противоположна качеству категория количество. Количество - определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность. Качество и количество диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимоисключают и обусловливают друг друга. Качественная определённость вещи не существует без количественной и наоборот. Мера - это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество. Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое: качество порождает новые количественные изменения. Поэтому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных. Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности. Скачок - это форма перехода к новому качеству, перерыв линии количественных изменений. Таким образом, развитие мира (природных, социальных явлений и мышления) осуществляется путем накопления количественных изменений и их перехода в качественные.

2 Понятие "бытие" – исходное в философском осмыслении мира. материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; Категория "материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Элементами структура материи являются: неживая природа; живая природа; социум (общество). Характерными чертами материи являются: наличие движения; самоорганизация; размещенность в пространстве и времени; способность к отражению. Движение - неотъемлемое свойство материи. Движение материи: возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы). Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

 

Билет 14

1 Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. Можно также выделить различные виды борьбы: борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой. Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: содействие, солидарность, союзничество, нейтралитет, мутуализм — полная взаимосвязь.

2 Понятие «культура» употребляют при характеристике исторических эпох или памятников, при характеристик обществ и регионов, при характеристик народностей. Это понятие применяют и по отношению к отдельным сферам деятельности и жизни (художественная, культура быта и т.д), а также по отношению к видам искусства. Понятие «культура» применяют буквально к каждой человеческой способности- телесной или духовной (психичекой). Общая культура человека всё же предполагает единство и гармонию его тела и души. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения. В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civis — гражданин, civilis — гражданский, государственный) — понятие, известное со времен античности, где оно как некая форма и порядок жизни противопоставлялось варварству, а в качестве самостоятельного термина, соотнесенного с понятием «культура», вошло в словоупотребление и научное обращение в 18 в.

 

 

 

 




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 7 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет 5| Е.П. ГРИШИНА

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав