Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Чувственная и рациональная формы познания. Виды чувственного и рационального познания.

Читайте также:
  1. A) обоснование интуитивной формы познания
  2. B) Количественная определенность относительной формы стоимости
  3. I. Основные формы исследования ППО
  4. I. Формы правового регулирования массовых коммуникаций и СМИ в США.
  5. I.1.4 Требования к уровню освоения дисциплины и формы текущего и промежуточного контроля
  6. II Организационные формы антиглобалистского движения.
  7. II. Методы теоретического познания.
  8. II. Природа культурного феномена. Формы ее существования. Мифология как исторический тип мышления.
  9. III. Формы борьбы и эффективность действий антиглобалистов.
  10. IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента

 

Формы познания:

1. Чувственное – опирается на органы чувств

- ощущение – отражает отдельные свойства предмета, вещи. Это субъективный, идеальный образ вещи. В познании происходит синтез ощущений

- восприятие – отражает совокупность свойств, но оно основано на восприятии. Э то чувственный, целостный образ вещи. Это синтез различных ощущений.

- представление – чувственный образ вещи, который сохраняется и воспроизводится в сознании человека без непосредственного воздействия на органы чувств человека.

2. Рациональное

- понятие –представляет в обобщенном виде вещи определенного класса, в нем фиксируются существенные и несущественные свойства. Это результат выделения общих абстрактных признаков.

- суждение – вид рационального познания, в котором посредством связи понятий что-то утверждается или отрицается

- умозаключение – вид рационального познания, представляющий рассуждение, в ходе которого логически выводятся новые суждения - выводы

Место чувственного познания:

1. Непосредственная связь человека с внешним миром

2. Человек не способен к познанию без органов чувств

3. Потеря человеком некоторых органов не прекращает познание

4. Рациональное познание опирается на чувственное познание

Чувственное познание ограничено, потому что органы чувств не могут все воспринять (инфракрасное излучение). Чувственное познание дополняется рациональным.

Различия чувственного и рационального познания

Чувственное Рациональное
Общее и единичное не разделены Отражение общего, выделение единичного и общего
Существенное и несущественное не разделены Отражение существенного
Непосредственная связь с внешним миром Опосредованная связь с внешним миром

Чувственное познание и рациональное познание находятся в единстве.

В процессе познания существует иррациональное.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины путем его усмотрения, бессознательного рационального обоснования. Это непосредственное постижение истины через органы чувств.

Иррационализм понимает истину как сверхразумную чувствительную деятельность.

Наука признает интуицию и рассматривает как знание, возникающее внезапно без осознания мыслительного процесса, приведшего к этой истине.

34. Истина: объективная, абсолютная, относительная и конкретная.

Понимание истины:

1. (классическая концепция). Это соответствие представлений и знаний действительности (Аристотель, Фома, Гольбах, Феербах, Маркс)

2. Истина как ценность (прагматизм). Это полезность (Дьюи). Истина – это то, за что человек может умереть (Марсель)

3. Это соглашение (конвенционализм: Пуанкаре – нельзя ставить вопрос об истинности какой-либо геометрии. Истина – результат соглашения между учеными)

4. Когерентная концепция. Истина – согласованное и непротиворечивое знание

5. Эмпириокритицизм. Мысль, экономно описывающая действительность.

Истина – соответствие наших мыслей действительности (классическая концепция)

Соответствие – адекватное отражение действительности.

Характеристики истины:

1. Объективная – она объективна по источнику и содержанию. Источник – объект истины. Содержание - оно зависит от объекта, но не зависит от человека. Объективность истины иная, нежели у реальной вещи. (Сторонники субъективизма считают, что истина внутри человека и она субъективна)

2. Абсолютная. Абсолютная истина – абсолютно точное, полное, верное отражение действительности.

3. Относительная. Относительная истина – относительно точное, относительно верное, относительно полное отражение действительности. Различие – степень полноты отражение.

4. Конкретная

Диалектика абсолютной и относительности истины:

1. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин

2. В относительной истине содержатся элементы абсолютной истины

3. Абсолютная истина может переходить в относительную истину

Если это не учитывает, то мы придем метафизике. Абсолютивизм. Релятивизм.

Антиподы истины:

1. Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

2. Дезинформация – передача ложного знания как истинного знания или наоборот, передача истинного знания как ложного: полуправда, ложь-умолчание

3. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие знаний объекту. Оно возможно потому что поиск истины связан с выдвижением догадок, гипотез

Подходы в рассмотрении расположения истины и лжи:

1. Взаимоисключение

2. Истина и заблуждение относительны. Истина может содержать элементы заблуждения

Истина связана с достоверным и вероятным знанием.

Достоверное знание – такое знание, во-первых, когда имеется полное основание утверждать, что его истинность окончательно установлена и оно не нуждается в дальнейшем обосновании и доказательстве, во-вторых, когда имеется полная субъективная уверенность в человеческом знании Вероятное знание – такое знание, когда, во-первых, имеется не полное, а только некоторое основание считать знание истинным, оно нуждается в дальнейшем доказательстве, во-вторых, когда знание вызывает определенную уверенность, но человек готов к тому, что уверенность может не опревдаться
Полное основание об истинности Отсутствует полное основание об истинности
Полная уверенность в знании Отсутствует полная уверенность в заннии

 

Критерии истины:

1. Нет критерия

2. Ощущения и восприятия человека

3. Самоочевидные теоретические положения

4. Ясность и отчетливость (Рационалисты:Декарт, Спиноза и Лейбниц)

5. Общезначимость. Истина то, что соответствует мнению большинства

6. Практика

35. Практика и ее виды. Гносеологические функции практики – основа, движущая сила, цель познания и критерий истины.

Практика

У идеалистов – духовная деятельность.

У материалистов – удовлетворение потребностей человека.

Исходная категория практики – деятельность. Деятельность – способ существования людей. Материальная составляющая деятельности.

Практика – целенаправленная материальная деятельность людей в процессе и результате которой они преобразуют окружающий и изменяются сами. В практику сходит материальная деятельность и духовная деятельность, связанная с целеполаганием.

Труд

Виды практики:

1. Матеариально-производственная – изготовление продуктов и средств производства

2. Социально-политическая – направленность на преобразование общественных отношений

3. Научный эксперимент

4. Медицинская практика – материальное воздействие на человека

5. Повседневная

Структура практики:

1. Субъект

2. Объект

3. Цель

4. Средства

5. Результат

Гносеологические функции практики:

1. Основа познания

2. Движущая сила познания – от практики исходят стимулы познания

3. Цель познания– практика необходима для получения истинного знания, познание ради практики.

4. Критерий истины

Диалектика практики как критерия истины

1. Проверка истинности осуществляется не в единичном акте

2. Связь практической и логической проверки

3. Абсолютный и относительный критерий

Функции познания по отношению к практике

1. Информационная. Познание – средство практической деятельности

2. Регулятивная. Познание регулирует практику

 




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 14 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Философия эпохи Возрождения. | Философия французского Просвещения | Немецкая классическая философия. | ДИАЛЕКТИКА | Философская герменевтика. | Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность. | Особый путь, самобытность, отсутствие борьбы социальных групп. | Бытие и его формы. | Пространство и время. | Сознание как отражение и творчество. Структура и функции сознания. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав