Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Средневековая философия. Проблема соотношения бога и мира, бога и человека, веры и разума.

Читайте также:
  1. VIII. Осуществление сестринского ухода при общих проблемах
  2. А) Проблема смертной казни
  3. Аборт как медицинская проблема
  4. Автотранспорт как экологическая проблема
  5. Аксиологические проблемы филсоофии. Проблема ценности, ее субъективно-объективный характер.
  6. Актуальность проблематики курса
  7. Алгебра логики (логические операции, таблицы истинности, основные соотношения алгебры логики)
  8. Алкоголизм как социально-педагогическая проблема
  9. Анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.
  10. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возросту. Проблема кризиса подросткового возраста.

4-5 в.нэ-15 в. Осн.хар-ки. 1. идея теоцентризма(тео –Бог); 2. креационизма – Бог явл создателем всего окр мира в том числе чел. Чел и природа полностью зависит от своего создателя. Сред. философия- период истории, который связан с христианской религией. Хр-во возникло в 1-2 в нэ в восточной провинции римской Империи. Основные этапы (учения) сред фил:

1.Патристика – направление, которое выступало в защиту христианских учений(Юстин Мартин, Августин. Тертумиан). Главной целью отцов церкви выступала защита и теоретическое обоснование христианской религии. 1)Апологетика-отрасль богословия, посвященная защите христианского учения 2) классическая патристика- философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения; 3)заключ этап.

Среди прочих ставились след проблемы в изучении религии фил:1. единство и троичность Бога(Отца, Сына и св.духа). 2. сочетание в кресте 2х начал Божеств и чел. 3. о божест благодарности и греховной природе чел.

2.Схоластика- от греч обучаю. Представители данного направления стремились систематиз-ть христ вероучение. Аристотель и Платон. Схоластика: 1)реализм- утверждало, что общее понятие имеют реальное объективное сущ-е и предшествует сущ-ю единич вещей. Фил сред-я моноистична- Бог поним как единое и уникальное. Если у греков чел есть часть целого, то в хрис-ве чел создан по образу и подобию бога. Источником всего сущего явл Бог. Начало всего Бог. 2)номинализм- имя или название. Это напр-е в сред фил считавшее общее понятие лишь именами единич предметов. Реально ceo только отдельные вещи с их индивид качествами, а общие понятия, кот создаются нашим мышлением об этих вещах не отражают их св-ва и не сущ. Признает первичность предмета и 2-ть понятия.; 3)концептуализм. Осн. Идея-идея откровения. Схоласты заним толкованием религиозных текстов. Заним обсуждением обсурдных тем.(что есть сатона)такие размышления не могли привести к свободомыслию. Соотношение веры и разума переходит в проблемы соотношения фил и теологии(в теории 2 х истин) Центр. вопрос — об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика.

15. Философско-теологическая система Августина. Фома Аквинский: теолого-философский синтез.

Августин говорил о бытие, что все сущее есть благо, п.т. все это сущее существует. Небытие- есть зло, порча, порог. Бог есть источник бытия - Блага. Если творческая сила Бога прекратится, то бытие сразу превратится в небытие. Каждой вещи выделено определённое место в этом мире. Основной проблемой является Бог и душа. Душа по Авг. нематериальна. По Авг. небезличное сущ-во, а личность кот. сотворило все сущее- противоречие-бестелесное.

Об обществе. Идея неравенства по Ав. сущ-ет вечно пока сущ-ет человек. Чел. образует в истории 2 процесса 1. светское гос-во(царство зла, греха);2. христианская церковь(цар-во Божье на Земле). Земное цар-во создается любовью чел. к самому себе, доведенное до призрения к Богу. Небесное царство создается люб. чел. к Б доведенное до призрения к себе. Эти 2 града проходят 6 стадий посл. явл. «Страшный суд».

В трудах Фомы Аквинского была окончательно признана важная и относительно самостоятельная роль науки и, в первую очередь, философии — по мнению Аквината философия имеет свою сферу деятельности, ограниченную рамками познания того, что доступно человеческому разуму. христианского вероучения и опровержении критики веры.

Фома Аквинский считал, что с помощью научно-философских доводов возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например, догмат о бытии Бога. Другие догматы научно недоказуемы, т.к. в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога. Между философией и теологией нет противоречия, ибо философия, как "естественная познавательная способность" человека, в итоге приводит самого человека к истинам веры. Если же подобного не происходит, то в этом виновата ограниченность самих людей, которые не умеют правильно пользоваться своим разумом. Изучая вещи и явления природы, истинный ученый прав лишь тогда, когда раскрывает зависимость природы от Бога, когда показывает, как в природе воплощается Божественный замысел. Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога. Аквинат выработал 5 таких доказательств, которые с тех пор в римско-католической Церкви считаются неопровержимыми. 1. доказательство исходит из аристолевского понимания сущности движения. "Все, что движется должно иметь источником своего движения нечто иное". Следовательно, "необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога". 2. Если у каждой вещи есть некая производящая причина, то должна быть и конечная производящая причина всего. Таковой конечной причиной может быть только Бог. 3. Среди сущностей есть такие, которые могут быть и могут не быть, т.е. они случайны. Однако в мире не могут быть сущности только случайные, "должно быть нечто необходимое". И так как невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей уходил в бесконечность, следовательно, есть некая сущность, необходимая сама по себе. Эта необходимая сущность может быть только Богом. 4. должно быть нечто, обладающее совершенством и благородством в предельной степени. "есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства". "И ее мы именуем Богом". 5. Все предметы бытия направлены в своем существовании к какой-то цели. При этом "они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей". Поскольку сами предметы "лишены разумения", следовательно, "есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе". Естественно, что подобным разумным существом может быть лишь Бог. Однако Фома Аквинский не только христианизировал философию, но и рационализировал христианство. По сути дела, он, так сказать, поставил веру на научную основу. Верующим, и, прежде всего, свои коллегам-теологам, он доказывал необходимость использования научных аргументов в обосновании догматов веры.

16.Философия эпохи возрождения: натурфилософские и социально-политические идеи, диалектика.

Возрождением называют переходный период от Средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий с XIV по XVI в., когда Средневековье в его экономических, социальных, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился.

просто прочитать(((К характерным чертам эпохи Возрождения относятся:

• становление простого товарного производства, основанного на денежном обращении;

• возрастание социальной и политической роли городов, в которых господствовал свободный и независимый труд ремесленников, торговля, банковское дело;

• возникновение городской светской культуры, деятели которой подвергали существенному пересмотру традиционные религиозные, нравственные, эстетические взгляды Средневековья, полностью не порывая с ними;

• обращение к ценностям античной культуры как источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики;

• антропоцентризм, в котором утверждается представление о человеке как о свободной, сильной личности, отстаивающей свою индивидуальность и независимость;

• утверждение гуманизма не только как мировоззрения, но и как социально-политического движения, социальной практики;

• мантиклерикализм, тесно связанный с гуманизмом и антропоцентризмом, направленный против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии.)))

Натурфилософские и социально-политические идеи

На основе открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы).

Крупнейшими представителями натурфилософии являются Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Обобщая их взгляды, можно сформулировать основные положения, присущие их учениям.

1. Натурфилософия носила зачастую пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая Бога, она отождествляла его с природой. В этом плане глубоко диалектические идеи высказывал Кузанский в его учении о Боге как бесконечности в пространстве – «абсолютном максимуме»;

2. Познание Бога-Вселенной проходит через следующие этапы: чувственное восприятие; рассудок, разделяющий противоположности; разум, их составляющий; интуиция.

Чувственное и рациональное при этом сливаются, становятся единым в познании окружающей природы.

Согласно натурфилософам Земля – не центр Вселенной, а это лишь одна из планет Солнечной системы (Бруно), которая в свою очередь включается в бесчисленное множество подобных систем во Вселенной. Тем самым была опровергнута теологическая версия творения мира Богом.

Натурфилософы отрицали откровение как метод познания и настаивали на выработке научного метода, тесно связанного с практикой. При этом они настаивали на привлечении естественных наук для познания окружающего мира и человека и сами являлись первопроходцами в создании новых технических средств освоения действительности (Леонардо да Винчи, Галилео Галилей).

Социально-политические учения эпохи Возрождения представлены прежде всего такими философами, как Томас Мор и Томазо Кампанелла. Основы их взглядов составляют идеи утопического социализма:

1) они резко критиковали формирующееся капиталистическое общество с его духом наживы и священности частной собственности;

2) ликвидацию частной собственности они считали первой необходимостью становления будущего коммунистического общества;

3) коммунистическое общество они представляли как общество всеобщего равенства и справедливости, в котором будет отсутствовать эксплуатация человека человеком, рыночные отношения, денежное обращение. Труд будет обязателен для всех, а удовлетворение потребностей будет осуществляться по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям»;

4) общество, по их мнению, должно взять на себя заботу о воспитании и обучении будущих граждан, предоставляя им все средства для всестороннего гармоничного развития. При этом регламентация семейно-брачных отношений отводилась обществу;

5) социалисты-утописты призывали людей к борьбе за лучшее устройство общества, которое должно быть основано на общественной собственности, быть бесклассовым, в котором утвердились бы равенство и справедливость.

Идеи социалистов-утопистов в дальнейшем оказали большое влияние на формирование марксистской философии.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания;

Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие;единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.

17. буржуазное общество и реформа философии: обоснование идеи господства субъекта ф.бэконом и р. декартом.

Разложение феодальных отношений существенно изменяет положение религии в обществе. Духовная диктатура церкви подорвана. Однако религия все еще сохраняет значительную идейную власть над людьми. Не удивительно поэтому, что ранние буржуазные революции XVI-XVII вв. совершаются под знаменем реформированной религии-протестантизма. Лишь в XVIII в. во Франции буржуазная революция выступает уже не в религиозном облачении, а открыто провозглашает буржуазные, политические идеалы.

Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического и материалистической понимания природы, был Фрэнсис Бэкон (1561 -1626).

Условием реформы науки должно быть также очищение разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблуждений, или препятствий, на пути познания - четыре вида «идолов» (ложных образов) или призраков. Это - «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра».

«Идолы рода» - препятствия, обусловленные общей для всех людей природой. «Идолы пещеры» - ошибки, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различия между предметами, другие- их сходства; одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому. «Идолы площади» - препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов. Во многих случаях значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета3 а на основании совершенно случайного впечатления от этого предмета. «Идолы театра» - препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мнениями. «Идолы театра» не врождены нашему уму, они возникают вследствие.подчинения ума ошибочным воззрениям.

Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм души и тела. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала: нематериальную и материальную субстанции. Основное свойство нематериальной субстанции - мышление, материальной - протяжение.

Как и Бэкон, Декарт видит важнейшую цель знания в господстве человека над силами природы и в усовершенствовании самой человеческой природы.

Резкое противопоставление субъекта и объекта в философии Нового времени привело к тому, что противоположность субъективного и объективного в "снятом" виде содержится как на стороне субъекта, так и на стороне объекта. Признание в качестве субъекта познания отдельного индивида, его познавательных способностей поставило философию Нового времени перед проблемой согласования всеобщих и необходимых идей и индивидуального единичного опыта.

18. Разработка научной методологии в философииии XVII в. Эмпиризм Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, рационализм Р.Декарта, Б.Спинозы.

17в. назыв. эпохой научных революций. В 17в открыв-ся ряд академий, связанных с опытным знанием. В 17в продолжается старая полемика между номинализмом и реализмом. Они предстают как эмпиризм- и рационализм. Эмпиризм источником познания считает опыт. Представители: Бэкон, Локк, Беркли. Рационализм источником познания считает разум. Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза.

Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и философия должны увеличивать власть людей над природой. Бэкон выделяет 2 вида опытов: - плодоносные, которые приносят непосредственную пользу - светоносные, которые раскрывают законы. Достижению истины мешают предрассудки сознания. (идолы): 1) идолы пещеры - индивидуальные особенности людей, мешающие познанию. 2) Идолы театра - вера в авторитеты, которые мешают познавать мир без предубеждения 3) Идолы площади - многозначность языка. 4) Идолы рода - коренятся в самой человеческой сущности. Ч-к пытается объяснить все по аналогии с собой, переносит на природу понятие цели. Большое значение Бэкон придает индукции. Индукция лежит в основе эксперимента. Бэкон разработал классификацию наук. В ее основе 3 главные особенности чел души: 1) память - естественная и гражданская история 2) воображение - поэзия 3) разум - философия. Под философией Бэкон понимал все рациональное опытное знание. В узком смысле слова философия - наука о методе познания.

Томас Гоббарс. Основным предметом изучения философии и науки он считает природу и человека, источником философии – разум, а источником религии – авторитет церкви. Доказать существование Бога, по его мнению, нельзя, но в Бога можно верить.

Мировоззрение Нового Времени было механистическим, то есть предполагающим, что законы механики имеют универсальный характер для всех процессов бытия. Сформировалось это мировоззрение вследствие коренного переворота в естествознании, который произвел Ньютон разработкой классической механики. Гоббс был поборником естественнонаучной методологии познания, и, как многие в Новое Время, считал, что законам механики подчинены не только природные явления, но и мыслительные операции. Отсюда Гоббс полагал: Главным в механике является причинность, следовательно, и в философском познании главным является познание причинно-следственных связей.

Поскольку механическая причинно-следственная связь присуща только чему-либо телесному, то и философия может познавать только то, что телесно. Таким образом, философию можно вообще назвать учением о теле, а, вследствие этого, всё, что не есть тело, или не относится к свойствам телесного, не может быть предметом философии и, следовательно, не может быть ею познаваемо. Поэтому всё не телесное не должно быть предметом знания, оно должно быть предметом веры (например, Бог, ангелы, душа, любовь, счастье, случайность, добро и т.д.).

прочитать(((Основными философскими положениями Гоббса можно считать следующие:

1. Онтологические. Мир – это единая материальная субстанция, и никакой другой не существует. Материя вечна, состоит из отдельных тел, которые возникают и исчезают. Любое тело обладает протяженностью и формой, имеет длину, высоту и ширину. Мир состоит из материальных фигур, фигуры – на плоскости создаются из линий, а линии представляют собой сумму материальных точек.

2. Гносеологические. Он признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека является объективная действительность. В основе познания находятся «идеи» – конкретные представления, возникающие на основе чувственного опыта. Познание, начинаясь с ощущений, завершается в разуме)))

Джонн Локк считается отцом западного либерализма, а также основателем идеи разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений). Главным естественным правом человека он считал право на собственность, для обеспечения которого путем общественного договора должно создаваться политическое общество (государство), формирующее правительство, ответственное перед народом Локк разработал теорию познания, в которой отвергал существование врожденных идей и утверждал, что идеи проистекают из опыта Идеи всегда проистекают именно из действительности, а не из самого ума, и поэтому содержат в себе внешнюю уму действительность, а не сам ум. Следовательно, идеи только наполняют ум, а не живут в нём исходно или врожденно.

Рене Декарт (1596–1650) считается основателем современной философии. Выражение «мыслю, следовательно, существую»отражает существо теории познания Декарта. Исходя из него утверждается крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении). Декарт выделяет объект и субъект познания. Существование субъекта познания очевидно и несомненно. Истиной признается то, что не подлежит сомнению. Истиной достоверного знания может быть только разум. Достоверные знания чел может получить с помощью индукции и дедукции. Индукция дает знания непосредственно, без всяких логических доказательств, а дедукция выявляет содержательность этого знания, обосновывает его. Дедукция - это рассуждение от общего к частному. Индукция - наоборот. Познавательное действие состоит из 3 классов идей: - в результате чувственных контактов с вещами - возникающих на основе первых идей, обобщений опыта - врожденные идеи, присущие изначально - условие всеобщего и необходимого знания (идея бога, числа, фигуры) Декарт признает существования бога, который сотворил 2 субстанции: материальную и духовную. Атрибут духовной субстанции - мышление, материальной - протяжение.

Спиноза был продолжателем идей и методов Декарта, и, соответственно этому, сторонником рационализма в познании. Само познание Спиноза делит на три рода:

1. Первый род познания – это мнение, то есть познание с помощью однозначных представлений и слов. Это чувственное познание, неадекватное действительности, приводящее к заблуждению, но содержащее в себе элемент истины.

2. Второй род познания – разум, то есть познание через многозначные понятия или идеи. Это единственный источник достоверных истин, потому что принцип мышления полностью соответствует принципам природного бытия. Это заявляется из того, что порядок и связь умственных идей должен быть тот же самый, что порядок и связь природных явлений.

3. Третий род познания – интуиция, то есть познание через очевидное рассмотрение истины безо всяких умственных операций. Интуиция – это фундамент истинного знания, так как интуиция это, с одной стороны, это есть непосредственное общение с Богом, а, с другой стороны, она является поставщиком очевидных и ясных знаний.




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Мировоззрение, его структура, сущность и жизненное значение. | Исторические формы мировоззрения. Мифология и религия. Основные мировые религии. | Понятие об истории философии. Философский плюрализм и единство философской мысли | Философия Древней Индии и Древнего Китая. | Философия Древнего Китая | Фа-цзя (Легисты). | Проблема субстанции (первоначала) в античной философии | Антропологический поворот в античной философии. Софисты и Сократ. | Д. Юм (1711-1776) | Основные направления и школы в современной западной философии (персонализм, философская антропология, постмодернизм). |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав