Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Социологический раздел философии, его предмет и задачи

Читайте также:
  1. A. Совокупность подразделений и устойчивых связей между ними
  2. D) взаимодействие предметно-логического и номинативного значений
  3. I. Объект. Предмет. Задачи.
  4. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  5. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  6. I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
  7. I. ПРЕДМЕТ, МЕТА ТА ЗАВДАННЯ ДИСЦИПЛІНИ
  8. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  9. I. Цели и задачи науки управления
  10. I. Цели и задачи освоения дисциплины

Социология (лат. об-во и греч. учение, слово) - наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем, как глобальных (об-во в целом), так и частных. С. изучает взаимосвязь разных социальных явлений и общие закономерности социального поведения людей. Как самостоятельная наука С. возникла в 19 в., но истоки ее уходят в далекое прошлое. Уже древнейшие философские системы обычно включали к.-л. социальную философию, по-своему объяснявшую общественную жизнь и тенденции исторического развития. В 18 в. в качестве автономной дисциплины получает развитие философия истории, посвященная изучению законов и движущих сил развития об-ва. Хотя домарксовская философия истории содержала немало ценных положений, в целом она была спекулятивной, умозрительной. Усложнение общественной жизни и дифференциация научного знания сделали неизбежным отпочкование С. от философии, превращение ее в самостоятельную науку, сочетающую теоретический анализ общественных отношений а эмпирическим исследованием социальных фактов. Требование поднять обществоведение «на степень наук, основанных на наблюдении», выдвинул уже Сен-Силой. Однако реализовать его удалось лишь Марксу и Энгельсу. Созданное ими материалистическое понимание истории (исторический материализм) не только составляет философский фундамент всякого научного обществоведения, но и содержит теоретический анализ структуры общественной жизни, взаимосвязи важнейших социальных явлений (способа производства, классов, политических учреждений, культуры, Форм общественного сознания и т. д.) и закономерностей развития общественно - экономических формации. Классики марксизма придавали также большое значение эмпирическому социальному исследованию (Конкретные социологические исследования). «Капитал» Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» и «К жилищному вопросу» Энгельса, «Развитие капитализма в России» и «Великий почин» Ленина - классические примеры органического сочетания теоретического исследования и анализа конкретных социальных процессов. После победы революции Ленин выдвинул проведение социальных исследований в ряд первоочередных задач (т. 36, с. 372). Особенно быстрыми темпами развивается С. в СССР и др. социалистам ческих странах в последние годы. Исследуются общие и специфические закономерности социалистического и коммунистического строительства, развертывания научно-технической революции, отношение людей к труду, тенденции развития брака и семьи, проблемы урбанизации, досуга, пути и средства совершенствования государственного управления и т. п. Возрастает роль марксистской С. в решении практических задач, в обеспечении научного руководства развитием об-ва. Немарксистская С., родоначальником к-рой считается Конт, прошла в своем развитии ряд этапов. С. второй половины 19 в., находившаяся под влиянием позитивизма, имела в осн. историко-эволюционный характер. В соответствии c тем, какую сторону («фактор») общественной жизни социологи считали главной, С. распадалась на ряд течений: географическое направление, расово-антропологическая школа (Ж. Гобино, Х. Чембелзлен, О. Аммон, Ж. Лапуж), биоорганическая школа (П. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Фулье), социал-дарвинизм. В конце 19 в. наибольшее распространение получают различные разновидности психологической школы - инстинктивизм, интроспекционизм. Появляются теории, выдвигающие на первый план не индивидуальное, а коллективное, общественное сознание (Ф. Гиддишс, Ч. Кули, Дюркгейм) либо абстрактные формы социального взаимодействия (Ф. Теннис, С. Вугле).

В 19 в. С. была преимущественно теоретической дисциплиной, а о 20-х гг. 20 в. в ней все большую роль играют эмпирические исследования, что повлекло за собой совершенствование техники социологических исследований и расширило возможности практического применения С. буржуазная С. не только идеологически обслуживает господствующий класс, теоретически обосновывая его интересы, но и помогает ему решать ряд практических задач (изучение обществен него мнения, организация пропаганды, налаживание «человеческих отношений» в промышленности, поиски оптимальных методов управления и т. п.). Широкий круг общественных явлений, составляющих предмет исследования совр. С., обусловливает неизбежность ее специализации. Наряду с общей С. и социологической теорией выделяются более или менее автономные области исследования (индустриальная С., С. семьи, города, преступности и т. п.). Однако чисто описательная С. не дает ответа на коренные вопросы общественной жизни и в условиях капитализма легко вырождается в бессмысленную фактографию. Это привело в последние годы к кризису социологического эмпиризма. Все большее число социологов приходит к выводу о необходимости разработки обобщающей социологической теории. Возродился интерес к философии, резкой критике подвергаются натуралистические, позитивистские теории. Растет интерес к «гуманистической социологии», феноменологии, историческому методу и междисциплинарным исследованиям. Идейные основы немарксистской С. неоднородны. Наряду с - завзятыми реакционерами и антикоммунистами на Западе имеется немало ученых, критически относящихся ккапитализму и пытающихся разобраться в его противоречиях. В последние гг. у мн. из них возрос интерес к марксизму и марксистской С. Это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к оценке различных социологических идей и их авторов. Руководствуясь указаниями Ленина, марксистские социологи используют все то положительное, что достигнуто буржуазной С., но при этом они должны «уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей пинией враждебных нам сил и классов» (т. 18, с. 364).




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Возникновение философии. Философия как мировоззрение и другие виды мировоззрения (повседневное, религиозное, художественное, научное) | Проблема метода познавательного и практического отношения человека к миру в философии (диалектика и метафизика) | Онтологический раздел философии (онтология), его предмет и задачи |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав