Читайте также:
|
|
Человек должен жить в удовольствии, согласуясь с собственной природой. Наши
чувства – лучшие советчики. Те из них, которые доставляют нам наслаждение,
должны служить критерием добра. А те, что вызывают страдания, - критерием
зла. Но следует отказываться от всякого наслаждения, которое неполезно. И
если перейдешь меру в наслаждениях, то самое приятное станет неприятным. Цель
жизни – хорошее расположение духа. Оно достигается умеренностью в
наслаждениях, умением владеть собой так, чтобы за удовольствием не следовали
неизбежно страдания. Нужно уметь предупредить страдания разумным
размышлением, изгонять страдания души, если они уже постигли нас, разумом.
Демокрит считал, что человек-продукт природы. Земля, насыщенная влагой и
атомами огня, породила всё живое, в том числе и человека. Внутренности
человека формировались из необходимости. Примечательно, что Демокрит не
разделяет внутренние органы человека и животных. По его мнению, тела и
человека, и животных состоят из одной и той же материи. О движущихся в лучах
солнца пылинках Демокрит говорил как о модели движущихся атомов души. Душу
человека составляют огненные атомы. Большая концентрация этих атомов, то есть
душа, отличает человека от животных. Движение атомов души является источником
жизни и сознания. Однако душа не заперта в теле, а находится в тесной с ним
связи. Дыхание обеспечивает человеку равновесие. Оно выравнивает количество
огненных атомов, уходящих с выдохом и приходящих с вдохом. Отрицание
отдельной от тела души, что было свойственно взглядам орфиков, подтверждает
атеистический характер учения Демокрита. Движением атомов Демокрит объясняет
и такие явления как смерть и старость.
Человек для Демокрита- это не только душа и тело, это целый микрокосмос.
Внешне мы знаем человека, однако, мы должны понять то, что нам в нём не ясно.
В поиске ответа на этот вопрос Демокрит видел смысл жизни любого философа.
Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного познания.
Первое, чувственное познание, Демокрит считает “тёмным”, так как оно
затемняется обманом ощущений. Второе же, разумное познание, он называет
“светлым”, так как оно глубже проникает в суть вещей. Эти два пути познания,
через ощущения и разум, выступают у
Демокрита как два уровня познания, высший и низший. Причём они взаимно
дополняют друг друга. Это говорит о том, что Демокрит, хотя и несознательно,
но оперировал понятием порога ощущения. По его мнению, например, нет в
природе острого вкуса, а возникает он лишь во “мнении”, когда на органы
чувств воздействует вещество, атомы которого острые, угловатой формы. Таким
образом, все ощущения (тёплое и холодное, цвет, вкус, запах) существуют лишь
“во мнении”, а “по истине” существуют атомы и пустота. В этом и есть
трудность познания - разум не может найти истину без чувств, а чувствам
доверять нельзя. Трудность познания обуславливает также индивидуальные
чувства человека. Демокрит, сознавая всю сложность отношений субъекта к
объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового времени
название проблемы “первичных и вторичных качеств”. Первичные качества - это
фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и постигаются разумом.
Вторичные качества – это свойства вещей, воспринимаемые чувственно (тепло,
холод, запах и т.д.).
В середине пятого века центр тяжести философских интересов стал перемещаться
от космоса к общественным делам. Это было связано с бурным и неспокойным
течением жизни в Древней Греции. Поворот к человеческим проблемам наблюдался
и у Демокрита. Основной вопрос, волновавший философов того времени, касался
формы правления (монархия, аристократия или демократия). Социальная философия
Демокрита тесно связана с его естественнонаучными взглядами, социально-
политической обстановкой того времени и с развитием предшествующей
общественной мысли. На определённом этапе общественного развития любого
общества в нём возникает миф о “золотом веке”. Подобная легенда существовала
и в Греции. Существовала легенда и о “первых изобретателях”. Согласно ей все
общественные институты, культура, цивилизация были даны человеку богами.
Почти все люди времён Демокрита верили в эти легенды. Однако образованная
часть общества уже не считала их достоверными. В рамках античного
миропонимания появляются новые гипотезы эволюционного развития земли и
человечества. Демокрит считал, что люди, защищаясь от диких зверей,
сплачивались и учились помогать друг другу. Сбиваясь в кучки, они постепенно
учились строить жилища и заготавливать пищу на зиму. Со знанием огня начали
развиваться ремёсла, искусство. По Демокриту нужда и опыт были двигателями
развития человечества. Древний философ считает человека частью природы,
которую он постигает опытом. Человек сам является животным. А музыка и поэзия
как изящные искусства возникали позже и не из нужды, а от избытка благ.
Во второй половине 5 века возникает понятие “природных”, “естественных”
законов. Софисты первые противопоставили то, что человеку дано природой и то,
что человек видоизменил сам. Для сторонников демократического полиса эпохи
расцвета было характерно стремление согласовать природное
начало с законами. Демокрит тоже резко не противопоставлял два этих понятия.
Он считал, что у человека есть врождённые задатки.Они то и были основой
прогресса человеческого общества. А его естественные потребности – движущей
силой. Природа по Демокриту является сущностью вещей, а законы – это
условность. Если закон не согласуется с природой, он должен быть изменён.
Человек – это атом общества и государства, а государство вторично, так как
любое сочетание атомов вторично к самим атомам. Следовательно, государство,
его законы должны согласовываться с природой атомов. То, что Демокрит видел и
понимал взаимосвязь между природой и законами, личностью и обществом явилось
крупным шагом в развитии самосознания личности.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 13 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Античная философия | | | Софисты |