Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Эстетические концепции эпохи позитивизма

Читайте также:
  1. II. Основные цели и задачи концепции
  2. IX. Механизмы и этапы реализации Концепции
  3. VIII. Информационное обеспечение реализации Концепции демографического развития.
  4. Абсолютистские концепции добра и зла
  5. Альтернативы постмодернистской концепции
  6. Анатомия эпохи Возрождения. Леонард да Винчи-анатом; Андрей Везалий-основоположник описательной анатомии.
  7. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  8. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
  9. Архитектура эпохи постмодерна
  10. Базовые концепции финансового менеджмента

Эстетика позитивизма - одно из направлений эстетики XIX в, которая определяется как неклассическая эстетика Характерные ее признаки - отход от позиций историзма и рациональности, присущих классической эстетике Позы итивизм отражает растущее влияние научных знаний, которые призваны определять методы научного поиска также в гуманитарных сферах, в том числе в эстетике Основатель позитивизма французский философ Огю в Конт (1798-1857) в 80-40-х годах XIX в создал систему \"позитивной философии\" (с 20-х годов XX века сложилась новая ее историческая форма - неопозитивизм) Основой философии О Конта есть агностицизм - запер чение возможности познания сущности вещей Художественное творчество и эстетическое восприятие он рассматривает в их социальной обусловленности Искусство, по мнению философа, призвано помогать науке в популяризации естественнонаучных знаний и \"позитивного знания\" (идей философского позитивизма) Искусство должно быть средством идеализации бытия через создание идеалов и укладка их в формы красоты, есть художественные тво ры Философия позитивизма значительно повлияла на художественную практику, обусловив становления натурализма как особого направления французского искусства (Ги де Мопассан, Е Золястецтва (Гі де Мопассан, Е. Золя).

Позитивизм активно сказался на становлении эстетической теории и Тен (1828-1893) - первый во Франции исследователь проблем социологии искусства, идеи которого подвергшихся воздействию философского позитивизма О Конта Правда, в анализе исторического развития искусства он придерживался позиции Г Гегеля В работе \"Философия искусства\" И Тен рассматривает искусство как составляющую общественной жизни и культуры определенных исторических периодов, отмечает связь искусства не только с духовной жизнью общества в определенные эпохи, но и с психологией народсихологією народу.

Под влиянием философии позитивизма состоит психологическое направление - \"эстетика снизу\", в отличие от философской эстетики, или \"эстетики сверху\" Углубление идеи о роли психологии в сфере ест тетичних, в частности психологических механизмов эстетического переживания, осуществляется в работах Т Липпса (1851-1914) Психологию он считал основой всего гуманитарного знания конце XIX века ученый форму ет теорию \"слышится\", рассматривая психологический фактор как основу гносеологии Влияние позитивизма сказывается на \"философии жизни\" - направления, основанном В Дильтея и Г Зиммелем Исходным понятием их си стемы была также теория \"вчувствования\" Требование конкретности в описании фактов, а не их объяснения, отказ от рациональных методов \"науки о духе\" в пользу так называемого понимания тесно связаны с позитивизм ом, но одновременно открывают путь к созданию иррациональных и даже мистических концепций Заимствования И Гербартом кантовской идеи \"незаинтересованного эстетического суждения\" и поиски оснований эстетического удовольствие от восприятия форм и их отношений (психология восприятия) обусловили становление формального направления в эстетике Философия позитивизма, в частности концепция \"бессознательного\" и теории психологизм в, возникают у истоков фрейдизма - одного, из влиятельных направлений эстетики XX в случайно в борьбе с доминированием психологизма в философии XX века состоит феноменологическое трактовки сознания, что влияет также на эстетиклософії XX ст. складається феноменологічне трактування свідомості, що впливає також на естетику.

Для оценки масштаба влияния методологии позитивизма на эстетику XIX-XX вв, проследим основные пути ее развития и географию распространения Отметим, однако, что со второй половины XIX в в эстетике на местн эти философской эстетики появляются различные типы эстетического знания Это обусловлено разницей методологических подходов при исследовании определенных аспектов эстетического [18, кн С, ч 1, с 14] Причем основная цель видится в отрыве эстетики от \"философии сверху\" Исследователи Ленинградской (Санкт-Петербургской) школы философской эстетики выделяют следующие основные типы эстетического знания: психологическая (или экспе риментально) эстетика, которая формируется во второй половине XIX в (Цейзинг, Фехнер, Вундт, Липпс, Спенсер и др.), другим ее направлением является физиологическая эстетика (Грант-Аллен) психоаналитическая эстетика (XX в - Фрейд) В конце XIX века состоит социологическая ориентация эстетической мысли (Гюго, Лало) и социально-психологическая (Тард) Третья конкретно-научная ориентация определяется как искусствоведческая, направленных вана на растворение эстетики в теоретико-искусствоведческом анализе конкретных видов искусства (Земпер, Гильдебранд, Ганслик, Веселовский, Вельфлин и др.) В рамках третьего направления, методологическая позиции я которого, наконец, имеет формалистический характер, выделяются следующие подвиды: \"формалистическая эстетика\" (Гербарт, Фидлер), \"фигуративная формализм\" (Гильдебранд, Вельфлин, Фрай и др.), \"авангардистский движение и формалистическая эстетика \"Четвертое направление правомерно определять как культурологический, или культурно-историческую ориентацию эстетики (Гроссе, Бюхер, горный) Он опирался на развитие философской культурол гии (Ницше, Данилевский, Шпенглер) и на достижения этнографии и археологии В дальнейшем, благодаря развитию конкретных отраслей - языкознания, теории информации, сформировались семиотическая (или семантическая или структуральная) эстетика, информационная или кибер-эстетика Бесспорно, они расширяли границы постижения закономерностей эстетического знанияни розширяли межі осягнення закономірностей естетичного знання.

Проследим развитие этих тенденций в разных странах, представляющих различные эстетические школы, а следовательно, и различие подходов к трактовке проблем эстетики в рамках названных направлений

В немецкой эстетике пост классического периода по методологического плюрализма доминирующим был позитивизм, который нивелирует метод философской дедукции в эстетике Здесь выделяется ряд направлений философской й эстетики, развивающихся в русле гегелевской, фейербаховский, кантианской традиций, причем используя позитивистскую методологию выдающимся представителем гегелевской ориентации был Ф р Фишер (1807-1887), автор труда \"Эстетика, или наука о прекрасном\" Анализируя проблемы эстетики, философ стремится сочетать основные положения эстетической системы Г Гегеля с идеями субъективизма и иррац ионализму в художественно-творческом процессворчому процесі.

В 70-х годах XIX в на основе методологии позитивизма, конкретных наук и субъективно-идеалистического прочтения эстетической теории и Канта состоит неокантианском направление Его представители - и гербарий рт и Г Лотце стремились использовать отдельные положения эстетики и Канта для обоснования собственных эстетических концепций и Гербарт с позиций психологии углубляет понимание человеческих способностей, в частности ВИО кремлюе как разновидности единой способности воображения два типа суждений: логическое и эстетическое Первое относится вне чувственном научному познанию, второе связано с чувственным реагированием на качестве объекта разведки с тосовно незаинтересованного эстетического восприятия и эстетического воображения в контексте идей воспитания он формулирует идеи новой научной дисциплины - психологии искусства Важное значение для эстетической теории м али также психологические опыты ученого, дали основание утверждать: оценка отдельных элементов восприятия (звук, цвет) приобретает эстетической определенности лишь за восприятие их на фоне других звуков и ко Лера, в отношении них Дальнейшими попытками нахождения простых отношений, вступая в эстетически нейтральные элементы образуют эстетическое качество, философ начал тенденции гиперболизма ции формізації форми.




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 15 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Эстетика европейского Средневековья | Основные категории византийской эстетики. | Основные эстетические идеи Возрождения |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав