Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема покаяния и воскресение души Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Читайте также:
  1. Воскресение Христово. Свидетельство Евангелия о действительности смерти и Воскресения.
  2. Марта (воскресение), 2 день
  3. Образ Петербурга и тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль детали в художественной структуре романа
  4. Пасха, Светлое Христово Воскресение.
  5. Периодизация творчества Ф.М. Достоевского. Переход от «натуральной школы» к «реализму в высшем смысле». «Записки из подполья» как опыт углубленного психологического изображения.
  6. Плоть не умаляет величия Божьего. В ее воскресение нужно верить, не пытаясь понять великую тайну слабым разумом
  7. Ранние произведения Ф.М. Достоевского. Жанровые особенности и специфика гуманизма. Тематика и проблематика ранних произведений писателя. Проблема интертекстуальности.
  8. Социально-философские идеи Ф.М. Достоевского. Значение творчества писателя в русской духовной культуре.
  9. Творчество Ф.М. Достоевского как опыт художественной антропологии. Концепция человека. Экспериментальная основа произведений писателя.
  10. Творчество Ф.М. Достоевского. Особенности поэтики Достоевского. М.М. Бахтин о Достоевском.

Библия в целом и Новый Завет, в частности, занимают совершенно особое место в романе Достоевского «Преступление и наказание». Это произведение по праву считается шедевром даже среди пяти великих романов этого писателя. Он как бы своеобразный эпицентр его творчества, в нем заложены зерна всех тех идей, что будут подробнее разрабатываться в других его произведениях.

В центре «Преступления и наказания» помещен эпизод чтения XI главы Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря. Эта сцена формирует вокруг себя остальную ткань романа.

Раскольников совершил злодеяние, он должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением. Герой обращается к Евангелию и должен, по мысли Достоевского, найти там ответы на мучающие его вопросы, должен постепенно переродиться, перейти в новую для него действительность. Достоевский проводит идею, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и примет его нравственные заповеди.

Образ воскресения Раскольникова действительно связан с евангельским повествованием о воскрешении Лазаря Христом, которое читает Раскольникову Соня. Сама же Соня при чтении мысленно сравнивает его с иудеями, присутствовавшими при совершении неслыханного чуда воскрешения уже смердящего Лазаря и уверовавшими во Христа. А в конце романа, когда Соня издали сопровождает Раскольникова, отправившегося в свой крестный путь - добровольно признаться в совершенном им преступлении и понести соответствующее наказание, главный герой явно сопоставляется со Христом, за которым на Его крестном пути издали следовали жены-мироносицы.

То есть получается, что Раскольников романа воплощает сразу три персонажа: и самого Лазаря, и сомневавшихся иудеев, и даже Христа.

Преступление и наказание — лишь незначительная часть евангельского сюжета. Роман заканчивается в тот момент, когда «вышел умерший» и Иисус сказал: «развяжите его; пусть идет». Последние слова, прочитанные Соней Раскольникову — уже не о романном сюжете, но о воздействии, которое должно быть им оказано на читателей. Недаром эти слова выделены Достоевским курсивом: «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».

Для Достоевского использование библейских мифов и образов — не самоцель. Они служили иллюстрациями для его размышлений о трагических судьбах мира, России и человеческой души как части мировой цивилизации. Залогом возрождения всего этого Достоевский считал обращение к идее Христа.

 




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Человек и среда в повестях и рассказах А.П. Чехова (на примере 2 -3 произведений по выбору экзаменуемого). Роль детали в чеховской прозе. | Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 3 - 4 стихотворений по выбору экзаменуемого). | Личность и история в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа роль авторских комментариев в произведении. | Темы и образы ранней лирики В.В.Маяковского. Чтение наизусть одного из стихотворений. | Образ странствующего героя – один из ключевых образов русской литературы, олицетворение неспокойной, мечущейся России. | Сатира в повести М.А.Булгакова (Собачье сердце). | Тема Родины в лирике А.А.Блока. | Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (на примере одного произведения). | Тема народных страданий в лирике Н.А.Некрасова. Чтение наизусть одного из стихотворений. | Обломовщины» в романе И.А. Гончарова «Обломов». «Сон Обломова» и его место в художественной структуре романа. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав