Читайте также:
|
|
Истина – это высшая цель познавательной деятельности.
Проблемы истинности научного знания:
1) многие исследователи, работавшие в области теории познания и методологии науки, убеждены в необходимости сведения к минимуму использование понятия истины в философии и науке.
К.Поппер: «Ни одна научная теория не может считаться истиной в строгом смысле этого слова, т.к. рано или поздно она будет опровергнута и на ее смену придет друга».
Более оправданным для характеристики научных теорий является понятие правдоподобия (К.Поппер).
2) позиция неопозитивистов
Неопозитивисты стремились свести понятие истинности высказываний к их эмпирической подтверждаем ости Стопроцентной подтверждаемости теории никакие факты не дают – знание имеет вероятностный характер.
3) конвенционализм (Пуанкаре)
В основе научного знания лежат конвенции, соглашения между учеными, заключенные по соображениям удобства, простоты, привычности.
4) П.Фейерабенд – эпистимиологический анархизм – учение о познании.
Принцип «размножения» теории. Этот принцип призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние в высшей степени общепризнанны.
Новые теории должны соперничать со старыми, а потом они сами будут вытеснены более новыми.
Признанность теории зависит не столько от ее совершенства и подтверждаемости, сколько от ее пропаганды.
Познание вообще не приближает нас к истине, наука прогрессирует лишь тем, что опровергает старое.
В науке познание становиться океаном постепенно увеличивающихся альтернатив.
Не существует точки, к которой бы стремилась наука в целом.
Концепции истинны:
1) корреспондентская концепция истины – классическая концепция.
Истоки этой концепции присутствуют уже в трудах Аристотеля. Эта концепция двойственна:
можно говорить об истинном знании, имея в виду знание соответствующее своему предмету
можно говорить об истинной вещи как соответствие вещи своей идее
недостаток – неясность самого понятие несоответствия.
Не менее серьезной проблемой является выявление степени несоответствия или соответствия высказываний или предмета – проблема критерия истинности высказывания.
2) когерентная концепция истины.
Сторонники этой концепции видят истину в том, что она является когерентным, логически связанным, непротиворечивым.
Истоки – в трудах Аристотеля.
Эта концепция обосновывает возможность получения истинного знания путем логического ввода из знания, которое уже установлено.
Главное достоинство – она не выводит за пределы знания.
Достаточно богатый массив знаний (теорий) довольно тяжело проверить на согласованность
3) прагматическая концепция истины.
Истоки – философия Ницше.
Истинность того или иного объекта заключается в его полезности, способности удовлетворять те или иные потребности, доказывается возросшей властью человека, обладающего знаниями, над другими людьми и природой.
Наука – превращение природы в понятие с целью властвования над природой.
Прагматизм – философское учение, сложившиеся в 90-х гг. 19 века (Пирс, Джейль, Дюи).
Идеи, теории, убеждения оцениваются прагматиками с точки зрения их практических следствий, истинными могут быть названы те из них, которые оказались полезными, выгодными, имеют благоприятные последствия.
Истина здесь нечто субъективное и индивидуальное.
С помощью этой концепции достаточно хорошо можно оценить прикладное (техническое) знание; иногда ее можно использовать даже по отношению к фундаментальному знанию и философским системам. Однако не всякое знание может быть оценено с точки зрения практического значения.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |