Читайте также:
|
|
Позитивизм – философская ориентация, отрицающая познавательную роль философии и вообще всех метанаучных форм отражения мира. Основатель позитивизма – французский философ Огюст Конт, отрицавший познавательную роль метафизики вообще и рассматривающий историю познания как процесс перехода от теологического к метафизическому, а затем к позитивному знанию, которое и составляет реальный предел познания вообще. "Наука сама себе философия". Любая метафизика как учение о глубинной сущности явлений должна быть устранена из поля науки. Позитивизм признает только конкретное (позитивное) знание, основанное на обобщении эмпирически наблюдаемых событий и видит роль науки в описании упорядоченных фактов наблюдения. Утверждается приоритет частнонаучного познания по сравнению с традиционной философией.
Позитивисты называют традиционную философию псевдознанием, мимикрией под науку, не имеющей для современной науки никакого позитивного значения, даже наоборот – отрицательное, способная заразить науку вирусом псевдознания. И. Ньютон: "Физика – берегись метафизики". Позитивисты считали что для исследования научным способом природу, общество, познание и человека, философия должна использовать научный метод – наблюдение, обобщение, математическую формулировку своих законов. Пока этого нет – не существует и научной философии.
Разновидности позитивизма – сциентизм и физикализм.
Сциентизм – философско-мировоззренческая ориентация позитивистского толка, возникшая в естественнонаучной среде как результат абсолютизации познавательных потенций науки в системе культуры, как некритическая уверенность в возможностях чисто рационального, научного решения всех проблем, в том числе и социальных. В качестве образца рассматриваются естественные науки, особенно физику с её математическим моделированием процессов.
Физикализм – стремление к использованию принципа верификации (проверяемости). Такой подход приводит к односторонности и схематизму, неизбежно возникающих при попытках «математизации» гуманитарных исследований. Это подтверждают крупные неудачи и просчеты, имевшие место при формальном подходе к моделированию исторических и культурных процессов, а также в прогнозировании экономических и социально-политических событий.
Второй этап позитивизма – эмпириокритицизм (критика опыта) или махизм.
Возникает в 70–90-е гг. 19 в. в Австрии и Швейцарии. Основные представители: Э. Мах, Р. Авенариус. Данное направление представляет собой психологическую форму позитивизма.
С точки зрения Маха, всякая научная теория состоит не в фактах и в их анализе, а в «экономном» описании явлений, поэтому основной принцип по Маху – принцип «экономии мышления». Другой принцип познания по Маху – принцип редукции (сведения) – теоретический уровень познания в любой научной концепции должен быть сведён на уровень человеческого опыта. Всякое научное понятие должно выражаться через опыт. Второй этап редукции состоит в том, что сам человеческий опыт нужно свести к достоверным ощущениям; схема: научные положения –> опыт –> ощущения
Другими словами, по Маху получается, что в основе научного познания лежат ощущения (психология). Для того, чтобы научная теория была научной, не нужно описывать причину, нужно описывать явления и ощущения. Причины этих ощущаемых явлений нас не должны интересовать. Если основная черта позитивистской философии – анализ науки, то на втором этапе (махизм) – анализ ощущений.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 11 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |