Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Принципы и законы диалектики

Читайте также:
  1. A. Принципы организационно-правового построения банковской системы
  2. I-IV Государственные Думы в России. Избирательные законы. Полномочия, правовой статус депутатов
  3. I. Общеметодологические (общесистемные) принципы.
  4. I. Общие принципы
  5. I.3. Законы сохранения в механике
  6. II. Нормативно-правовые акты делятся на: законы и подзаконные акты.
  7. II. Общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства Российской Федерации
  8. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  9. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих
  10. II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданского служащего органов прокуратуры

 

Общее понятие законов диалектики.

 

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

 

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

 

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

 

охватывают все сферы окружающей действительности;

 

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

 

Выделяются три базовых закона диалектики:

 

единства и борьбы противоположностей;

 

переход количества в качество;

 

отрицания отрицания;

 

3. Закон единства и борьбы противоположностей.

 

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

 

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

 

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

 

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

 

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

 

Можно также выделить различные виды борьбы:

 

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

 

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

 

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

 

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

 

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

 

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

 

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

 

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

 

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

 

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

 

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

 

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

 

Мера – единство количества и качества.

 

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

 

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

 

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

 

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

 

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

 

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

 

резко, одномоментно;

 

незаметно, эволюционно.

 

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

 

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

 

5. Закон отрицания отрицания.

 

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

 

Примеры:

 

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

 

«эстафета поколений»;

 

смена вкусов в культуре, музыке;

 

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

 

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

 

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

 

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

 

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

 

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

 

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

 

Примеры:

 

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

 

исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

 

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

 

6. Основные принципы диалектики.

 

Основными принципами диалектики являются:

 

принцип всеобщей связи;

 

принцип системности;

 

принцип причинности;

 

принцип историзма.

 

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

 

Связи могут быть:

 

внешние и внутренние;

 

непосредственные и опосредованные;

 

генетические и функциональные;

 

пространственные и временные;

 

случайные и закономерные.

 

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

 

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

 

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

 

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

 

вечность неуничтожимость истории, мира;

 

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

 




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Структура философского знания. Функции философии. | Основной вопрос философии. Основные направления философии и их формы. | Методы философии, их характеристики. | Учение об истине. Диалектика абсолютного и относительного в истине. Критика догматизма и релятивизма. | Сущность и происхождение сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное. | Системный подход в исследовании общества. Структура общества. Основные исследовательские подходы. | Марксистский (формационный) подход к историческому процессу. Теория общественно-экономических формации (понятие, структура, сущность). | Сущность цивилизационного (культурно-историчееского) подхода к историческому процессу. Культура и цивилизация (единство и различие, типология, базовые ценности). |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав