Читайте также:
|
|
Эллинизм-особый тип культуры, сложившийся в Средиземноморье после завоевательных походов Ал. Македонского (кон. 4 в. до н. э.)
До Сократа-формирование классичности: Платон, Аристотель. После Аристотеля греки не создали ничего нового. Их мировоззрение является пессимистическим.
Школы: стоики, Эпикур, скептиков, эклептики, неоплатоники.
Стоики-подчинение судьбе, безразличие к горестям и напастям, чувству долга, мужеству.
Идеи: скорлупа-логика, белок-этика, желток-физика. Физика пантеистического направления- стремление отождествить Бога со всей природой. Они отрицают традиционных богов. Бог разлит по всей природе -Нусс. Мироздание полностью заполнено четырьмя субстанциями. Пустоты нет (выступают против атомистов). Активные начала: огонь, воздух; пассивные: земля, вода. Мир- замкнутая Вселенная. Бог разлит повсюду- одушевленное начало. У стоиков главное- их этическая система. В этике главная проблематика- научить человечество счастливо жить. Метод-(принцип "пассивного героизма")-принцип безразличия к превратностям судьбы.
Школа Эпикура. Прежде всего, Эпикур ввел возможные отклонения атомов-онтологически (причина-вероятность).Эпикур отмежевывается от понятия Бога, участвующего в делах человека. Смысл жизни в самой жизни. Жизнь нужна только сейчас, потом атомы. Смысл жизни-удовольствия. Принцип эпикуризма: "проживи незаметно". Лучше быть не связанным с семьей
Скептики (пирронисты). Я не знаю и живу как придется. Основатели: Пиррон, Секст Импирик, Агриппа. Их позиция близка к софистам. (Софисты релятивизировали процессс познания. Протагор: истин столько, сколько и людей. Горгий: истины не существует.) Скептики: истины не существует, а это и является истиной-парадокс лжеца. Надо воздерживаться от утверждений, можно только предполагать. Скептицизм парализует процесс познания. Все, что дается посредством органов чувств, не может быть точным. Существуют принципиальные отличия между человеческими органами чувств и органами чувств животных. Различия между самими людьми. Взаимосвязь с другими предметами. (Что-то потрогали, но это находится в связи со всем. Герменевтический круг. Целое и часть.) Принцип различия между различными группами людей (что русскому хорошо, то немцу смерть). Скептицизм парализует познание.
-----Не обязательно, но нужно прочитать-.С онтологией Плотина тесно связана его этика. В экстатическом слиянии с единым состоит высшая добродетель. Лишь совершенство нравственной жизни приводит к экстазу. Для Плотина жизнь - это борьба, а идеальный человек - это постоянный борец за нравственное слвершенство.
Учение Платона о Благе Плотин дополняет развернутым учением о зле как лишенности добра. Так как материя - последняя ступень деградации Единого, то она обделена Благом и в этом смысле она - зло. Поэтому зло не есть негативная сила, противостоящая позитивной. Зло - это просто лишенность позитивного, его дефицит. Оно, в отличие от Блага, не обладает субстанциональностью. Если эллинистическая этика отстаивала самоценность человеческого бытия, то плотиновская этика цель добродетельной жизни видела в очищении и слиянии с Божеством. ----
Неоплатонизм –завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина (204–269). Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел. Античный неоплатонизм существовал как школьная философия и был ориентирован на комментирование диалогов Платона и систематическую разработку его учения. основные понятия неоплатонической системы: Единое превыше бытия и мышления, оно может быть познано в сверхразумном выходе за пределы дискурса (экстазе); в переизбытке своей мощи Единое порождает путем эманации, т.е. как бы излучая, остальную реальность, представляющую собой последовательный ряд ступеней нисхождения единого. За единым следуют три ипостаси: бытие-ум, содержащий в себе все идеи, живущая во времени и обращенная к уму мировая душа, и порождаемый, организуемый ею видимый космос. Внизу мировой иерархии – бесформенная и бескачественная материя, провоцирующая всякую высшую ступень к порождению своего менее совершенного подобия.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 15 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |