Читайте также:
|
|
Наука Во-первых, наука - это область культуры. представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким же детищем человека, как религия, философия, искусство, мораль, право и т.д. Поэтому развитие науки отражается и на состоянии других областей культуры. И наоборот: состояние культуры в целом обусловливает развитие науки(О. Шпенглер основные идеи классической механики задолго до её появления таились в глубинах религиозного мировоззрения, - скажем, "сила" в механике являлась аналогом "воли бога" в христианской религии)…
Во-вторых, наука - это способ познания мира.. Субъект познания - это "тот, кто познаёт"; объект познания - "то, что познаётся". А конечный результат познания именуют знанием. цели познания, то здесь ключевым понятием является такое понятие как истина - знание, соответствующее действительности.
В-третьих, наука - это социальный институт. В материальной сфере общественной жизни наука сеть взаимосвязанных учреждений. Это научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, академии, библиотеки, издательские центры и т.п.
Особенности " фрагментарна" (специализирована),результаты фиксируются в виде "закона", объективна. систематична, эмпиричность, рациональна и самокритична. преемственность знаний,особенный язык понятий, свои особенные методы и средства исследований (и, в частности, техническая аппаратура - ускорители, телескопы и т.п.).
Квазинаучные дисциплины - исторически сложившиеся, но не вошедшие в науку формы исследования реальности (например, астрологию, алхимию), так и дисциплины, стремящиеся оформиться в особые отрасли науки уже в наше время (уфологию, цереологию и т.п.). любая квазинаучная форма познания строится в соответствии с общераспространенными канонами научных дисциплин и в этом смысле хорошо "замаскирована". В каждом случае мы, как правило, будем сталкиваться с дисциплиной, имеющей более или менее четко очерченный предмет исследования, обладающей некоторой качественной теорией (или теориями), отображающей этот предмет, стремящейся разработать свой собственный терминологический аппарат, и пытающейся вписаться в существующую структуру научного знания. Следовательно, различия между научной и в каком-то смысле сопутствующей ей квазинаучной дисциплиной будут, по-видимому, каждый раз достаточно тонкими и специфическими. Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения
Типология квазинаук:
1Контрнаука - фундаментальные теории, а возможно и методы несовместимы друг с другом.
2Паранаука - включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с т зр критериев научности.
Псевдонаука - знание, имитирующее науч зн-е, принимает облик науч зн-я о неподтвержд-х явлениях (телепатия, астрология
3"Синтетический" способ создания квазинауки - создаваемая вновь "наука" претендует на главенствующее положение в системе научного знания, поскольку ее законы являются наиболее общими законами, а предметная область включает в себя все возможные явления. В таких научных дисциплинах как бы осуществляется прорыв на более высокий уровень знания, и по степени своей всеобщности они претендуют на роль не только науки, но и подлинной научной философии. Феномены данного типа можно относить к современной разновидности натурфилософии.
4Лженаука – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. ЛжеН предст собой ошибочное знание. В качестве симптомов лжеН выделяют принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам. ЛжеНЗ очень чувствительно к сенсации. Особенностью лжеНЗ является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью – учение одиночек, претендующее на научное признание, многократные попытки изобрести «вечный двигатель».
Антинаучное знание как утопичное и сознательно искажающее представления о науке. Представка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны Н. Это как бы подход с противоположным знаком. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антиН возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя этот феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антиН произойти не может.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |