Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Эстетическая проблематика философии ХХ века

Читайте также:
  1. I. Назовите общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада. Дайте их краткую характеристику.
  2. I. Эстетическая деятельность
  3. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  4. III. Для философии необходима наука, определяющая возможность, принципы и объем всех априорных знаний
  5. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  6. А10. Не является характерной особенностью немецкой классической философии
  7. Аблеев С.Р. История мировой философии./ Аблеев С.Р. 2005 – 418 стр.
  8. Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
  9. Анна Анатольевна Костикова – заведующая кафедрой философии языка и коммуникации философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат философских наук
  10. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.

В эстетике XX века хранятся направления исследований, которые определились как основные в XIX в: философский, психологический, социологический, искусствоведческий Анализ тенденций развития эстетической теории в XX с в целесообразно начинать с немецкой эстетики Она сохраняла тесные связи с философией по традиции, сложившейся со времен О Баумгартена Вопреки тому, что эстетика, равно как и другие отрасли гуманитарных ного знания, длительное время (30-50-е годы XX века) могла развиваться преимущественно за пределами страны, ей свойственно богатство тенденций, направлений и идей, которые влияли на европейскую эстетику и на духовные пои ки в сфере художественной практики В первой половине распространенным был искусствоведческий направление, представлен немецким и австрийской школами В трудах известных его представителей М Дессуар, Г Вельфлина, В Воррингер, М Дворжака, Е Панофський, Г Зедльмайра разрабатывались проблемы философии истории искусства В XX приобрела новую актуальность проблема теоретического статуса предмета и метода эстетической н аукы [18, кн 3, ч.2, с 11] М Дессуар доказал тождественность исследования сферы эстетического отношения человека к миру и художественной деятельности, что обусловило разграничение изучения искусства и изучения красоты и й й восприятия, то есть разграничение эстетической и эстетико-искусствоведческой (\"общее искусствоведение\") проблематики Его труд \"Эстетика\" (1906) построена по такому принципу, поскольку первая ее частей а содержит историко-эстетическую и философско-эстетическую проблематику, а вторая - эстетико-искусствоведческую Похожие идеи прослеживаются в исследованиях последователей М Дессуар: книги Р Амана \"Эстетика\" (1911) Е Утица \"Основы общего искусствоведения\" (в двух томах: т 1 - 1914; т 2 1920) Связь эстетики и художественной практики исследуется в работе В Воррингер \"Абстракция и слышится\" (1909), которая значительно повлияла на становление теории и художественной практики экспрессионизма Эстетические проблемы искусства, художественного творчества, назначение искусства в обществе получили интересное решение в творчестве выдать них художников Германии XX века - Т Манна (\"Доктор Фаустус\" - 1947) и Г Гессе (\"Игра в бисер\" - 1943імеччини XX ст. — Т. Манна ("Доктор Фаустус" — 1947) і Г. Гессе ("Гра у бісер" — 1943).

Вторым направлением, в рамках которого активно развивалась немецкая эстетика, был психологический Традиции психологического подхода к анализу эстетической проблематике, заложишь исследованиями А Цейзинга, Г Фехнера а и других, продолжались в XX в трудами Р Мюллер-Фрайенфельса и Е Меймана Основное направление исследований представителей психологического направления - стремление объединить процессы восприятия и творчества чере с интеграцию экспериментального и интроспективного методов их исследования Идеи психологической эстетики изложены Р Мюллер-Фрайенфельсом в работах \"Психология искусства\" (1912), \"Поэтика\" (1920), \"мысленно ния и фантазия \"(1916) и др. Общая идея произведений - анализ художественных феноменов с обоснованием данных психологии восприятия Не менее важным в его исследованиях является сочетание, с опорой на дифференциальные м етод, коммуникативного цепи: творческий процесс - произведение искусства - эстетическое восприятие Основанием целостности названного цепи ученый считает мир художника, который стремится собственные переживания передать другим лю дям вследствие их воплощение в художественных феноменаунаслідок їх втілення у художніх феноменах.

Двухтомный труд Е Меймана \"Эстетика\" (1913) содержит критику чисто психологического истолкования эстетических проблем (идеи Фехнера, Фолькельт, Липпса) Ученый подчеркивает, что изучение проблем эстетики имеет пое объединять четыре формы 'ее проявления: процесса творчества, произведения как целостности, эстетическое наслаждение и оценку произведений Методы, призванные обеспечивать эту целостность, - чисто психологически экспериментальные: опрос, эксперимент и т.п. Названный подход не соответствовал целостности подхода к эстетически-художественных явлений В этом смысле гораздо эффективнее был метод представителей структурального подхода М Гартмана, Г Зедльмайра, А Елена, которые придерживались идей гештальтпсихологигештальтпсихології.

Особым подходом в рамках психологического направления является психоанализ 3 Фрейда и его последователей К труда 3 Фрейда, непосредственно связанных с вопросами художественного творчества и эстетического восприятия, нал лежат \"Остроумие и его отношение к бессознательному\" (1905), \"Леонардо да Винчи Этюд с психосексуальности\" (1910), \"Поэт и его фантазия\" (1911), \"Достоевский и отцеубийство\" (1926) и др. Основное по понятия в психоанализе - \"либидо\", - свободная, психически направлена??энергия стремится реализоваться (\"оно\") блокируясь сознанием (\"Я\", или \"цензором\" - \"сверх-Я\"), вытеснена сексуальная энергия сублимует ься (возвышается), то есть приобретает социально и культурно воспринятых форм идеи 3 Фрейда получили продолжение в трудах О Ранка и Г Сакса Особое ветвь психоанализа создает аналитическая психология К Юнгження в працях О. Ранка та Г. Сакса. Особливу гілку психоаналізу створює аналітична психологія К. Юнга.

В эстетике Германии 20-х годов XX века благодаря трудам М Гейгера и Е Кассирера происходит становление эстетико-философского направления Общей его тенденцией является ориентация на идеи философской феноменом энологии (Гуссерль) и экзистенциализма (Хайдеггер) Важную роль для становления философской эстетики имели труды Е Кассирера \"Философия символических форм\" (1923-1929) и \"Этюд о человеке\" (1944) Учение я И Канта относительно априорных форм рассудочного познания Е Кассирер распространяет на все виды духовной деятельности Символические формы он рассматривает как имманентно присущие человеку всеобщие способы открытия и с труктурування реальности К таким символических видов опыта принадлежит также искусство - носитель символического содержания, воплощенного в чувственно-образных формах Во времена установления фашистской диктатуры в Германией ини Е Кассирер эмигрировал в СЕЛА, что положительно повлияло на становление философской эстетики в этой странілософської естетики в цій країні.

 

Под влиянием феноменологического метода Е Гуссерля состояла эстетическая позиция М Гартмана В работе \"Эстетика\" (1953 г - опубликована посмертно) философ выделил три формы духа: личностный, объективный и и объективированный Произведение искусства - следствие объективации творческого духа Его природа \"двухслойная\": реальный план (физически существующий произведение искусства) и \"сверхреальное\" (глубинный) - духовный план, существование как ого возможно через посредство реального От субъекта восприятия зависит обнаружения \"ирреального\" (глубинного) плана, причем доминирующим является понимание сущности и назначения искусства как субъективной способности художника к самовыражению Способность воспринимающего субъекта открывать произведении прекрасное - свидетельство способности глубинного восприятием— свідчення здатності глибинного його сприймання.

Особое ответвление в исследовании проблем эстетики - \"информационная эстетика\", основанная не на философии, а на комплексе современных конкретных наук: семиотики, теории информации, неклассической логики, то еории коммуникации и др. Из многочисленных трудов основателя направления М бенз центральное место занимает \"Эстетика\" (в 4 т; 1954-1960) Эстетическое автор рассматривает на основе теории нравственности и функциональные о-семиотического подхода Поэтому первая часть \"Эстетики\" редуцирует эстетическое до знакового процесса, вторая - к информационно-прикладного аспекта эстетического, третья - к коммуникационному Материалом анализа дл я автора является авангардистское искусство XX в Симпатии исследователя к авангардизма обусловлены тем, что это искусство составляет основу семиотически-информационной эстетики, поскольку, в отличие от классического мы стецтва и классической эстетики, современное искусство и эстетика - это \"переход от мира знаков, которые обозначают реальность, к миру знаков, является реальностью\" [18, кн С, ч 2, с 48] Научная ценность названог в направления разве что, как отмечают исследователи, в \"шокирующей действия\" терминологииауважують дослідники, у "шокуючій дії" термінології.

Социологический направление в немецкой эстетике XX века основан в Гаузенштейном, а выдающиеся его представители - Г Зиммель, В Зомбарт, М Вебер Особое значение в социологической интерпретации проблем м искусства принадлежит представителям Франкфуртской школы Г Маркузе и Т Адорно Программная статья Г Маркузе \"О аффирмативний характер культуры\" содержала критику \"утверждая\" (аффирмативного) искусства, что создает иллюзорный мир якобы осуществимых общественных идеалов и решенных жизненных конфликтов Объектом критики философа является общество свободной конкуренции и искусство, служит утверждению его идеалов В противовес апологетике он выдвигает идею негативного, радикального критицизма как духовную позицию настоящего искусства отношению к действительностиого мистецтва стосовно дійсності.

Т Адорно, автор около ЗО книг по философии, социологии, теории эстетики, эстетические взгляды которого формировались под влиянием Г Маркузе, в работе \"Эстетика\" противопоставляет \"идеологическом\" искусству \"неидеоло огичне \"Адорно-эстетик отстаивает идею полной автономии искусства как эстетической реальности Согласно идее\" негативной диалектики \", принцип отношения искусства к действительности - это разновидность\" критической теор ее \"общества В этой связи он отрицает ценность миметичности искусства\" Внешнюю логичность \"произведений философ считает неуместным, поскольку нелепость произведения -\" также часть осуждения той эмпирической рациональности: ведь рациональность общественной жизни стала самодостаточной целью и поэтому превратилась в иррациональное и ошибочное, на средства, вступил цель \"[1, с 165] Отрицанием\" рационального \"в искусстве ученый поддерживает эстетические ориентации модернизма Художественная практика поп-искусства, откликаясь на идеи Т Адорно, активно утверждает анти эстетическое: до художественных феноменов добавляется анти эстеты ческая предметность: хлам, бумага, мусор и т.п. Безусловно, Т Адорно выступил против таких толкований его критической теории, расторгнув с левоэкстремистской двигательноговиступив проти таких тлумачень його критичної теорії, розірвавши з лівоекстремістським рухом.

Художественная практика модернизма, приобретая смысла доминирующей тенденции в искусстве начала XX века, получает теоретическое обоснование в эстетике этого же направления Исходные идеи его эстетики связанные с утвержу енням творческого процесса как самоценного, безотносительно к последствиям формирующих усилий художника В испанской эстетике известным теоретиком модернизма был X Ортега-и-Гассет Теорию эстетического субъективизма он выбьет удовуе на основе заимствований из многих источников частности, это идеи немецкого философа В Воррингер, которые были основанием для формулирования X Ортегой теории \"абстрактного художественного свободы\" (\"Искусство этого мир в и мира иного \", 1911) На основе обращения к идеям гуссерлианства он пытается совместить феноменологический анализ объекта (универсальное) и индивидуальное в его высказываниях феноменологизм при этом разрушается вал предметную содержательность творческого акттну змістовність творчого акту.

Основной труд философа, стала манифестом авангардизма, - \"Дегуманизация искусства\" (1925) Она содержит предельное противопоставление классического и \"дискантного\" искусства Чертами последнего является отчуждение м художника от предмета изображения во избежание переживания и устранение предмета изображения как такового, ограничивающего свободу художника \"Эстетическая радость для нового художника из этого триумфа над человеческим, т м нужно конкретизировать победу и в каждом случае показывать удушен жертву \"[29, с 242], - пишет X Ортега Философ подчеркивает, что новое искусство принципиально ориентировано на дегуманизациципово зорієнтоване на дегуманізацію.

Однако его одобрительная позиция относительно дегуманизуючого искусства неоднозначна В работе звучат отдельные мнения о будущем искусства, дегуманизирует человека и отрицает предыдущую художественное наследие: \"нападать ты искусство прошлого - значит восставать против самого Искусства: ведь что такое искусство без всего созданного до сих пор? во и к науке, и к государству - ко всей культуры в целом \"[29, с 256uot; [29, с. 256].

Идеи философии В Воррингер, в частности его труд \"Абстракция и слышится\", повлияли на формирование эстетической концепции русского художника В Кандинского В трактате \"О духовном в искусстве\" (1912) е др. вдохновляется идеей создать беспредметный живопись, освободив картину от сюжета, \"обременяет\" зрителя языке новой живописи он видит выразительность цвета и формы как таковых, вне всякого связи со с городом, кроме \"содержания\" самого цвета: желтый - \"земной\", голубой - \"небесный\" и т.п. По мнению автора, названные ассоциации возникают в субъекте восприятия с необходимостью, целенаправленно возбуждая людсь ку душу Упомянутый принцип ассоциативности он выстраивает, отождествляя язык живописи и его восприятие с законами создания и восприятия музыкального образа Эстетическая позиция В Кандинского была заимствована эстетикой абстракционизма и реализована в виде чисто формалистического понимания смысла художественной деятельности у вигляді суто формалістичного розуміння сенсу художньої діяльності.

Во Франции, как и в уже рассмотренных Испании и Германии, эстетика модернизма - лишь одно из направлений исследовательской внимания Здесь борьба с субъективизмом в эстетике противоречиво связана с отрицанием с социального назначения искусства и его эстетической сущности субъективистской тенденции во французской эстетике начала XX в получили крайнее проявление в философии А Бергсона с ее противоречивым отношением к науке С одной стороны, признается огромное значение науки в жизни ввиду практической полезности С другой - отрицается ее способность познавать сущность явлений Формулируя отношения между инстинктом и интеллектом, А Бергсон замечает: \"Существуют вещи, которые только интеллект способен искать, но которых он сам по себе никогда не найдет Только инстинкт мог бы найти их, но он никогда не будет их искать\" [5, с 16 8] Интеллект рассматривается в его отношении к вещам материального мира как сила, способная собирать его и раскладывать Однако отрицается способность интеллекта постигать непредсказуемое, а потому, утверждает А Бергсон, интеллект \"отрицает творчество\" [5, с 181] Прослеживая отношения интеллекта и интуиции, философ показывает неспособность интеллекта воспроизвести жизнь как целостность касается инстинкта, в своем оптимал ьно возможном проявлении он мог бы представать как \"интуиция, то есть инстинкт, который не имел бы практического интереса, был бы сознательным относительно себя, способным размышлять о своем объекте и бесконечно расширять и ого, такой инстинкт ввел бы нас в самые недра жизни \"[5, с 196] В соотношении интеллекта и интуиции, первый рассматривается лишь толчком для развертывания интуиции Эстетическая способность видится выше ре внем интуиции, не связанным с миром практики Однако, отмечает Л Левчук, \"было бы ошибочно считать, что сфера эстетического для Бергсона - это лишь еще одна точка опоры в его эстетических странствий ах Дело в том, что для Бергсона человеческая способность к эстетическому восприятию и переживания окружающей действительности есть только следствие существования и активного действия такой формы познания, как интуитивная \"[17 с 32] Субъективизм философии А Бергсона активно влиял на эстетику модернизмвізм філософії А. Бергсона активно впливав на естетику модернізму.

Авторитетными в среде творческой интеллигенции были эстетические идеи представителя неотомизма Ж Маритена, высказанные в трудах \"Бергсонивська философия\" (1913), \"Искусство и схоластика\" (1920), \"антимодой Эрн \"(1922),\" Ответственность художника \"(1961) и др. В полемике с А Бергсоном и Б Кроче Ж Маритен возвращается к идеям эстетики Ф Аквинского, в частности рассматривает роль сознательных импульсов в творчестве необходимость связи чувство прекрасного форме, приспособленной для наилучшего восприятия благодаря пропорциональности и единствао сприймання завдяки пропорційності та єдності.

В 50-х годах XX века на эстетику влияли такие философские направления, как экзистенциализм, персонализм, феноменология В эстетической теории главное место заняли проблемы эстетического сознания личности, роль ее в в социальной жизни (Камю, Сартр, Дюфренн) Ж-П Сартр в работе \"Что такое литература?\" его ужасами мне рисуют не для того, чтобы я невозмутимо воспринимал их, а для того, чтобы, оживив его своим чувством протеста, я раскрыл его ужасные стороны и показал их как несправедливые \"[8, кн 8, ч. 2 с 85] М Дюфренн в трудах \"Феноменология эстетического восприятия\" (1953), \"Поэтическое\" (1963) в полемике со структурализмом отстаивает идею художественной целостности произведения искусства, подчеркивая важность единство ности знака и значение в процессе анализа произведений, а затем - нахождение соответствующего \"инструмента\" их анализа Философ также раскрывает негативную для искусства противоречие между стремлением художников к ориг инальности за недостаточного внимания к художественной завершенности замысельності за недостатньої уваги до художньої завершеності задуму.

искусствоведческой ориентацию французской эстетики отражает творчество Е Сури (Сурья) (\"Соотношение искусств\", 1947) Е Жильсон из этих же позиций исследует процесс создания художественного произведения как есте этической реальности и роль личности художника в названном виде деятельности (\"Живопись и реальность\", 1958, \"Введение к искусству прекрасного\", 1963, \"Материя и форма\", 1964) Узирцем формирующих умений философ считает формалистический живопись на том основании, что художник свободен от любых наследуемыхо митець свобідний від будь-яких наслідувань.

Социологическую тенденцию во французской эстетике реализуют П Франкастель (\"Проблемы социологии искусства\", 1963, \"Искусство и техника\", 1956), а Моль (\"Теория информации и эстетическое восприятие\", 1958; \" \"Социодинамика культуры\", 1967, \"Искусство и ЭВМ\", 1971) Труда А Моля посвященные анализу художественной культуры и характер ее влияния на личностьдожньої культури та характеру її впливу на особистість.

В англо-американской эстетике XX века ведущими тенденциями становятся, во-первых, защита \"чистого искусства\" от техницизма, во-вторых, слияния искусства и жизни через отрицание художественной формы искусства Методами эстетического анализа искусства является феноменологический (Сантаяна) и его варианты: неогегельянство (Бозанкет, Коллингвуд) и неокантианство (Кассирер, Лангер) Эстетическая концепция Е Кассирера отра ражена в трехтомном труде \"Философия символических форм\" (1923-1929), где обосновывается понятие символа рассматривается как основополагающая основа культуры С Лангер - ученица Е Кассирера, называет его \"первой открывателем философии символики \"[16, с 4] Символ Е Кассирер рассматривает\" формообразующих принципу \"и универсальным языком культуры Символ - это средство, с помощью которого происходит всякое оформление д уху В основу искусства положено понятие символа как \"строительного материала\" и продукта искусства и культуры в целом С Лангер в работах \"Философия в новом ключе\" (1942), \"Чувство и форма\" (1953), \"Ум: очерки о человеческое чувство \"(в 3 т - 1967,1972,1982) и других придерживается методологии анализа искусства, определенной Е Кассирера, внося весомый творчество в анализ конкретных художественных явлений и в понимание специфики художественного мышления В отличие от символического языка науки, является дискурсивной, художественный символ, по мнению С Лангер, - структурный Художественные символы \"не переводятся, их смысл ограничь уеться той конкретной форме, которой он приобрел Смысл всегда является неявным, и не может укладываться в любую интерпретацию \"[16, с 232] Художественная истина характеризуется лишь\" истиной символа в отношении ф Орм чувства - форм неопределенных, но осязаемых в том случае, когда они возникают в чувственном отражении \"[16, с 234] В эстетике С Лангер сформулирована теория\" превентивного символавони виникають у чуттєвому відображенні" [16, с. 234]. В естетиці С. Лангер сформульована теорія "превентивного символу".

К направлениям англо-американской философской эстетики XX в принадлежат также теория \"эстетического опыта\", очерчена основателем философии прагматизма Дж Дьюи; концепция эстетического функционализма Т Ман НРО, эстетика неопозитивизма - Ч Огден, А Ричардс, Л Витгенштейн Обозначенные направления развития англо-американской эстетики можно характеризовать как сциентистские, поскольку в анализе проблем эстетики вон и основываются на методах точных наук, а также на лингвистике, семиотике, эмпирической психологииричній психології

Большой популярностью в англо-американской эстетике первой половины XX века получила психоаналитическая теория искусства Известным представителем этого направления был Г Род Его психоаналитическая теория искусства с сосредоточена вокруг анализа таких проблем личности; творческого процесса; произведения искусства и его общественных функций; процесса восприятия искусства Искусство рассматривается с помощью понятия \" форма \"Способность найти форму, чтобы отразить устойчивые структуры окружающего мира и внутренние духовные структуры - это и есть истинное предназначение искусства Форма в искусстве является символом, а искусство - в ниверсальною деятельностью порождения символов Психоаналитический подход к толкованию искусства проявляется в понимании сущности художественного символа Символы служат для обозначения предмета желания, возд Ання его в памяти и создание последовательности в действиеослідовності в діях.

Отдельное направление в англо-американской эстетике образует позитивистской-психологический подход к пониманию искусства, связанный с экспериментально-эмпирическим методом анализа Это метод, сосредоточивал дос слидницьку внимание на целостности художественного произведения как условии его эстетически-художественной выразительности Так определилось \"кодовое\" понятие \"гештальт\" - единство целостного образа сознания и эстетического объекта как целостной структуры Широкое применение идей гештальта в эстетике характерно для работ Р Арнхейма \"К психологии искусства\" (1966), \"Визуальное мышление\" (1970), \"Энтропия и искусство Очерки о порядке и хаос в искусстве \"(1971) и др. Заслуга гештальтпсихологии в преодолении\" поэлементного \"подхода к восприятию и пониманию эстетического восприятия как видение мира во всей его полноте [3, с 47-48] Недо счету гештальт-подхода является отказ признать психический образ как отражение реальности и отождествления его с физиологическими процессами в мозгуння реальності й ототожнення його з фізіологічними процесами в мозку.

Социологический направление в англо-американской эстетике рассматривает функционирования искусства на разных уровнях: эмпирическом (изучение ориетаций, установок, реакции зрительской аудитории), изучение групп (мижгр рупових и внутригрупповых отношений) в аспекте отношений внутри исполнительного коллектива и т.д.; институциональный уровень - исследования искусства как социального института в системе других институтов то что В исследованиях социологии искусства уделяется внимание вопросу \"художник - среда\" По этому признаку выделяют несколько типов художников Во-первых, это художник-авангардист, приверженных \"чистых\" фо рмальних методов Второй тип соединяет творческий поиск в эстетической сфере с работой в дизайне, в коммерческом или поп-искусстве Третий тип - художник-прикладник, который отрицает самоценное роль искусства и считает, что оно должно приобрести практическое направлениеи практичного спрямування.

Основное назначение искусства видится в \"компенсаторський\" его функции-позволять лицу в воображении проигрывать те проблемные ситуации и социальные роли, которых она не переживает в реальности, с тем чтобы получать иллюзию свободію свободи.

Итак, в XX в эстетическая проблематика развивается по четырем направлениям, определенным в эстетике XIX века: философским, психологическим, искусствоведческим, культурологическим Причем, с одной стороны, прослеживает ется стремление приблизить названы направления исследований для создания целостной эстетической теории С другой - тенденция приближения теории к непосредственной художественной практики с целью выяснения функций мист ецтва и его места в социуме Особым ответвлением в эстетике XX - начала XXI вв была эстетика и художественная практика постмодернизма, анализ основных идей которого будет осуществлен в дальнейшемльшому.




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Эстетика европейского Средневековья | Основные категории византийской эстетики. | Основные эстетические идеи Возрождения | Эстетика немецкого Просвещения и романтизм |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.02 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав