Читайте также:
|
|
Во II-ом и начале I-го тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Китайцы полагали, что всё, существующее и происходящее в мире - зависит от предопределения неба. Люди верили, что их жизни зависят от влияния духов, поэтому имели место жертвоприношения духам.
По мнению древнекитайских философов - мир возник из хаоса. Утверждалось, что два духа: инь (женское начало) и янь (мужское начало) упорядочили бесформенный хаос, породив мир. В нач. I-го тысячелетия до н. э. формируется натурфилософская концепция. Те же самые духи, которые оказывают влияние на жизнь людей, представлены как некоторые материальные силы. Предполагается существование некоего эфира, состоящего из материальных частиц ци. В результате воздействия на этот эфир духов инь и янь, получаются тяжёлые, женские частицы – инь-ци и мужские, лёгкие частицы – янь-ци. Эти частицы порождают пять первоначал, из которых формируется всё существующее: Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля.
Наиболее влиятельными философско-политическими школами были последователи следующих учений: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Мин-цзя, Фа-цзя
Основателем даосизма является Лао-Цзы.Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего, оно вечно, бестелесно, бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении, присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая их в противоположности. Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод - это нарушение действия Дао. Чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого. Нужно стремиться к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния. Познание не имеет значения, т. к., чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.
Основателем конфуцианства является Конфуций (551-479 г. до н. э.) К. учил тому, что небо – высшая сила, судьба, рок. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом. Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы следует обязательно к ним вернуться. Основой порядка в стране является ли (церемониал, ритуал). Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности», «золотой середины» и «человеколюбия», которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо.
В конфуцианской философии подчёркивается идея покорности, необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими. К. выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте.
Основатель философии моизма является Мо-Цзы (479-400 г до н. э.)
Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы отвергает влияние судьбы на жизнь человека. Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип против музыки и увеселений» и т.д. Моисты первыми начали изучать процесс познания, выступили против учения Конфуция о врождённом знании, считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время и т.д. Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора.
Мин-цзя (школа имён).
Эта логико-софистическая школа сформировалась в IV-IIIв до н.э.
идея: В обществе происходят изменения и старые «имена» перестают соответствовать новому содержанию – «начинают враждовать между собой названия и сущность вещей». Считалось, что непристойные, беспутные речи приводят к утрате смысла имени (Инь Вэнь).
Последователи учения мин-цзя много занимались анализом значений понятий. В итоге они приходят к выводу о невозможности достижения истины.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |