Читайте также: |
|
Софисты были оплачиваемыми профессиональными учителями. Софисты учили не только юридической и политической деятельности, но также и вопросам философии. В своем стремлении к убедительности софисты дошли до идеи, что можно доказать все, что угодно, а также что угодно опровергнуть.
Протагор. Наиболее полно выразил суть воззрений софистов: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что любому утверждению можно противопоставить с равным основанием, противоречащее ему утверждение.
Горгий. Выводя из общих понятий их конкретные определения, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В трактате «О природе» он доказывает три положения: Ничего не существует, а если и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно.
Продик. Он изучал родственные по значению слова и омонимы. Очень большое внимание он уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблем приемов опровержения, что имело большую ценность в дискуссиях. Продика считал своим учителем Сократ.
Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Можно сказать, что именно с них начинается философская лингвистика.
Сократ
Благодаря Сократу в философии возникает субъективистско-антропологическая тенденция.
Сократ стремится понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Основная способность человека это способность к мышлению. Именно разум способен дать знание.
Сократ верил, что если человек знает, что хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Все дурные поступки были совершены по незнанию, а значит знание, это источник нравственного совершенства.
Сократ выделяет 3 основных человеческих добродетели:
· Умеренность
· Храбрость
· Справедливость
Можно ли научиться добродетели? Сократ считал нельзя. Он различает знание и мнение. Знание нельзя получить уже готовое в чистом виде. Чтобы получить знание необходимо потратить определенное количество времени и сил. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика. Суть метода – ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающим Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. «Я знаю, что ничего не знаю» - заявлял он. И тем самым предлагал самому рассуждать и самому добиваться истины.
Сократ исходил из установки, что все знания уже заложены в человеке. Он первым дал установку на самопознание «Познай самого себя!». Человек стал основной проблемой этики Сократа и центральной темой всех его бесед.
8. Платон – теория идей.
В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя, откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно»
Среди исследователей существуют противоречивые суждения насчёт того статуса, который Платон приписывает идеям. Очевидно, что под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. В диалоге «Парменид» Платон критикует кардинальное противопоставление «мира идей» и «мира вещей». В этом диалоге персонаж, призванный изображать исторически существовавшего философа Парменида берётся доказать нелепость утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей. Во многих моментах проводимая Платоном критика дуализма вещей и идей повторяется в более поздних сочинениях Аристотеля.
Итог «Парменида» свидетельствует о том, что вопрос о существовании идеи есть вопрос о существовании единого вообще. Если единое существует, оно не может оставаться единым в строгом смысле этого слова. Исследователь Платона Татьяна Вадимовна Васильева говорит об этой проблеме следующее: «единое может оставаться единым, и только единым, одним-единственным единым, лишь до тех пор, пока оно не существует. Как только единое становится существующим единым, оно перестает быть только единым и становится многим. Здесь есть противоречие, но это противоречие самого бытия. Отвергает ли этот вывод отдельное существование идей? При монистической системе отвергает, при дуалистической нет»
9. Платон – Учение об идеальном государстве.
Платон считал, что отдельный человек не способен удовлетворить свои потребности в пище, воде и жилье. Поскольку люди не способны самостоятельно достигнуть совершенства, то необходимо государство и законы.
По его мнению, управлять государством должны аристократы, самые лучшие и мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники должны добросовестно выполнять свою работу. Идеальное государство должно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие. Платон выделял следующие формы государственного устройства:
· Идеальное государство – Аристократия, аристократическая монархия.
· Нисходящая иерархия государственных форм: тимократия, олигархия, демократия, тирания.
Государство должно быть основано на разделении труда между гражданами. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души: Разумная часть – правители-философы. Яростная, аффектная часть – воины. Вожделеющей, низменной – земледельцы и ремесленники.
Платон считал, что частная собственность и семья подрывают условия идеального государства. У всех все должно быть одинаково в пределах определенного сословия.
10. Платон – Место искусства в идеальном государстве.
Но построить такое государство можно при условии продуманной системы воспитания и образования, в которых значительное место занимает искусство, но оно согласно Платону не дает непосредственного выхода в идеальный мир. Человек искусства - всего лишь подражатель, но подражает он не идеям, а вещам - всего лишь теням идей. Поэтому художественные произведения втрое отстоят от подлинно сущего бытия, т.е. от идеального мира. По Платону, было бы лучше, если бы писатели и поэты не рассказывали о руководстве военными действиями, об управлении государством, или о воспитании людей, т.е. о том, чего они совершенно не понимают, а все это осуществляли на деле тогда они стояли бы на втором месте от действительного мира. Кроме того, мир художественного слова (мир классификационных понятий), согласно Платону, не подвластен измерению, счету и взвешиванию. Поэтому Платон невысоко ставит искусство.
Что же касается нового искусства, то Платон предлагает поставить творчество в рамки, не позволяя изображать несправедливых людей счастливыми, поэты должны воплощать в своих творениях только нравственные образы, а "кто не в состоянии выполнить это требование, того нам нельзя допускать к мастерству". Кроме того, из искусства нужно изгнать изображение лжи, безрассудности, корыстолюбия, пьянства, как и всего того, что способствует разрушению здоровья.
11. Аристотель – Метафизика.
Известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая книга соответствующего раздела философии. Состоит из 14 книг.
Аристотель утверждает, что все люди от природы стремятся к знанию. Источником знания являются чувства и память, которые в совокупности получают опыт. На опыте воздвигается умение – знание общего. Но знание общего это еще не высшее знание. Высшим знанием является мудрость, самоценное знание, знание причин и начал.
Аристотель насчитывает 4 первоначала: форма («Что это есть?»), материя («Из чего?»), цель («Ради чего?») и перводвижитель («Откуда начало движения?»).
12. Аристотель – Политика.
Политика — аристотелевский трактат о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления. Трактат написан в последние годы (335—322 до н. э.) жизни Аристотеля в Афинах, находящихся под македонской оккупацией. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |