Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ДРАМА-ВЕДУЩИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР V В. ДО Н. Э.

Читайте также:
  1. Глава I. Литературный обзор
  2. Литературный материал для аргументации сочинения
  3. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
  4. Литературный Орел
  5. Литературный язык -- элитарная культура.
  6. Литературный язык и жаргон
  7. Литературный язык и просторечие
  8. Русское коммуникативное поведение. Литературный язык в XXI веке
  9. Современный русский литературный язык: нормы, формы и стили

 

В V в. до н. э. лирика уже не играет прежней ведущей роли — ее оттеснила на второй план трагедия. К сожалению, сфера наших наблюдений ограничивается в этом отношении только Аттикой.

 

Но здесь, в передовом греческом государстве, дело обстояло именно так. Лирика, разумеется, не исчезла, но основным поэтическим жанром эпохи в Аттике стала трагедия. Чем же можно объяснить это изменение?

 

Ход социальной борьбы в конце VI и в начале V в., развитие общества и государства ставили перед афинским гражданином ряд новых вопросов, ответа на которые он уже не мог найти в современной ему лирике. До поры до времени она объясняла греку сущность окружающей его жизни, а в ряде случаев указывала даже, как добиться ее изменения (это можно сказать, например, о произведениях Солона). Но усложнившиеся общественные отношения в Афинах конца VI и первых десятилетий V в.— с напряженной борьбой партий, потрясающими событиями греко-персидских войн, развитием культуры и искусства — не находили с должной полнотой отражения в лирической поэзии.

 

В условиях напряженной социальной борьбы конца VI — первой половины V в. перед каждым гражданином афинского полиса вставал вопрос о том, какое место он должен занять в этой борьбе, о его социальном поведении. Следует отметить, что вопросы права и государства в той или иной степени затрагиваются во всех дошедших до нас трагедиях Эсхила. Касается их в своих трагедиях — особенно в «Антигоне»— и Софокл. Очевидно, тема государства и норм поведения индивидуума по отношению к нему была животрепещущей для той эпохи.

 

Новые жизненные отношения требовали такого литературного жанра, который с наибольшей полнотой смог бы отразить их. Таким жанром и явилась драма. Но драма (и в первую очередь именно греческая трагедия) стала не только новым литературным жанром: она писалась специально для постановки на сцене и сделалась основой нового театрального искусства.

 

По свидетельству греков, трагедия уже во второй половине VI в. до н. э. достигла значительного развития, использовав богатое наследие эпоса и лирики.

 

Трагедия многим была обязана эпосу, из которого заимствовала свои сюжеты. Но трагический поэт относился к старинным преданиям так же, как несколько раньше относился к ним лирический поэт.

 

Главный интерес драматурга сосредоточивается не на самом мифологическом событии, а на том участии, какое принимают в нем мифологические персонажи: на мотивах, побуждающих героя к тому или иному действию, на столкновениях действующих лиц.

 

Гомер уже создал в своих поэмах яркие человеческие характеры. Но они были даны главным образом в описании: поэт говорил о них повествовательно, в третьем лице. В греческой лирике VII—VI вв. яркая человеческая индивидуальность сама выступает перед своими слушателями.

 

Не представляло никаких затруднений с точки зрения формы дойти до мысли о том, чтобы ввести эту яркую человеческую индивидуальность в уже существовавшую примитивную драму и заставить ее действовать на глазах у зрителей. И самый хор примитивной драмы многое воспринял от хоровой лирики.

 

Зарождающаяся к концу VI в. до н. э. новая драма очень многим обязана лирике VII—VI вв. В самом деле, раскрытие душевных переживаний человека достигло в греческой лирике высокой степени совершенства. Но это как раз и требуется для драмы, где действующие лица должны давать мотивировку своим поступкам, раскрывая в то же время волнующие их чувства и стремления. Известно, например, что сицилийский лирик Стесихор (ок. 630 — ок. 560 гг.) строго выдерживал характеры лиц, которых он выводил в своих песнях, а чтобы лучше обрисовать их, постоянно варьировал свой слог; поэтому возвышенный слог у него встречался наряду с низким.

 

Другой лирический поэт, Симонид Кеосский (жил между 557—469 гг.), старался в своих тренах при изображении страданий дать правдивое описание их, чуждое всякой искусственности. До нас дошло выражение древних «Симонидовы слезы». В своих гипорхемах6 Симонид старался соединить красоту слова с выразительностью движений в танцах, постановкой которых он сам руководил.

 

Самое строение хоровых партий в трагедии во многом было подготовлено уже хоровой лирикой. Так, Стесихору приписывалось введение в лирическую поэзию так называемой триады, состоявшей из трех частей: строфы, антистрофы и эпода. Строфа и антистрофа были написаны одним и тем же лирическим размером и содержали одинаковое количество стихов. Эпод же имел новый размер. Строфа исполнялась при движении хора в одну сторону, антистрофа — при движении в противоположную.

 

Эпод исполнялся после остановки хора, на одном месте. Такое деление в хоровых песнях способствовало большей живости и выразительности их исполнения. Это построение хоров перешло в трагедию: исполнение хоровых партий в ней также всегда идет по строфам и антистрофам. Что касается эпода, то онв трагедии встречается редко.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав